Найти в Дзене
Navygaming Channel

Из транспорта в "подводный крейсер" - для "Кайзерверфь" нет ничего невозможного/2/ - Многое решал бортовой залп!

Два похода немецкой транспортной подводной лодки "Дойчланд" через океан (читать ЗДЕСЬ) в 1916 году на практике показал, что такие переходы вполне возможны, даже несмотря на гибель второго "прорывателя блокады" - "Бремена". Здесь нельзя забывать, что более 90% лодка шла в надводном положении! Этот успех показал, что постройка торговых подводных лодок мог­ла служить эффектным способом прорыва морской блокады, проводи­мой Великобританией. Немцы планировали построить флотилию подводных лодок, которая откроет регулярную подводную морскую линию в США. Более того, в 1916 году было заложено шесть корпусов для таких субмарин.

Корабли проектировались под руководством Ханса Техеля и не имели вооружения. Да эти коммерческие лодки были относительно тихоходными и неуклюжими (как их характеризовали М.Прендергаст и Р.Гибсон), но обладали большим надводным бортом и большим радиусом действия. Первое время построенные лодки плавали под гражданским флагом и принадлежали ком­пании «Дойче Океан Реедерай» из Бремена и должны были перевозить небольшие партии невоенных грузов.

"Дойчланд" в новом качестве и обличьи
"Дойчланд" в новом качестве и обличьи

Но с появлением этих первых и как ока­залось - последних подводных транспортных судов, возникла деликат­ная проблема из области дипломатии. Англия и Франция, как воющие державы, не считаясь с торговым флагом, причислили эти подводные лодки к военным кораблям, подле­жащим уничтожению. Зато госдепартамент США двукратно признал за «Дойчланд» статус торгового судна одной из воюющих стран, находящимся в нейтральном порту. Также в связи с официальной принадлежностью подводной лодки «Бремен» (погибшего) к торговому флоту, он никогда не включался в списки потерь подводных лодок.

Два удавшихся похода через Атлантику в 1916 году показали немцам, что кон­цепция «подводных купцов» была правильной. Однако ход продолжаю­щейся войны распорядился иначе, вместе с началом «неограниченной» подводной войны ценность каждой подводной единицы стала «на вес золота» и было решено переоборудовать «Дойчланд» и его 6 строя­щихся «систершипов» в сильно вооруженные подводные крейсера. В тоже время та самая "неограниченная" подводная война привела к тому, что баланс на внешнеполитической арене изменился - США вступили в войну на стороне Антанты, и о походах в эту страну пришлось забыть. Но рейды к ее побережью продолжились, причем с другими целями, более агрессивными.

U-155 в Лондоне
U-155 в Лондоне

На лодках, задуманных как "подводные транспорта" установили торпедные аппараты, по два 150-мм орудия (на некоторых установили 2х1-105-мм/45 и 2х1-88-мм/30 орудий - целую батарею (кроме U-155-157), подготовили ТА для постановки мин. Работы проводила верфь «Германия» в Киле. Субмарины были переименованы по военному образцу, получив цифровые обозначения: U-151-U-157, так «Дойчланд» стал U-155.

Подводная лодка U-155 вошла в состав флота 10 февраля 1917 года под командой капи­тан-лейтенанта Менселя и уже 27 марта была зачислена в состав сформирован­ной флотилии подводных крейсеров.

Подводная лодка типа U-151
Подводная лодка типа U-151

В первый боевой рейс лодка пошла 23 мая 1917 года и до 5 сентября потопила в районе Оркнеев суда водоизме­щением 53308 брт. Показательно, что экипажем было истрачено 1192 снаряда 150-мм калибра из взятых на борт 1720, 104 взрывных устройства (подрывных зарядов) из 200, и 5 торпед). В сентябре 1918 года корабль в третий раз пошел в направлении Соединен­ных Штатов, но у же с целью борьбы с судоходством в том районе. В том рейсе U-155 потопила транспорты водоизмещением 17485 брт. В конце ок­тября, когда война уже завершалась, бывший «Дойчланд» двинулся домой. Корабль пришел в Киль через 4 дня после заключения перемирия. В сумме он потопил 42 судна водоизмещением 118373 брт, что дало ему право занять 15-е место по результативности в Первой Мировой войне.

Подводная лодка U-155
Подводная лодка U-155

24 ноября на основании 188-й статьи мирного договора подводная лодка U-155 была передана в Гарвиче англичанам. Этот подводный крейсер показывали как экспонат в Лондоне, а потом продали на слом за 2000 фунтов фирме «Роберт Смит энд Сан» из Ливерпуля.

Подводная лодка U-155 (бывшая "Дойчланд" в Лондоне)
Подводная лодка U-155 (бывшая "Дойчланд" в Лондоне)

Остальные подводные лодки данного типа также, в своем большинстве, зарекомендовали себя как результативные подводные лодки. Большая дальность плавания позволяла им действовать в районе Азорских и Канарских островов, что стало для союзников неожиданностью. Одна из лодок этого типа в конце 1917 года пересекла Атлантический океан, чтобы перерезать океанский телеграфный кабель у берегов Америки. Кстати, именно U-151 в мае 1918 года перерезала в море у Нью-Йорка два кабеля - один в Европу, другой - в Южную Америку (каким образом - нет данных). Несмотря на то, что эти подводные крейсера отличались плохой "управляемостью и скверными качествами при погружении", их феноменальный радиус действия сыграл свою роль.

