Найти тему
Большая аудитория

История Ту-104, первого советского реактивного лайнера✈️

12 октября 1956 года – дата, вошедшая в историю советской авиации. В этот день летчик Б.П. Бугаев совершил первый международный рейс на самолете Ту-104 по маршруту Москва - Прага. Это событие стало символом технологического прорыва СССР, который, только что отстроившись после войны, сумел создать самолет, опередивший аналогичные разработки Запада.

В период с 1956 года, когда были приостановлены полеты британского реактивного самолета De Havilland DH-106 Comet, и до октября 1958 года, когда в коммерческую эксплуатацию был введен американский Boeing 707, Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным пассажирским самолетом в мире. В 1957 году Ту-104 совершил полет в Нью-Йорк, подтвердив лидерство СССР в развитии реактивных самолетов.

Как родилось чудо советской авиации?

В 1953 году руководство ОКБ Туполева, основываясь на успехах в разработке реактивного бомбардировщика Ту-16, предложило создать на его базе пассажирский самолет. Ту-104 должен был летать быстрее (втрое быстрее, чем Ли-2 и Ил-12), выше, перевозить больше пассажиров и иметь высокую комфортабельность.

Создавая Ту-104, конструкторы использовали некоторые элементы конструкции Ту-16, но заново разработали фюзеляж, воздухозаборники двигателей, систему кондиционирования, освещения, электроприборы и радиофикацию.

Особое внимание уделялось безопасности: планер Ту-104 впервые прошел циклические испытания в гидробассейне ЦАГИ, что позволило выявить и устранить слабые места в конструкции.

Рекордный темп разработки:

Уже в 1954 году был утвержден макет Ту-104, а в марте 1955 года первый образец был готов. 17 июня 1955 года Ту-104 поднялся в небо. 22 марта 1956 года опытный самолет с советскими дипломатами на борту выполнил полет в Лондон, подчеркнув достижения советской авиации.

Триумф и эволюция:

За время эксплуатации Ту-104 установил 26 мировых рекордов грузоподъемности и скорости. Самолет неоднократно модернизировался: двигатели менялись, увеличивалось число пассажирских мест, обновлялось оборудование. Всего было выпущено более 200 самолетов в модификациях Ту-104, Ту-104А и Ту-104Б.

Наследие Ту-104:

В 1960 году Ту-104 совершил треть всех пассажирских перевозок в СССР. За 23 года эксплуатации он перевез порядка 100 000 000 пассажиров. Опыт создания Ту-104 был использован при разработке Ту-124 и Ту-134.

Ту-104 – это не просто символ технологического прорыва, это вершина мастерства советских конструкторов, доказательство мощи советской авиации. Он завоевал сердца пассажиров, открыл новые горизонты и вписал яркую страницу в историю мировой авиации.

Проект «Большая аудитория» проходит до конца 2024 года в рамках «Популяризации науки и технологий». Он реализуется при поддержке гранта Минобрнауки и направлен на развитие научно-просветительской деятельности.

#Большаяаудитория #Лекторий #Политехническиймузей #Россия #Наука #Изобретения #Знания #ДесятилетиеНаукиИТехнологий #ЮТИ #Политех #форум #образование #СССР #авиация #самолет #ТУ104