Найти тему
Intellectus

Существует ли свобода выбора или всё предопределено во Вселенной?

Оглавление

Насколько свободен человек в своих мыслях, желаниях, действиях и поступках – такой вопрос всегда волновал человечество. Конечно, это прежде всего касается сферы психики и человеческого сознания, и данная проблема уходит своими основаниями в понимание природы пространства-времени, информации, закономерности и случайности, т. е. фундаментальных аспектов бытия. Человеческий субъект с его сознанием, представляющим в своей сущности информационную реальность, оказывается погружённым в нейро-биологические механизмы, биогенетические детерминации, уходящими ещё глубже в атомно-молекулярные и квантовомеханические взаимодействия.

В человеке пересекается множество реальностей и необходимо рассмотреть каждую из них, чтобы понять их интегральный эффект. Возможно, скептики возразят, о какой свободе воли может идти речь, когда Вселенная управляется естественными законами, но допускают ли они свободу воли. Некоторые думают, что Универсум един и всё подчиняется причинно-следственным отношениям, иначе будущее определяется прошлыми состояниями, и события, происходящие в сознании, не являются исключениями. Философы и учёные спорят по этому вопросу на протяжении многих веков между двумя конкурирующими гипотезами.

От древних времён

Идея о том, что свобода воли и физика несовместимы восходит ещё к древним грекам. Достаточно вспомнить учение Демокрита об атомах, которые движутся в пустоте согласно закономерностям. Наиболее убедительно сформулировал эту идею французский математик Пьер-Симон Лаплас. Он считал, что если бы мы обладали разумом с огромными вычислительными средствами, то можно было увидеть как прошлое, так и будущее на сколько угодно далеко, поскольку всё происходящее строго детерминировано тем, что было раньше. При таком подходе понятие случайности испаряется, исчезает из объективного мира и является субъективным фактором нашего незнания.

Однако в начале ХХ века другой французский математик Анри Пуанкаре вернул случайность в физическую реальность. Было установлено, что и простые физические системы демонстрируют непредсказуемое поведение. Причём избавиться от случайности, наращивая информацию о системе, невозможно. Случайность является объективным свойством природных процессов, а не нашим незнанием о них. Так возникла теория детерминированного хаоса. При этом выяснилось невозможность использования теории вероятности для оценки этих процессов, что потребовало разработки нового математического аппарата фрактальной математики.

В настоящее время нелинейная динамика или физика хаоса является быстро развивающейся областью науки. Были установлены разные сценарии переходов от порядка, включая периодические процессы, к хаотическим. Возникшая в конце 70-х годов теория катастроф установила 7 типов скачкообразных трансформаций от устойчивых состояний к неустойчивым, причём эти катастрофы возникали при плавном изменении параметров системы. Параллельно развивающаяся синергетика пыталась установить обратные переходы от хаоса к порядку. В результате возникла теория управляемого хаоса. Однако некоторая расчётность присуща хаотическим процессам. Вопрос заключается в том, насколько она велика. Методы физики хаоса позволяют установить зоны локализации нелинейных процессов, получивших название динамических и странных аттракторов, но предсказать, как в этих зонах происходит реализация подобных процессов, не удаётся. Таким образом, случайность существует в детерминированных системах.

В лабиринтах мозга

Неясным остаётся вопрос, как использовать это для объяснения свободы воли. Частично ответ кроется в нейронной деятельности нашего мозга. Нейронные сети демонстрируют хаотическую динамику, в которой возникающие аттракторы обеспечивают устойчивость и сохраняют нашу память. В то же время информационный подход к случайным нейронным сетям позволяет установить мостик межу физическими состояниями и информационной составляющей. Информация инвариантна относительно своего носителя. По сути, она есть состояние системы. Изменение состояний нейронного носителя приводит к изменениям сознания через трансформацию кодирования. Зная код нейронных сетей мозга, можно ретранслировать его информационную деятельность и даже визуализировать психические процессы. Свобода воли здесь выступает как некий люфт случайности в нейродинамической деятельности. Между тем сознание есть лишь малая часть психики. Гораздо больший объём информации находится в бессознательном.

Сознание и подсознание

Мировоззренческая революция, которую произвёл классический психоанализ Зигмунда Фрейда, заключалась в том, что он ввёл жёсткий детерминизм, подобно лапласовскому, констатируя, что в мире психического никаких случайностей нет. То, что представляется случайным сознанию, имеет закономерные реализации, недоступные для него. Между сознанием и бессознательным находится своего рода экран, препятствующий проникновению сознания в океан бессознательного. Зная язык бессознательного и механизмы кодирования, своего рода трансляции бессознательного, можно объяснить многие события, кажущиеся обыденному сознанию случайными, а по сути своевольными. Конечно, фрейдовская концепция достаточно обоснована, но все ли психические информационные явления исключают случайность, ведь они сами базируются на хаотической динамики нейронных сетей. Что же лежит в основе первичной реальности, пронизывающей все уровни бытия, хаос или порядок? Для решения этой проблемы необходимо погрузиться в концепции физики микромира.

Детерминизм и квантовая механика

В начале ХХ века возникшая квантовая механика, казалось, определила глубокие основания для непредвиденных обстоятельств и свободы воли. Она рассматривает параметры микрообъектов как нечёткие величины, имеющие вероятностную природу. Теория предсказывает только вероятность различных параметров наблюдений, но не сообщает, какой конкретный результат будет реализован. С одной стороны, может показаться, что эта неопределённость спасает физику от жёсткого детерминизма. С другой же, остаётся неясным, как квантовая неопределённость обеспечит свободу воли.