Так, U-151 (в торговой версии «Ольденбург») была спущена на воду 4 апреля 1917 года на верфи «Райхерстиг» в Гамбурге. Вошла в состав флота 21 июля под командой корветтен-капитана Копхамеля, потопила 36 судов (82143 брт). Одной из значимых жертв этого подводного крейсера стал итальянский транспорт с боевыми припасами "Капрера" (5040 т), который лодка перехватила в районе Азорских островов. Среди прочего транспорт вез около 1000 т динамита, при этом его экипаж отважно отбивался из единственного орудия, а командир немецкой субмарины, как бы чувствуя опасность, предпочел расстрелять такого "наглого купца" с дальней дистанции. И когда "купец" рванул Копхамель мог только порадоваться своей сдержанности. 21 ноября 1918 года передана Франции. Затоплена как ми­шень при учебных стрельбах 2 июня 1921 года около Шербура.

Подводная лодка U-151
Подводная лодка U-151

U-152 спущена на воду 20 мая 1917 года на верфи «Райхерстиг» в Гамбурге, вошла в строй 20 октября 1917 года под командой капитан-лейтенанта Геттинга(?). Потопила 4 судна (12742 брт). По немецким данным лодка была более результативной - потопив в ходе двух походов 19 торговых судов (37505 брт) и повредив три судна (11406 брт). Среди последних жертв подвоного крейсера - американский транспорт "Тикондерога", который был потоплен после двухчасового перестрелки с тяжелыми потерями среди экипажа и пассажиров 30 сентября 1918 года.

Американский транспорт "Тикондерога" потопленный артогнем U-152
Американский транспорт "Тикондерога" потопленный артогнем U-152

После перемирия 24 ноября 1918 года лодка была передана Анг­лии. В 1921 году (30 июня) затонула от несчастного случая в Ла-Манше.

U-153 спущена на воду 21 июля 1917 года на верфи «Райхерстиг» в Гамбурге. На верфи «Кайзерверфь» в Вильгельмсхафене переоборудована в подводный крейсер. Вошла в строй 17 ноября 1917 года по командованием корветтен-капитана Гернота Гёттинга. Потопила 3 торговых судна (9428 брт) и один вспомогательный военный корабль (3314 брт).

24 ноября 1918 года передана Анг­лии. Изначально планировалась ее передача Франии, но британцы ее «обменяли» на U-162 и сохранили. Одно время лодка была пришвартована в Портсмуте, затем 30 июля 1921 года затонула от несчастного случая в время буксировки на судоразделочную верфь.

U-154 спущена на воду 10 сентября 1917 года на верфи «Райхерстиг» в Гамбурге. Вошла в состав флота 12 декабря под командой корветтен-капитана Герского (или Герке?). Потопила три судна водоизмещением 7958 брт (по другим данным - 5 торговых судов (8132 брт) и повредила 4 торговых судна (18220 брт). Погибла 11 мая 1918 года в районе полуострова Святого Георга, в точке с координа­тами 37°02' с.ш., 09°10' з.д., торпедированная английской лодкой Е-35. Погибло 69 человек.

Британская подводная лодка Е-35, потопившая U-154
Британская подводная лодка Е-35, потопившая U-154

Интересно, что согласно Р.Гибсона и М.Прендергаста эти лодки иногда действовали вместе, причем в надводном положении создавая подавляющий огневой перевес над противником. Так 25 апреля 1918 года U-153 и U-154, имевшие по четыре орудия (два 105-мм и два 88-мм) у мыса Бланке встретили не просто транспорт, а судно-ловушку "Вилли Бранч" (бывший "Бомбала"), причем ловушка шла с грузом. Надводный бой длился два с половиной часа, в итоге судно было оставлено командой и потоплено, а лодки, потеряв 1 убитым и 7 раненых, ушли с победой. Экипаж судна в двух шлюпках почти весь в погиб - выжило два человека.

U-156 была спущена на воду 17 апреля 1917 года в Бремене на верфи «Атлас Верке». Вошла в строй 28 августа 1917 года под командой капитан-лейтенанта Гансера. За два похода потопила 44 судна (49545 брт), один боевой корабль (13680 т), повредила 2 судна (638 брт). Так же поставила мины, на которых погиб 19 июля 1918 года броненосный крейсер «Сан Диего». По данным Р.Гибсона и М.Прендергаста командир U-156 действовал крайне жестко (если не сказать жестоко), что привело к тому, что Гансера включили в британский "Список военных преступников". Но кара его нашла раньше. Подводная лодка погибла на мине 25 сентября 1917 года в Северном море к востоку от Шетландов вместе с 78 членами экипажа.

Гибель крейсера "Сан-Диего" (бывший "Калифорния", тип "Пенсильвания)
Гибель крейсера "Сан-Диего" (бывший "Калифорния", тип "Пенсильвания)

U-157 была спущена на воду 23 мая 1917 года в Гамбурге на верфи «Штулькен унд Зон». Вошла в состав флота 22 сентября 1917 года под командой капитан-лейтенанта Раббе фон Раппенхайма (по другим данным - Макса Валентинера). Потопила 15 судов (15905 брт). Интернирована 11 ноября 1918 года в Тронхейме (Норвегия). 8 июля 1919 года ее передали Франции, и она затонула от несчастного случая в июле 1921 года в порту Брест.

Подводная лодка U-151 переданная Франции - можно оценить форму корпуса и ее размеры
Подводная лодка U-151 переданная Франции - можно оценить форму корпуса и ее размеры

В итоге перед нами очередной пример "военной диверсификации" - задуманные как транспорта лодки в итоге были использованы как боевые, причем оказались достаточно удачными, но на этом отразились в первую очередь условия их боевого применения.