Найти в Дзене
Авто-маньяк

Спросил у дорожника, откуда на асфальте берутся круглые отверстия и зачем их потом заделывают обратно. Он всё объяснил по ГОСТу

Оглавление

Если вы когда-нибудь прогуливались по новому асфальту или просто обращали внимание на дорожное покрытие в своём городе, наверняка замечали небольшие круглые отверстия в асфальте. С виду они могут показаться загадочными или даже случайными дефектами, но на самом деле за ними стоит продуманная инженерная система, основанная на нормативных актах и ГОСТах. Именно со ссылками на эти документы, один мой знакомый дорожник разложил всё по полчкам.

Итак, что же это за отверстия? Откуда они берутся и какую функцию выполняют? Ответ на этот вопрос интересен не только любителям разгадывать городские «загадки», но и тем, кто хочет разобраться в тонкостях строительства дорог и в том, как обеспечивается долговечность и качество асфальта.

Для начала, важно понимать, что любое дорожное покрытие в современном мире — это не просто «горячий асфальт», который раскатывают катками. Строительство и ремонт дорог регулируются целым рядом нормативных актов, таких как ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные дорожные и аэродромные», СНиПы и другие документы. Эти стандарты устанавливают требования к качеству материалов, их составу, а также методам укладки и последующего обслуживания.

Ремонт дорожного покрытия, как и его укладка, включает в себя множество процессов, которые скрыты от глаз обычного прохожего. Одним из них являются, казалось бы, странные отверстия в асфальте, которые могут сбивать с толку: зачем они нужны?

Дорожные ремонты — не только асфальт

Когда мы говорим о ремонте дорог, стоит помнить, что процесс не ограничивается исключительно укладкой нового слоя асфальта. Как правило, работы начинаются с исследования существующего дорожного полотна, проверки его состояния, а затем — ремонта подстилающих слоёв и инженерных коммуникаций, находящихся под дорогой.

-2

Под каждым дорожным покрытием заложены системы дренажа, электроснабжения, а в некоторых случаях — даже газо- или водопроводы. Эти коммуникации нуждаются в регулярной проверке и доступе. Но давайте вернёмся к нашим отверстиям.

Что за круглые отверстия?

Многие ошибочно полагают, что эти небольшие отверстия — следствие разрушения асфальта. Но на самом деле это — часть дорожных работ. Дорожники сознательно делают эти отверстия, чтобы оценить состояние самой дорожной конструкции.

Краткие цели, для чего могут быть сделаны отверстия:

  1. Контрольные измерения. Иногда требуется провести измерения толщины слоёв асфальта и подстилающих слоёв (щебня, песка). Для этого асфальт вскрывается в некоторых местах, и через эти отверстия специалисты проверяют качество выполненной работы. Этот процесс называется "вырубкой кернов". Выборка материала позволяет дорожникам понять, насколько правильно уложены слои, их толщину и плотность, а также проверить на соответствие требованиям ГОСТ 12801-98.
  2. Доступ к подземным коммуникациям. Эти отверстия позволяют инспекторам получать доступ к различным коммуникациям, которые проходят под дорожным полотном. Иногда нужно проверить, как работают дренажные системы, или восстановить работу какого-либо кабеля. Правда, это немного не те отверстия, которые мы привыкли видеть на российском асфальте.
  3. Отвод воды. В некоторых случаях отверстия могут быть элементами водоотведения. Когда дожди идут обильно, вода должна отводиться с поверхности дороги, чтобы не разрушить покрытие. Но опять-таки, всё это обычно делается еще на этапе проектирования в виде ливневых канализаций, а не после того, как полотно уже уложено.

Углубляясь в детали

Рассмотрим, например, ГОСТ 12801-98 «Материалы дорожные. Методы контроля качества». Этот нормативный документ чётко прописывает, как должны проводиться контрольные испытания дорожного покрытия. В частности, для проверки качества уложенного асфальта предусмотрена выборка контрольных образцов. Это делается специальными вырубочными машинами, которые берут керны — цилиндрические образцы из дорожного покрытия. Эти керны затем отправляются в лабораторию для тестирования на прочность, плотность и водонепроницаемость.

-3

Круглые отверстия в асфальте, которые вы видите, как раз и являются следами этих контрольных испытаний. После отбора кернов эти места либо заделываются новым асфальтом, либо остаются временно открытыми для дальнейших исследований.

Важным является и тот факт, что такие работы нельзя проводить хаотично. ГОСТ 32822-2014 устанавливает чёткие требования к тому, как должна производиться оценка качества дорожных материалов и как часто нужно отбирать образцы. В зависимости от объёма ремонтируемой или укладываемой дороги, количество вырубок может варьироваться.

Многие водители и пешеходы волнуются, что подобные отверстия могут стать началом разрушения дорожного полотна. Однако, если работы выполняются по нормативам, это не так. Керны выбираются в заранее установленных местах, и после отбора отверстия должны быть немедленно заделаны качественным материалом. Более того, подобные контрольные вырубки — это залог того, что дорога будет служить долго и надёжно.

Теперь, когда мы разобрались с процессами и нормативами, можно подвести итог. Те круглые отверстия, которые мы видим на асфальте, — это не что иное, как часть контроля качества дорожных работ. Они нужны для того, чтобы специалисты могли проверить, как укладывается асфальт, не нарушены ли нормы по толщине слоёв и качеству материалов. Без этого дороги могли бы разрушаться гораздо быстрее.

И если вы хотите быть уверены в качестве дорог в вашем городе — не пугайтесь таких отверстий, ведь они свидетельствуют о том, что специалисты работают по всем правилам.