На сегодняшний день автоматизация сразу нескольких участков работы кредитных аналитиков обеспечила 20%-ный прирост бизнеса без расширения штата. Роман Трушков, директор департамента кредитного анализа корпоративных клиентов Абсолют Банка, рассказал об основных этапах проекта, отличиях от автоматизации кредитования розничного и МСБ-направлений и результатах, повлиявших на важные показатели бизнеса.
— Насколько сложно продвигается автоматизация кредитования крупного корпоративного бизнеса (ККБ) в отрасли в целом и какого рода препятствия вы видите на этом пути?
Р. Трушков: Продвигается сложно и очень медленно. В отличие от розничного бизнеса и МСБ, при работе с ККБ мы имеем дело с множеством индивидуальных условий при сравнительно небольшом количестве клиентов и транзакций. Соответственно эффект от цифровизации получить гораздо сложнее. Кроме того, на корпоративном направлении очень высоки требования к уровню экспертности сотрудников.
Совокупность этих факторов приводит к значительному удлинению срока окупаемости проекта. При этом лидеры розничного банкинга уже вышли на такой уровень автоматизации, когда эффективность приходится выжимать по крохам, сокращая расходы в лучшем случае на 2–3%. Соответственно с каждым последующим шагом в рознице отдача от инвестиций в «цифру» сокращается. И в корпоративном бизнесе на этом фоне эффект от цифровизации сейчас может быть выше.
— Какими были предпосылки для запуска проекта по автоматизации кредитования ККБ?
Р. Трушков: Во-первых, ужесточение требований регулятора в части повышения уровня и глубины аналитических отчётов, предоставляемых в Центробанк.
Во-вторых, необходимость стандартизации процессов. Регламентация работы специалистов с высоким уровнем экспертности — задача сама по себе нетривиальная, многообразие кейсов только усложняло её решение. Например, одним из самых громоздких процессов была передача действующего клиента от одного специалиста к другому, поскольку фиксация принятых решений находилась исключительно в зоне ответственности конкретного сотрудника.
В-третьих, ручной процесс предполагает заполнение множества разных форм, что также отнимает время и ресурсы, особенно при необходимости переноса данных из открытых источников.
Первым реализованным проектом в этом направлении стало автоматизированное рабочее место кредитного аналитика. Мы начали с цифровизации простейших операций, не требующих высокого уровня экспертности от сотрудников, — с подготовки форм отчётности для Банка России и для внутреннего пользования, таких, например, как оценка финансового положения, приложения к профессиональным суждениям, финансово-аналитические материалы для кредитной заявки перед её передачей на кредитный комитет.
Далее в этот модуль был перенесён процесс рейтингования корпоративных клиентов.
На следующем этапе мы подключили к платформе внешние источники, что позволило кредитным аналитикам оперативно обрабатывать данные по обслуживанию клиентами обязательств в других банках.
После оцифровки этих процессов мы приступили к их автоматизации...
Продолжение читайте на https://futurebanking.ru/post/4096