Взаимоотношения стран в годы военных конфликтов часто вызывают если не удивление, то недоумение. Причем речь идет не о противниках в той или иной войне, а "партнеров", которые в мирное время выстраивали дружеские отношения. И ладно если бы в основе таких позиций были бы какие то договора, например, как в случае Великобритании, Японии и России в годы русско-японской войны, другое дело, как мне кажется, когда страна просто заявляет о своем нейтралитете и наблюдает за мировой бойней из-за океана. Именно так случилось в годы Первой мировой войны, когда США остались в стороне (и их можно было понять), при этом активно помогая обоим сторонам конфликта. Высокая политика есть "высокая политика".
Именно такое положение США, которое они всячески старались сохранить, привело к тому, что идея поддержания торгового обмена с этой страной для Германии стала настолько важной, что были спроектированы и построены специальные невооруженные подводные лодки, которые и должны были в условиях британской блокады обеспечить торговлю с невоюющими Соединёнными Штатами Америки. Предполагалось, что в случае успеха, помимо подвоза сырья для военной промышленности Германии, коммерческие подводные лодки будут снабжать Америку необходимыми ей химическими продуктами, демонстрировать немецкий научный опыт, ставить в неловкое положение Великобританию, вызывать сочувствие у населения Америки, оказывать поддержку американцам немецкого происхождения, продлевать нейтралитет США, знакомя публику с особенностями действий подводных лодок. И надо отметить, определенные результаты (особенно по последним пунктам) были достигнуты.
Немцы действовали достаточно оперативно, в 1915 году в Фленсбурге на верфи «Фленсбургер Щиффбау» была заложена первая лодка, получившая наименование "Дойчланд", которая в марте 1916 года вошла в строй! И уже 14 июня 1916 года лодка вышла в свой первый рейс, совершила поход вокруг Шотландии и через 16 суток прибыла в Балтимор. Прибыв в Балтимор 9 июля 1916 года, "Дойчланд" погрузил 350 т каучука, никеля, цинка, джута. Британский королевский флот, встревоженный удачным прорывом блокады, стянул в указанный район у Балтимора 8 крейсеров, но Кениг смог выйти в открытое море и в конце августа вернулся в Бремен. Удачный опыт подтолкнул к следующим попыткам.
Подробности похода красочно описаны в литературе, более того командир "Дойчланда" Пауль Кениг оформил свои воспоминания о походе в виде небольшой книжки, которая была издана сразу после возвращения подводной лодки в Германию! Такой оперативности можно только позавидовать. Что интересно, спустя всего несколько месяцев записки Кенига издали в России (с оригинала, поступившего в Швецию), а ведь все еще шла война! Более того, не исключено, что в тот самый момент подводная лодка "Дойчланд" совершила еще один поход в Америку. Получается что первый поход через океан немецкой подводной лодки известен более чем хорошо, а вот ее второй поход - менее изучен. И наш материал как раз о нём!
Подводная лодка "Дойчланд" вышла в свой второй рейс к берегам Америки 14 октября 1916 года. И около двух часов ночи 1 ноября 1916 года, на рейде порта Нью-Лондон (восточное побережье США) подводная лодка всплыла, завершив переход через Атлантику. Радиограммой она сообщила о своем прибытии портовым властям, которые выслали ей навстречу буксир «Т.А.Скотт» с капитаном Дж.Гурнеем за штурвалом. После прибытия портового лоцмана и проведения санитарной инспекции кораблю было разрешено войти в порт.
Немецкая торговая лодка «Дойчланд» под командой капитана Пауля Кенига, вновь успешно совершила трансатлантический переход. До этого, так же под командой Кенига «подводный блокадопрорыватель» прибывал с грузом в Балтимор, и сейчас "американские" немцы также старательно готовились к операции встречи. В Нью-Лондон заранее приехал капитан Фридрих Хинш и, как агент «Истерн Форвард Компани», арендовал часть мола в порте Стайт-Пьер и руководил постройкой складов. В тоже время в порт вошел немецкий пароход, стоявший с начала войны в Бостоне; он должен был служить лодке как корабль-база. Еще в темноте, сопровождаемый сильными прожекторами с «Виллехад» подводный «купец» быстро прошел до своего места. Сразу же после швартовки на понтонах буксирами доставили высокий деревянный забор, который целиком закрыл лодку от взглядов публики. Трехнедельный небезопасный рейс из Бремена был закончен, и экипаж мог отдыхать. Как видим четкости и организованности всех мероприятий можно только позавидовать.
С ранних часов на набережной началось оживление. Водолаз осмотрел корпус и устранил небольшую протечку в якорном клюзе. На палубу «Дойчланда» для инспекции, положенной законом при прибытии судна воюющей державы в нейтральный порт, прибыл командир базы субмарин Ятс Стирлинг. Американские инспектора специально обследовали подводную лодку на предмет наличия на ней вооружения или каких-либо боевых средств.
Как и следовало ожидать, прибытие немецкой подводной лодки сохранить в тайне не удалось. Весть о визите уникального судна моментально разнеслась по городу. И тем важнее был тот самый забор, который был доставлен и собран вокруг "Дойчланда". На набережной собралась толпа зевак, но за высоким забором виднелась только мачта с развевающимся немецким флагом. Из-за опасения возможной диверсии, так как на соседнем пирсе работали англичане, местная полиция к неудовольствию зевак и журналистов не пускала никого в район Стайт-Пьер, оцепив его. Принята была только делегация официальных лиц и бизнесменов во главе с мэром Нью-Лондона Э.Э.Роджерсом.
