Найти тему
АгрегатМоторс

Устройство стартера и принцип работы. Основные неисправности.

Оглавление

Трудно представить себе современное средство транспорта с двигателем внутреннего сгорания без стартера. Название детали подсказывает, для чего он нужен. Стартер помогает водителю запустить машину. Этот механизм может быть большим или маленьким, но устройство и принцип работы почти не отличаются.

Устройство стартера

Стартер – это небольшой электрический мотор. Он заводится от аккумулятора, соединяется с двигателем внутреннего сгорания и приводит его в движение. Стартер есть на всех современных автомобилях. Он состоит из металлического корпуса с четырьмя магнитными сердечниками (их еще называют башмаками). Магниты составляют статор электродвигателя. Эта часть претерпела изменения. Раньше на башмаках была обмотка, на которую поступало питание от аккумулятора. На современных установках используют обычные магниты.

Среднюю часть занимает якорь из легированной стали. Это вал с напрессованным сердечником и коллекторными пластинами. В пазах сердечника расположены рамки, соединенные с коллектором. К нему подходят щетки. Их всего четыре. Две положительные идут от аккумулятора, две отрицательные – на массу.

В задней крышке установлены щеткодержатели. На них имеются пружины, прижимающие щетки к коллектору для лучшего контакта. Здесь же находится подшипник ротора.

Входной контакт от положительного полюса аккумулятора идет на корпус. Провод, идущий к стартеру от АКБ намного толще. Для замыкания контактов при включении стартера предусмотрен медный пятак между плюсовым проводником АКБ и контактом электродвигателя.

На валу якоря расположены направляющая втулка и бендикс с шестерней, которые могут перемещаться по оси. Это движение позволяет шестерне подкатить к маховику и соединиться с зубчатым венцом. Бендикс проворачивает вал и моментально отходит назад.

На основном корпусе механизма расположен цилиндр меньшего размера. Это втягивающее реле. Через него идет питание на стартер. Кроме этого, втягивающее реле толкает рычаг коромысла, чтобы бендикс вошел в контакт с зубчатым венцом и привел двигатель автомобиля в движение.

При всем однообразии пускачей могут иметь место небольшие отличия. Это прежде всего касается передней опоры якоря. Классический вариант, когда ось укреплена на двух подшипниках в передних и задних крышках. Такая конструкция называется двухопорной и считается более надежной. Бывают и одноопорные стартеры. В них нет передней крышки, соответственно и подшипника.

Основные компоненты

Стартер состоит из большого количества больших и маленьких деталей. Но основными компонентами считают:

  • корпуса стартера и втягивающего реле
  • магнитный статор;
  • ротор;
  • щеточный узел;
  • коллектор;
  • втягивающая и удерживающая обмотки;
  • контактная пластина;
  • вилка;
  • шестерня бендикса;
  • редуктор;
  • бендикс.

Принцип работы

При проворачивании ключа в замке зажигания ток идет на обмотку втягивающего реле. Контактный пятак замыкает электрическую цепь стартера. Ток поступает к щеткам и к обмотке статора. Вилка толкает бендикс с шестерней навстречу зубчатому венцу. Ротор начинает вращаться и передает крутящий момент на кривошипно-шатунный механизм двигателя автомобиля.

Во время пуска двигателя внутреннего сгорания происходит возгорание горючей смеси. Поршни приходят в движение. Крутящий момент маховика возрастает вместе с частотой вращения шестерни бендикса. Водитель отпускает ключ – электрическая цепь размыкается, отключается втягивающее реле, а вместе с ним и стартер.

Принцип работы стартера на автомобилях с автоматической коробкой передач отличается. На таких механизмах должны быть установлены дополнительные обмотки, предотвращающие случайный пуск двигателя. Механизм разъединения шестеренок также может быть другим.

На стартере с редуктором принцип работы также немного другой. Ток поступает на якорь не напрямую, а через редуктор, который увеличивает его мощность в несколько раз. Этому способствуют специальные щетки с большим сопротивлением, чем у обычных пускачей и постоянные магниты.

Устройство бендикса

Для начала разберемся с непривычным для нас термином «бендикс». Слово имеет прямое отношение к изобретению механизма. Дело в том, что в далеком 1916 году стартер с обгонной муфтой создал американский инженер Винсент Гуго Бендикс. Механизм состоит из многих мелких деталей:

  • кожух;
  • ведомая обойма с шестерней;
  • кольцо;
  • фиксирующая шайба;
  • ролик;
  • прижимная пружина;
  • ведущая обойма;
  • буферная пружина;
  • опорная чашка;
  • кольцо крепления вилки;
  • стопор.

Виды стартеров

Прошло больше века, но этот механизм почти не претерпел изменений. Существуют всего две разновидности стартера: с редуктором и без. Выбор агрегата зависит от типа двигателя. Крутящий момент не может быть одинаковым для бензинового и дизельного двигателя. Последний работает на большей компрессии. Рассмотрим особенности каждого из видов стартеров:

С редуктором

Такой агрегат имеет планетарную шестеренку, которая позволяет быстро завести двигатель без большого расхода энергии. С этим стартером запустите машину, если даже аккумулятор очень слабый. Это становится возможным благодаря постоянным магнитам, из которых состоит статор. Они не расходуют энергию аккумулятора на срабатывание обмотки возбуждения. Отсутствие последнего позволяет уменьшить размер стартера. Механизм страдает от одного недостатка – быстро изнашивается шестерня. Хотя заводская деталь служит так же долго, как и на редукторных аналогах.

