Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) часто сталкиваются с трудностями в восприятии сенсорной информации, и такие нарушения могут серьезно влиять на их повседневную жизнь, ограничивать социализацию и вызывать выраженные эмоциональные реакции. Сенсорные перегрузки у таких детей могут проявляться как чрезмерная или, наоборот, пониженная чувствительность к звукам, свету, текстурам и прикосновениям, что вызывает сильное внутреннее напряжение и приводит к трудностям в общении и интеграции в коллектив. Чтобы помочь ребенку научиться управлять чувствами, родители и педагоги могут использовать ряд проверенных практик, основанных на принципах сенсорной интеграции и поведенческой терапии.
Среди наиболее признанных авторов в области сенсорной интеграции - доктор Джин Айрес, автор книги «Сенсорная интеграция и ребенок». В своей работе она раскрывает фундаментальные принципы, которые легли в основу современных методов работы с детьми, испытывающими сенсорные расстройства. Она указывает, что центральное место в коррекции нарушений занимает постепенное приучение ребенка к раздражителям, которые провоцируют перегрузку, и внедрение сенсорных практик, способствующих адаптации.
Для начала следует составить сенсорный профиль ребенка, проанализировав его реакцию на различные раздражители. Это можно сделать, наблюдая за поведением ребенка в повседневной обстановке. Например, если ребенок чрезмерно чувствителен к звукам, ему могут подойти шумоподавляющие наушники или регулярные тренировки с мягкими шумами (белый шум, звуки природы). В случае гиперчувствительности к тактильным раздражителям, можно использовать «сенсорные диеты», включающие последовательные упражнения с мягкими материалами и текстурами, к которым ребенку нужно постепенно привыкать.
Другим важным аспектом является развитие навыков саморегуляции. Практики глубокого давления, такие как крепкие объятия или утяжеленные одеяла, могут помочь ребенку почувствовать собственное тело, снять тревожность и стать спокойнее. Согласно недавним исследованиям, опубликованным в "Journal of Autism and Developmental Disorders", подобные техники позволяют снижать уровень тревожности у детей с РАС и способствуют улучшению внимания и сосредоточенности.
Кроме того, полезным инструментом могут стать визуальные расписания и графики, которые помогают ребенку понимать и прогнозировать последовательность событий. Например, можно использовать изображения и символы для обозначения ежедневных действий, таких как утренние сборы, поход в школу, обед. Прогнозируемость структуры дня даёт ребенку чувство безопасности и стабильности, а визуальные подсказки помогают избежать сенсорной перегрузки, связанной с неожиданными изменениями.
Также стоит уделить внимание упражнениям для развития крупной моторики, например, включать в распорядок дня занятия на балансирах или упражнения с прыжками и ползанием. Эти практики способствуют повышению осознанности тела в пространстве, что снижает уровень сенсорной перегрузки и улучшает способность к социализации.
Работа с сенсорными расстройствами у детей с РАС требует терпения и систематичности. Сочетая разнообразные сенсорные техники, родители и педагоги могут создать условия, которые помогут ребенку контролировать свои реакции на раздражители, что постепенно ведет к улучшению социальной адаптации и снижению уровня тревожности.
Добро пожаловать в ИНКЛЮЗИУМ!
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу ИНКЛЮЗИУМ — сообществу, где мы делимся советами и техниками по развитию детей, адаптации в детском саду, инклюзии и поддержке родителей. Вместе создадим пространство для счастливого и гармоничного детства!