Как говорилось ранее, главной задачей рейса «Дойчланда» являлась доставка груза в США и возвращение в Германию с редким и важным для этой страны сырьем. В течение двух дней было выгружено 500 т товара, главным образом - очень дефицитных красителей для тканей, в которых нуждалась американская промышленность. Большие деревянные ящики с товаром транспортировали из трюма в специально построенный склад. Для безопасности перегрузки не стали нанимать местных докеров, а привезли из Балтимора 75 негров, которые и в прошлый раз работали на разгрузке. И этот вопрос был продуман!
6 ноября почетным гостем капитана Кенига стал посол Германии граф фон Берншторф, который, пользуясь «оказией», передал официальную почту для императора Вильгельма II (по слухам, Кениг привез новые шифры для посла).
Командир лодки и его люди пользовались очень большой популярностью в Нью-Лондоне. На другой день по прибытии местные власти дали банкет в честь экипажа, на который были приглашены 250 местных жителей. Коронным блюдом банкета стал торт из мороженого в форме подводной лодки. После обеда оглашен реферат на тему войны в Европе. Хозяева выразили надежду, что контакты немецкого флота с портом будут развиваться. Это была мечта местных властей, которые прилагали много усилий для повышения значения порта на Темза-Ривер, имевшего богатые традиции. Каждый член экипажа получил на память авторучку с надписью, офицеры - серебряные спичечницы, а капитан Кениг - золотые часы с надписью: «Для капитана Пауля Кенига от жителей Нью-Лондона по поводу доказательства возможности открытия Коннектикут-Пьер, благодаря прибытию подводного корабля "Deutschland" 8 ноября 1916 г.». Кениг в ответной речи назвал Нью-Лондон одним из лучших портов мира. Чего только не сделаешь для успеха будущего бизнеса, даже в условиях войны.
Тем временем закончилась погрузка на «Дойчланд» нескольких десятков тонн никеля, каучука, рафинированной меди, 6,5 т серебра в слитках и бочонки меда - личный подарок Кайзеру Вильгельму II. В этот момент город наэлектризовала весть, что английские крейсера показались около Лонг-Айленд-Саунд. Местные газеты обдумывали, как ставший уже известным корабль будет пробираться через кордон английских кораблей, стоящих за пределами территориальных вод, на дальности 3 мили. Некоторые сообщали о двух подлодках, которые могли ожидать недалеко от Блок-Айленда и эскортировать «Дойчланд» в Германию. Обстановка накалялась. Лодка совершила несколько пробных погружений, оставаясь за забором.
17 ноября в 1.15 ночи субмарина на буксире пошла к выходу из порта. Вскоре трос отцепили, и с того времени лодка шла самостоятельно в сторону открытого моря. Впереди шел буксир «T.A.Скотт», а сзади держался «Касси». Недалеко от маяка Пейс-Рок капитан Кениг вместе с вахтенным офицером Краполем увидели, что идущий впереди буксир сменил курс и начал приближаться. Столкновения избежать не удалось и 32-тонный 20-метровый буксир ударил в левый борт лодки в 3 метрах от кормы, от удара перевернулся через правый борт и затонул. Так «Дойчланд» открыл свой счет потопленным судам - погиб буксир и экипаж из 5 человек вместе с капитаном, смог спастись только Хинш, вытащенный из воды на буксир «Касси», который вместе с «Дойчланд» вернулся в порт.
Рано утром Нью-Лондон узнал о трагедии, и о, якобы, сильном повреждении субмарины. В тоже время подводный «прорыватель блокады» ждал у набережной решения властей. Не удалось найти информации о цели этого выхода в море - или лодка собиралась уходить в Германию, или это был пробный выход для проверки систем и дифферентовки. В любом случае, Кениг не запаниковал, ведь его могли обвинить в гибели американского судна, а стал дожидаться разбирательства. Водолазы осмотрели корпус, капитан П.Кениг посетил семьи погибших. Официальное заключение успокоило немецких офицеров, вина за столкновение была возложена на погибшего капитана буксира и «Дойчланд» получил разрешение выйти из порта.
Наконец 21 ноября 1916 года в 14.20 немецкий подводный транспорт отдал швартовы. Первый раз корабль увидели во всей красе горожане. Помимо плохих новостей из воюющей Европы недавняя трагедия с буксиром «Т.А.Скотт» и гибель людей довели атмосферы отплытия до очень напряженного уровня, но немцам желали счастливого плавания, фотографы работали непрестанно, стараясь запечатлеть этот момент. Так лодка и ушла. А через 19 дней радисты станции Сайвилле на Род-Айленд приняли известие о благополучном прибытии «Дойчланд» в порт приписки после пересечения Атлантики.
Нельзя не отметить, что в дальнейшем "Дойчланд" готовился и к третьему переходу через Атлантику, но 1 февраля 1917 года немцы приступили к неограниченной подводной войне. И в ответ уже 3 февраля 1917 года США разорвали дипломатические отношения с Германской Империей, чтобы 6 апреля вступить в Первую мировую войну на стороне Великобритании и других стран Антанты.
Для справки: 15 сентября 1916 года (после первого рейса "Дойчланд") в Нью-Йорк вышел второй прорыватель блокады - подводная лодка «Бремен». Однако до места назначения он не дошел, вероятно попав на мину в районе Оркнеев (есть и другие варианты гибели субмарины).
Теперь жители Нью-Лондона не могли теперь надеяться на торговые контакты с немецким флотом. Экспедиция «Дойчланд» была второй и последней в его карьере торгового судна. Однако, боевой путь этой подводной лодки в Великой войне не закончился, но об этом позже.