Ситуация ещё более запутывается, когда теоретики пытаются применить квантовомеханический подход ко всей Вселенной. Концепции, предложенные Джимом Хартлом и Стивеном Хокингом, предполагают не только механизмы эволюции Вселенной, но и огромную роль в этом процессе начального состояния. При таком взгляде на вещи Роджер Пенроуз утверждает идею «сильного детерминизма», согласно которому Вселенная может иметь только одну историю, определяемую начальными условиями, и даже написанный в данный момент времени текст был предопределён в момент рождения Вселенной. Это один из способов интерпретации квантовой механики, но не единственный. Иная точка зрения, получившая название «множественности миров», так называемая теория Эверетта, утверждает, что всё может случиться, и случается, однако реализуется это в других вселенных. Внутри такой мультивселенной есть миры, где знаменитый кот Шрёдингера жив, а также те, где он мертв. Между тем космос полностью детерминирован.

По мнению Эдди Кеминг Чена, философа из Калифорнийского университета, идея «сильного детерминизма» постулирует существование только одной истории. Рассматривая эвереттовскую мультивселенную, он приходит к выводу, что квантовая механика даже более детерминистична, чем классическая. С его точки зрения, модель Эверетта является первой реалистической, простой и строго детерминистской теорией квантового мира. И в этом смысле «сильный детерминизм» усложняет обращение к квантовой механике для защиты свободы воли. Вместе с тем в первые мгновения существования Вселенной, согласно концепции Большого взрыва, ни теория относительности, ни квантовая механика не могут дать описания происходящего. Как отмечает физик и философ Дэвид Уоллес из Питтсбургского университета, в этих условиях понятия пространства и времени начинают разрушаться на фундаментальном уровне, способами, которые мы не понимаем.

Действительно, если понятие времени рушится, то различия между законами, описывающими начальные условия и последующие изменения, тоже разрушаются. На уровне планковских масштабов, какой была наша Вселенная, происходит кардинальное изменение свойств пространства и времени. Они оказываются квантованными. В этих условиях возможны туннельные эффекты, согласно которым будущее может внедряться в настоящее, настоящее в прошлое. Эффект запутанности обеспечивает некую основу пространство-временного континуума. В связи с этим некоторые учёные выдвигают идею о том, что пространство и время не являются фундаментальной реальностью, а сами производятся из другой сущностной основы.

Скептицизм по поводу свободы воли не нов. Как отмечалось, эта идея возникает ещё в Древней Греции. Одним из современных скептиков свободы воли является биолог и невролог Роберт Сапольски. В книге «Решимость: наука о жизни без свободы воли» он утверждает, что человек является тем чем он есть, благодаря всему тому, что было раньше, как в истории жизни, так и задолго до его рождения. В результате длительного осмысления того, что может оставить наука для личных свобод, он пришёл к выводу, что «у нас вообще нет свободы воли».

Попытка компромисса

Одним из возможных примирений детерминистской физики и свободы выбора является позиция компатибилизма. Она базируется на разграничении микро- и макромиров. Поэтому, какие бы процессы не происходили на квантовом уровне, человеческая свобода может существовать, так как мы живём в макроскопическом мире. С этой точки зрения абсурдно пытаться описать особенность человеческого поведения, исследуя наши атомы. Для убеждённых компатибилистов проблема свободы воли не зависит от того, как физика описывает микромир. На одном уровне люди являются источником их решений, на другом – их история, далёкое прошлое и физические законы. При таком положении не возникает проблем со свободой воли. И всё же это отговорка. И. Кант отверг компатибилизм как «жалкую уловку», оставив за разумом свободу выбора. Но на сколько наш разум свободен от самого себя и детерминант разных уровней, определяющих его выбор и мышление. Возникшая во второй половине ХХ века социобиология, провозгласила новый натурализм, согласно которому ни один живой вид не обладает целями за пределами императивов, созданных его биологической историей. Центральной проблемой социобиологии стала эволюция человеческого разума с присущими ему характеристиками, включая этическое поведение, мышление и свободу воли. По мнению Уилсона, структура мозга определяет наши этические ориентации, и скоро наука сможет исследовать основания и смысл человеческих ценностей из биогенетических детерминаций. Следовательно, во многом человек является только более совершенной машиной по выживанию генов, задающих границы его интеллекта, а также пристрастий, вариантов выбора решений. Гены – это молекулы ДНК, эти бессмертные спирали во многом определяют жизнедеятельность человека, детерминируя его поведение. Таким образом, даже на атомно-молекулярном уровне проявляется давление «сильного детерминизма».

К теории голографической Вселенной

Рассмотрев проявление детерминизма на разных уровнях реальности, мы предлагаем новую модель сильного детерминизма, базирующегося на теории голографической Вселенной. Данная концепция утверждает, что первичной реальностью является параллельная вселенная, имеющая два пространственных измерения. В таком пространстве отсутствует случайность – это царство периодических и квазипериодических процессов, что полностью соответствует концепции сильного детерминизма. Проекция этой вселенной в наш трёхмерный мир приводит к возникновению случайности, проявляющейся на всех уровнях масштабирования. Голографическая природа первичной реальности позволяет объяснить многие странности микромира, включая явления нелокальности и запутанности. Открытие механизмов трансляции позволит управлять случайными процессами и в то же время может оставить некоторый люфт для непредсказуемости, а следовательно свободы выбора.

Платформа Дзен по определённым причинам меняет алгоритмы показов. Если вы уверены, что подписаны на канал рекомендуется проверить это в связи с возможной автоматической отпиской.

Другие материалы по теме: