Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Зачем был нужен хвост летучим ящерам

Позвоночные всё делали поздно. Они и возниклипочти последними из крупных типов животных, и на сушу выбрались последними. А летать научились, во всяком случае, махая крыльями, и вовсе только в мезозое. Первые летающие позвоночные — птерозавры, появились только в середине триаса, 220 миллионов лет, и прожили до самого мел-палеогенового вымирания. За более чем полтораста миллионов лет своего существования птерозавры породили не менее значительное видовое разнообразие, чем современные птицы. Размером они были от небольшой кошки до гигантов с размахом крыльев в дюжину метров, которые с трудом взлетали и плохо летали. Образом жизни они тоже сильно различались — от мелких древесных видов до аналогов альбатросов, летавших над морем и питавшихся рыбой. Впрочем, на заре своей истории летающие ящеры, разумеется, столь разнообразны не были. Но у большинства из них была одна примечательная особенность — длинный жёсткий хвост с лопастью на конце. Для чего оно им было надо, есть разные версии. По одн

Позвоночные всё делали поздно. Они и возниклипочти последними из крупных типов животных, и на сушу выбрались последними. А летать научились, во всяком случае, махая крыльями, и вовсе только в мезозое. Первые летающие позвоночные — птерозавры, появились только в середине триаса, 220 миллионов лет, и прожили до самого мел-палеогенового вымирания.

За более чем полтораста миллионов лет своего существования птерозавры породили не менее значительное видовое разнообразие, чем современные птицы. Размером они были от небольшой кошки до гигантов с размахом крыльев в дюжину метров, которые с трудом взлетали и плохо летали. Образом жизни они тоже сильно различались — от мелких древесных видов до аналогов альбатросов, летавших над морем и питавшихся рыбой.

На хвосте у рамфоринхов была забавная кисточка.
На хвосте у рамфоринхов была забавная кисточка.

Впрочем, на заре своей истории летающие ящеры, разумеется, столь разнообразны не были. Но у большинства из них была одна примечательная особенность — длинный жёсткий хвост с лопастью на конце. Для чего оно им было надо, есть разные версии. По одной из них, это результат полового отбора — с помощью таких хвостов птеродактили привлекали партнёров для размножения.

Однако для результатов полового отбора характерен половой диморфизм — бросающиеся в глаза различия форм и размеров тела между самцами и самками. А вот этого как раз у ранних птерозавров и не наблюдалось. К тому же хвостовые лопасти были у очень многих видов, что указывает на их явную неслучайность. Так что более вероятно, что лопасть на хвосте играла ту же роль, что хвостовое оперение у самолёта — она стабилизировала животное в полёте.

Некоторые из них прекрасно сохранились.
Некоторые из них прекрасно сохранились.

Гипотеза о том, что хвостовые лопасти одного из самых ранних птерозавров — рамфоринха, были «укреплены» гибкими дугами из хрящей, высказывалась ещё в позапрошлом веке. Но возможность проверить появилась только относительно недавно, после разработки современных неразрушающих методов исследования окаменелостей. В результате такого изучения выяснилось, что в хвосте рамфоринха был не один, а целых два разных набора внутренних структур.

База для изучения у палеонтологов была более чем солидная. Им удалось исследовать более сотни образцов мягких тканей Rhamphorhynchus muensteri, найденных в Германии. Предварительный отбор учёные провели, просто осматривая окаменелости в ультрафиолете. Отобрав же четыре образца, которые выглядели буквально как живые, детали их строения прояснили с помощью лазерно-индуцированной флуоресценции. Этот метод подсвечивает те детали, которые нельзя разглядеть в ультрафиолетовом излучении.

Гораздо позже птерозавры выросли, обзавелись длинными шеями...
Гораздо позже птерозавры выросли, обзавелись длинными шеями...

Лопасти у отобранных образцов имели в длину около трёх дюймов, примерно пятую часть общей длины хвоста. Все эти лопасти имели форму ромба, которую им придавал десяток и более групп вытянутых структур, перпендикулярных хвостовым позвонкам. Причём их число не было постоянным, у одного из экземпляров насчитали почти полторы дюжины.

Сами структуры представляли собой очень тонкие, менее миллиметра, но при этом полые стержни. Причём этими стержнями дело не ограничивалось — в хвосте одного из рамфоринхов исследователям удалось разглядеть ещё один комплект стерженьков, на этот раз почти параллельных хвосту. То есть внутренняя структура хвостовой лопасти фактически представляла собой решётку.

И совершенно панковскими гребнями на голове.
И совершенно панковскими гребнями на голове.

По предположению авторов исследования, такая сложная структура нужна была для того, чтобы лопасть не растягивалась во встречном потоке воздуха, сохраняя упругость и жёсткость. Эти свойства, в свою очередь, позволяли лопасти играть роль руля в полёте — именно решётчатая структура хорошо держала динамические нагрузки при резких движениях охотящегося птерозавра.

Впрочем, позже летающие ящеры от такой конструкции отказались – они не только сильно выросли в размерах, но и сместили центр тяжести вперёд, в том числе за счёт шеи, а роль рулей взяли на себя крылья, ставшие более управляемыми, и здоровенные гребни на голове.

Наука
7 млн интересуются