– «Всё, решено! Беру этот кроссовер. Такой красавец, что соседи обзавидуются», – сказал Игорь Петрович, с трудом сдерживая восторг. Перед ним стоял блестящий новый Москвич 3 – современный, обтекаемый, с экраном на пол руля.
Продавец, молодой, но уверенный парень, подтолкнул нужное направление:
– «Супер вариант, дядь Игорь! Электроники – завались, машина едет плавно, а цена – песня. Всего 2,3 миллиона рублей!»
Игорь Петрович, в свои 55 лет, был человеком опытным. Жизнь его научила: где блестит слишком ярко – там наверняка что-то гниёт. Но китайский кроссовер пленил его. Стильный кузов, вроде бы экономичный двигатель, обещанная поддержка дилеров... Что может пойти не так? – думал он.
Через три недели восторг улетучился. После пары поездок бортовой компьютер начал чудить – экран мигал, радио само переключалось на китайскую волну, а климат-контроль жил своей жизнью.
«Ну, мелочи», – решил Петрович, подав заявку в сервис. Но на проверке оказалось, что эта «мелочь» обернулась задержкой на две недели: запчастей не было в наличии, «ждем из Китая».
Как только машина вернулась в строй, её ждал следующий удар: мультимедийная система отказала прямо на трассе. Вместо обещанной плавности – рывки при ускорении и сбои в работе вариатора.
Вскоре Игорь Петрович вспомнил статью, где говорилось о том, что вариаторы китайцев долго не живут – после 40-50 тысяч километров подшипники начинают разрушаться.
– «Ох, на кой чёрт я взял этот Москвич? Ведь говорили – не бери!» – чертыхался он. На ремонт коробки предлагали записаться аж на два месяца вперёд.
Товарищ Петровича, Валера, тоже в своё время рискнул и взял Chery Tiggo 7 Pro Max. Но и он не был счастлив. Валера рассказывает:
– «Завожу машину утром, а на приборке – гирлянда, как на ёлке. Камеры не работают, экран перезагружается каждые пять минут! Пока к сервису доехал, чуть инфаркт не хватил!»
На сервисе Валере объяснили: «Это нормально для нашей модели. Электроника у них хромает». Мастера пожаловались, что в рестайлинговой версии Tiggo ситуация с электроникой стала только хуже.
К тому же китайцы не забыли о проблемах с вариатором: он тоже "умирал" после 40-50 тысяч км. Оказалось, что китайские инженеры позаимствовали конструкцию вариатора у японцев (модель Jatco), но вот на материалах сэкономили. Итог – подшипники крошатся, а коробка разваливается. Ремонт – не меньше 250-300 тысяч рублей, если вообще удастся найти запчасти вовремя.
Как-то раз, встретившись за рюмкой чая, Игорь Петрович и Валера решили обменяться опытом. «Москвич», «Чери» – всё одно и то же. Продаём, пока не поздно!»
Но не тут-то было. Оказалось, что ни один покупатель не горел желанием взять китайские машины даже за полцены. Вторичный рынок буквально избегал таких автомобилей – люди опасались проблем с запчастями и долгого ремонта. «Такую тачку проще утопить, чем продать», – сказал Игорь Петрович, листая объявления на Авито.
Тут они вспомнили про внедорожник Tank 500, который Валера мечтал купить, пока не наткнулся на ролики с разбитыми поршнями на пробегах в 6,5 тысяч километров. Оказалось, что у некоторых владельцев двигателя попросту не хватало из-за некачественного топлива или плохих смазочных материалов.
– «Всё это – капкан на колёсах!» – подвёл итог Валера.
Спустя пару месяцев Игорь Петрович с трудом сбыл свой Москвич перекупам, потеряв больше 40% от его стоимости. Валера пока ездил на своём Tiggo, но уже морально готовился к продаже – пусть и в убыток.
«Лучше старую «Тойоту» взять или нашу «Весту», чем ещё раз вляпаться в китайское чудо техники», – ворчал Валера. Его слова подтверждали цифры: ликвидность китайских машин на вторичке падала с каждым годом, а запчасти и сервис становились всё сложнее доступными.
В этот вечер за чаем Игорь Петрович рассмеялся:
– «Ну что, Валерий, в следующий раз – только проверенное?»
Валера кивнул:
– «А то! Как говорят – скупой платит дважды, а доверчивый – всю жизнь!»
Так друзья усвоили простой, но важный урок: красивые машины снаружи не всегда так хороши внутри. Лучше переплатить за надёжность, чем выбросить деньги на ветер, соблазнившись блестящей обёрткой.
И ведь правду говорят – дешёвый сыр бывает только в мышеловке. А «Москвич», как ни крути, так и остался куском китайского железа с российским шильдиком.