Без редуктора

Это классический тип стартера, когда шестерня бендикса напрямую входит в венец маховика. Эти модификации удобны для ремонта и доступнее по цене. Рабочий ресурс установок увеличивается за счет небольшого количества деталей. Недостаток стартера без редуктора заключается в том, что ему нужно много энергии, чтобы привести двигатель в движение. На слабом аккумуляторе завести автомобиль вряд ли получится.

Основные неисправности

Стартер представляет собой небольшой электромотор, который приводит в движение большой двигатель внутреннего сгорания, работающий на топливе. Если при прокручивании ключа в замке зажигания, автомобиль молчит или щелчки слышны, но двигатель не запускается, причина неполадок в пусковом механизме. Неисправности установки делятся на две категории: электрические и механические. Рассмотрим их по-отдельности.

Электрические неисправности

Когда при включении установки не активируется тяговое реле, не крутится якорь или слабо вращается маховик мотора, неполадки нужно искать в электрической цепи. Неисправности могут быть следующие:

  • люфт в щетках;
  • износ коллектора ротора;
  • выход из строя стартерного реле.

Прежде чем снять стартер, лучше проверить бортовую сеть автомобиля от аккумулятора до пускача, обращая внимание на:

  • надежность соединения проводов с массой;
  • надежность крепления и целостность проводов, идущих на тяговое реле;
  • исправность замка зажигания.

Если проверка показала, что бортовая сеть в порядке, придется пусковой механизм снять и досконально изучить. Чаще всего подгорает коллектор ротора, коротят пластины.

Износ щеток

Одна из причин, когда при включении зажигания пусковой механизм щелкает, но не запускается, кроется в износе щеток. Бывает и так, что заводится электродвигатель, но только после нескольких попыток. В таких случаях водители стараются постукивать по корпусу стартера. Иногда помогает, но это сигнал к тому, что щетки пора менять. Изношенность этих деталей можно определить и по характерному стуку или треску. И еще один признак – тяговое реле щелкает с выделением запаха горелого, но стартер не срабатывает.

Поломка втягивающего реле

Эта деталь управляет электропитанием ротора. Его поломки связаны с:

  • износом реле;
  • повреждениями проводов, пробой на «массу» в обмотке;
  • нагаром на пятаках.

Неисправности часто возникают по причине проникновения внутрь воды. Подгоревшие пятаки – типичная причина, когда двигатель не хочет завестись на холодную. Контакты возвращают в рабочее состояние так:

  • распаивают клеммы:
  • вскрывают картер реле отверткой;
  • очищают пятаки;
  • переворачивают перемычку на штоке.

Чаще всего неисправное реле меняют на рабочее.

Механические неисправности

Если ротор крутится, а маховик не работает, причиной может быть механическая поломка. Наиболее часто встречаются такие случаи:

  • проскальзывает муфта;
  • соскакивает с оси отключающая вилка;
  • износился поводок обгонной муфты;
  • плохо работает разделительная пружина.

Если запуск автомобиля сопровождается скрежетом, это признак износа зубьев кромки маховика. В таких случаях следует обратить внимание на состояние привода шестерни и разделительной пружины в пусковом механизме. В целом, при появлении посторонних звуков в установке нужно обследовать стартер на предмет:

  • износа шеек вала якоря;
  • слабого крепления устройства;
  • износа зубьев шестерни;
  • биения ротора о статор.

Удары по статору возникают то износа втулок. Если их своевременно не поменять, стартер будет сильно греться и может расплавиться бакелит на обмотке. Это приведет к выходу ее из строя.

Неисправности бендикса

Это самая неутомимая деталь пускового механизма. Она состоит из шестерни и обгонной муфты. При выходе из строя эти детали целесообразно поменять. Вернуть работоспособность бендиксу можно, но овчинка выделки не стоит. О неисправности бендикса сигнализируют такие признаки:

  • Пускач работает, двигатель не запускается;
  • Ротор крутится, маховик стоит;
  • Слышны посторонние шумы изнутри установки при попытке запустить двигатель.

Скрипы могут быть связаны также с поломкой планетарного редуктора.

Неисправности якоря

Ротор самая ценная деталь стартера. Ее неисправность легко проверить. Якорь еле вращается, как при слабом аккумуляторе. Прежде всего это происходит от износа подшипников. Образовавшийся люфт становится причиной контакта якоря с неподвижными деталями. В результате увеличивается трение, КПД механизма снижается.

Пластины ротора смещаются, провоцируя замыкания. В таком виде стартер поглотит почти весь ток от АКБ. Такой ротор нужно обязательно поменять или купить новый стартер.

Пусковой механизм не отключается

Бывают случаи, что стартер включает двигатель и сам продолжает работать. Причинами такого поведения устройства могут быть:

  • заклинивание вилки или бендикса;
  • залипание контактов на стартерном реле;
  • неисправность пружины обгонной муфты.

Если стартер продолжает вращаться вместе с двигателем автомобиля, нужно поскорее отключить его от аккумулятора и приступить к выяснению причин.

Ремонт стартера - непростая задача, с которой справится не каждый автолюбитель. Даже зная устройство и основные неисправности стартера, Вы можете навредить и потерять круглую сумму денег.

Чтобы избежать нежелательных трат, при неисправностях и подозрении на поломку обращайтесь в компанию "Агрегат Моторс" - записывайтесь на диагностику и ремонт по телефону +7 (495) 136-60-37

https://vk.com/@agregatclub-ustroistvo-startera-i-princip-raboty-osnovnye-neispravnosti