Олег Кулагин
Продолжим размышления о стратегии. В предыдущей статье мы рассмотрели взгляд на стратегию как на развитие бизнес-модели, согласно которому, в отличие от классического подхода, стратегия рассматривается как переход из текущей в целевую бизнес-модель посредством реализации портфеля проектов и программ развития организации. Причем, этот переход является адаптивным с учетом реальных обстоятельств быстро изменяющегося рынка и внешнего мира. Мы же помним, что стратегия должна быть «упругой», т.е. в меру жесткой и гибкой одновременно. Примем этот взгляд на стратегию за основу.
Тогда процесс стратегического управления очень упрощенно и очень укрупненно можно представить как последовательность четырех этапов:
- Стратегический анализ.
- Проектирование желаемого будущего организации.
- Стратегическое планирование.
- Реализация стратегия.
На каждом из них решается ряд задач.
На этапе стратегического анализа необходимо:
- построить текущую бизнес-модель организации, провести «инвентаризацию» всех ее элементов, посмотреть, что у нас есть, чего нет, и честно заполнить шаблон бизнес-модели по всем блокам;
- провести организационную диагностику с целью выявления явных и скрытых проблем компании, получения новой ценной информации и формирования целостной картины текущего состояния и тенденций развития (или деградации) организации.
- выполнить анализ внешней среды с целью выявления наиболее устойчивых и сильных трендов в макросреде и на рынке, представляющих угрозы или возможности для организации.
На этапе проектирования желаемого будущего необходимо разработать стратегическое видение (VISION) организации с учетом целей и ценностей не только собственников, но и персонала организации. Образ будущего должен быть амбициозным, но реалистичным, и включать в себя представления о масштабе бизнеса, конкурентном облике и ключевых стратегических изменениях в организации.
На этапе стратегического планирования необходимо:
- Построить целевую бизнес-модель, отражающую наши планы по развитию бизнеса и организации на ближайшие N лет (например, 1-3-5 лет), исходя из образа желаемого будущего компании.
- Сформулировать стратегические цели и разработать стратегическую карту («дерево целей») предприятия.
- Выполнить ресурсный анализ, чтобы оценить, какие затраты времени и инвестиции необходимы для реализации нашего стратегического плана, и сколько реально будет «стоить» целевая бизнес-модель, если мы ее реализуем на практике.
- Сформировать портфель проектов и разработать планы проектов по развитию компании.
На этапе реализации стратегии крайне важно:
- Разработать необходимые документы и регламентировать принятые стратегические решения в форме планов, политик и приказов, чтобы они приобрели силу закона с указанием ответственных, сроков и других ресурсов.
- Обеспечить максимальное информирование всего персонала о новых целях и планах деятельности компании.
- Запустить программы и проекты развития, используя при этом весь арсенал методов управления проектами (от сетевых планов до Agile-технологии).
- Осуществлять непрерывный стратегический контроллинг, отслеживая динамику всех ключевых стратегических показателей бизнеса.
Если очень кратко, то примерно так. Но!!!! При этом важно понимать, что стратегическое управление – это не проект, а именно ПРОЦЕСС, осуществляемый постоянно и непрерывно в режиме 24/7 параллельно с операционной деятельностью компании. Причем, это процесс не линейный, как показано на рисунке, а витиеватый и итеративный, поскольку очень часто приходится возвращаться назад, пересматривать ранее принятые решения и оценки и продвигаться вперед методом проб и ошибок, адаптируясь к изменениям во внешней и внутренней среде организации. И в этот процесс должны быть вовлечены все собственники, руководители и ключевые специалисты. Наиболее эффективным инструментом для достижения этой цели являются стратегические сессии, но при одном условии: необходимо понимать, что это такое, и уметь их правильно подготавливать и проводить. Тогда результат вас приятно удивит и превзойдет все самые смелые ожидания.