Знаете ли вы, какой самый масштабный индийский праздник в честь Шакти - изначальной Богини, олицетворяющей женскую динамическую энергию? Это
Дурга-Пуджа или дословно «поклонение Дурге».
Еще его называют Дургостав, что переводится как «фестиваль Дурги». Это 10 дневный праздник в честь богини Дурги (но основные празднества происходят в последние 5 дней фестиваля. Отмечают его в середине осени, когда в Индию приходит долгожданный прохладный сезон. Изначально он считался праздником урожая, следующим за сезоном муссонов.В 2024 году Дурга-пуджа выпадает на 9-13 октября.
Отмечается праздник в основном в Западной Бенгалии, но также частично в Ассаме, Ориссе и других штатах Индии, а также в Непале. В остальной Индии больше распостранен аналогичный праздник Наваратри, с которым у Дурга-пуджи очень много общего.
Грозная Дурга: что это за Богиня?
Дурга в ряде традиций индуизма, особенно в шактизме, почитается как верховное женское божество, воплощение изначальной женской божественной энергии Шакти. Она считается одним из воплощений супруги бога-разрушителя Шивы - Парвати. Шива входит в индийскую Триаду верховных богов, наряду с Брахмой - творцом и Вишну -хранителем вселенной. Шива же считается разрушителем вселенной. Но разрушает он не только физическую вселенную, но и все зло, разрушает все старое и ненужное для того, чтобы на этом месте создать что-то новое. То есть это разрушение для созидания.
И Дурга - это воинственное воплощение его супруги, изначальной богини-матери. Дурга-пуджа празднуется в честь ее победы над грозным демоном-буйволом Махешей или Махишасурой, который был настолько велик, что угрожал всему миру и самим основам мироздания.
Как переводится имя Дурга?
Имя Дурга, происходящее из санскрита, часто интерпретируется как “непреодолимая”. В традициях тантризма, каждый звук в имени этой богини несет особенный смысл: слог “ду” ассоциируется с четырьмя демонами - нищетой, страданием, голодом и плохими привычками. Звук “р” символизирует болезни, а “га” - греховные поступки в виде жестокости и жадности.
В итоге получается, что Дурга является разрушительницей всех форм зла, которые кодированы в звуках её имени - ду, р и га.
Какова история этого праздника?
Исторически первое поклонение богине Дурге, известное как Дурга Пуджа, произошло в Бенгалии на исходе XVI века. С течением времени эта традиция ежегодных торжеств стала распространяться и достигла Дели в 1911 году, когда большое количество бенгальцев переселилось для работы в новую столицу Британской Индии.
Изначально Дурга пуджа в основном организовывалась богатыми семьями в своих больших домах, унаследованных ими от предков. У этих домов был двор, где ставили идола и поклонялись ему. Знатные гости приглашались со всей страны, чтобы вместе отпраздновать фестиваль.
У более бедных людей не было этих ресурсов для организации пудж в своих домах, и они не получали приглашения, поэтому они начали собирать средства и организовывать общинные пуджи в больших временных площадках на открытом воздухе - пандалах. Концепция пандалов становилась все более и более популярной с годами, поскольку многие общины начали устанавливать пандалы в своих местах.
Подготовка к празднику: вода из Гангли и земля с территории публичного дома
Подготовка начинается с лепки глиняных статуй (в Индии это называется мурти) Дурги. Обычно они делаются в натуральную величину или больше. Материалы, используемые для изготовления мурти, включают шелуху, бамбук, солому и Пунья мати.
Эта Пунья мати - это смесь почвы, собранной с берегов реки Ганги или другого воддоема, коровий навоз, а также грязь, собранная в «нишиддхо паллис» или публичных домах.
Есть много интерпретаций того, почему именно так. Наиболее распространенная из них встречается в Ведах, где говорится, что женщины подпадают под девять различных классов, также известных как «наваканьяс», которым следует поклоняться вместе с Маа Дургой. Куртизанки тоже попадают в в наваканьяс, поэтому сбор земли с их порога может быть ритуалом, отдающим им дань уважения. Другие версии говорят о том, что перед тем как войти в публичный дом, мужчина оставляет все свои хорошие качества перед его порогом, т.к. они не могут войти в это нечистое место. Поэтому земля на пороге публичного дома наполнена этими “сброшенными” здесь хорошими качествами.
Как бы там ни было, затем глиняную основу соединяют с соломой, замешивают, а затем формуют слепок из сена и бамбука. Эту смесь наслаивают до получения идеальной окончательной формы, очищают, красят и полируют. Сверху крепится слой джута, чтобы статуя не растрескалась в ближайшие месяцы.
Начиная с августа, мастера вручную наносят краску на фигуры. После этого их одевают, украшают ювелирными изделиями и размещают на алтарях или в пандалах для показа. Головы расписываются отдельно, в первый день праздника. Богине рисуют глаза, таким образом как бы давая ей зрение и вдыхая в нее жизнь.
Что такое пандалы?
Пандал - это, по сути, временная структура, созданная для создания святилища, где обитают боги во время праздника. Здесь выполняются все необходимые ритуалы, и собирается большое количество людей.
В каждом районе города устанавливают свой пандал и организаторы соревнуются в их красоте и необычности. А у населения есть даже такая традиция как “прыгание между пандалами”.
Она заключается в том, что местные жители и гости города перемешаются по районам, чтобы увидеть как можно больше различных пандалов - это своеобразное соревнование.
Как называется каждый день торжества?
Как уже говорилось, Дурга Пуджа длится десять дней, и основные торжества проходят в последние пять из них, сопровождаясь своими особыми обрядами и традициями. Фестиваль открывается с Махалаи – это время, когда люди проводят ритуал тарпану, предлагая воду и пищу душам своих умерших предков. Этот же день символизирует прибытие богини Дурги из её дома на горе Кайлас. Затем следует Шашти – шестой день фестиваля, когда верующие отдают честь богине и начинаются главные торжественные мероприятия. Седьмой, восьмой и девятый дни посвящены почитанию богини, а также Лакшми, Сарасвати, Ганеши и Картикеи.
Особенности каждого дня
Считается, что в день, который называется «Шашти», Дурга спускается на Землю вместе со своими детьми. Это происходит только после того, как ее нисхождение вызывается поклоняющимися. Именно в этот день мурти рисуют глаза.
Считается, что в «Саптами» богиня, также по приглашению в сложном ритуале, входит в мурти.
В «Аштами», день, в который Дурга убила двух приспешников демона-буйвола Махиши - Чанду и Мунду, устанавливаются девять маленьких горшочков и в них призываются девять Шакти Дурги.
В «Навами» проводится церемония великого огня (Аюдха Пуджа). Это день, когда, как полагают, Дурга наконец-то убила своего демонического противника в бою. Люди одеваются в лучшую одежду и едят специальную пищу, которая сначала была предложена Дурге.
В последний день праздника, «Дашара», проходят шествия и все несут мурти Дурги к водоемам для погружения в воду.
Это символизирует окончание пятидневного пребывания Дурги на земле, после чего она возвращается в свою небесную обитель.