Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Дневной энурез у ребенка. Алгоритм работы психолога

Дневной энурез у ребенка. Алгоритм работы психолога.

Энурез, или недержание мочи, представляет собой сложную и часто стыдливую проблему, с которой сталкиваются не только родители дошкольников, но и семьи, воспитывающие детей начальной школы и подростков.

Статистика показывает, что до 15% школьников страдают от энуреза, что подчеркивает актуальность и серьезность данного вопроса.

Причины энуреза разнообразны и могут включать генетические факторы, эмоциональные расстройства, нарушения сна и даже физические заболевания.

На начальном этапе работы важно исключить все медицинские причины (патологии, воспалительные болезни и инфекции).

Недержание мочи - это симптом. А если образовался симптом, значит есть причина.

Рассматривая этот симптом с позиции психосоматики, поиграем немного словами «недержание» - «удерживание». Если в теле происходит «недержание», значит в психике возможно происходит чрезмерное «удерживание» чего-либо. Скорее всего какой-либо сильной эмоции или чувства. Организм человека стремится к равновесию. Если какая то мышца не дорабатывает, то ее компенсирует соседняя, тем самым перегружаясь. Тело и психика работают подобным образом. Если ваш ребенок перестанет писаться, то его психологический симптом становится более ярким.

Это явление может отражать внутренние конфликты, страхи или нерешенные ситуации, накопленные в психике. Психосоматические симптомы зачастую указывают на то, что ребенок пытается подавить, игнорировать или контролировать, в то время как истинные эмоции требуют выхода.

Энурез наблюдается у мальчиков в два раза чаще, чем у девочек. И бывает ночным и дневным. Причем дневной энурез считается более тяжелым симптомом. Днем ребенок находится в сознании, и предполагается, что он должен замечать свои физиологические потребности и вовремя реагировать на них.

Дневной энурез, превращается в серьезное испытание для ребенка. У ребенка, который находится в активной социальной среде, где поддерживается взаимодействие со сверстниками, подобная проблема может стать источником стыда и одиночества.

Дневной энурез, хотя и значительно реже встречающийся, чем его ночной аналог, представляет собой сложную проблему, требующую внимательного подхода. Этот феномен чаще наблюдается у детей с ярко выраженной эмоциональностью и быстрой утомляемостью. В основе данного расстройства могут лежать как перенесенные эмоциональные травмы, так и физиологические нарушения (инфекции мочевыводящих путей или почек).

Проявления дневного энуреза зачастую возникают в моменты смеха, активных игр, или увлекательного просмотра мультфильма. В такие моменты ребенок, находясь в состоянии эмоционального подъема, может лишиться контроля над своим телом, что приводит к неожиданным и неловким ситуациям.

Недержание- это проблема, которая затрагивает не только ребенка, но и всю его семью. В такие трудные времена родители зачастую оказываются в ситуации гнева, беспомощности. Не зная, как правильно поступить они срываются на ребенке, а это лишь усугубляет ситуацию.

Пытаясь решить эту проблему родители обычно используют несколько видов стратегии поведения: кричат, ругают, наказывают, игнорируют, делают вид, что их это не сильно беспокоит, или пытаются с ребенком договориться, сторговаться, купить ему что-то, обещают другую награду. Но все эти тактики часто не имеют успеха.

Для успешного преодоления ситуации необходимы терпение, понимание и конструктивный подход, учитывающий как эмоциональное состояние ребенка, так и потребности всей семьи.

Для того, чтобы устранить симптом, важно понять причину.

Часто причинами энуреза может быть реакция на стресс, перевозбуждение, выражение таким образом своей злости, способ привлечения внимания, отстаивание своих границ. Школьные нагрузки и излишний контроль также могут спровоцировать «недержание».

Невротическому энурезу подвержены дети с истеричными чертами характера, заниженной самооценкой, демонстративным поведением, высокой тревожностью и эмоциональностью.

У подростков причинами недержания мочи могут стать личные переживания: эмоциональные конфликты со сверстниками, отсутствие взаимопонимания с родителями, ссоры с друзьями, неудачи на любовном фронте и другие аналогичные ситуации.

Дневной энурез представляет собой сложную психологическую проблему, требующую внимательного подхода и четкого алгоритма работы психолога.

В первую очередь, специалист должен провести тщательное обследование ребенка, чтобы определить возможные причины недержания мочи.

Проводится беседа с родителями, для того, чтобы прояснить, что происходит с ребенком, с мамой, с папой? Как реагируют другие родственники на этот симптом? Выясняется мнение родителей о значении этого симптома для жизнедеятельности семьи. Узнаем о ситуации в семье (какая ситуация была в семье, когда этот симптом появился, какая она сейчас? Когда эта проблема стала острой для вашей семьи?

Важно понять, какая атмосфера была вокруг ребенка «когда все это началось». Обычно это имеет большое значение.

После выявления факторов, способствующих энурезу, психолог разрабатывает индивидуальный план коррекции.

Необходимо создать атмосферу доверия и поддержки, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и мог открыто обсуждать свои чувства и переживания.

Работа психолога выстраивается не только с ребенком, но и со всей его семьей. С родителями проводятся образовательные беседы о том, как поддержать ребенка, даются рекомендации как отслеживать динамику состояния и вносить коррективы по мере необходимости.

Чем старше ребенок, тем более эффективна работа с ним одним, без привлечения родителей. Психолог заключает с ребенком определенный договор, для достижения конкретных целей.

Но поддержка семьи и близких очень важна. При совместном решении проблемы энуреза ребенком и родителями результаты достигаются значительно быстрее, и рецидивы возникают намного реже.

Техники работы психолога

Если ребенок писается днем, это говорит о том, что у него наблюдаются серьезные нарушения между телом и сознанием, отсутствует контакт со своим телом. Этот феномен может быть изложен через призму психофизиологии: ребенок не всегда осознает сигналы, исходящие от его организма, что являет собой тревожный сигнал для родителей и специалистов.

Такому ребенку полезны упражнения на напряжение и расслабление мышц, чтобы он мог чувствовать свое тело, особенно в области таза, дыхательные и релаксационные упражнения.

Родители в процессе работы помогают ребенку выполнять упражнения на контролирование мочеиспускания. Ребенок захотел в туалет ждем 2 минуты, затем он идет в туалет. Постепенно увеличивается время ожидания. После опустошения очень важно ребенка похвалить. Обратить его внимание на чувство которое было, когда мочевой пузырь был полным, и на ощущения после опорожнения.

Кроме того, хорошо использовать различные техники на развитие сенсорных ощущений, можно использовать творческие подходы, такие как рисование символов и букв мокрой кисточкой на руке ребенка, а он чувствует их и переносит на лист бумаги.

Такие игры делают процесс обучения увлекательным и интерактивным. Ребенок будет рад возможности передать свои ощущения на бумаге, что послужит дополнением к его эмоциональному и когнитивному развитию.

Отлично себя зарекомендовали методы арт-терапии в комплексе с песочной терапией. Они позволяют детям выразить свои чувства и эмоции через творчество, помогают отразить внутренний мир ребенка, его глубокие инсайты и переживания. Сказкотерапия помогает ребенку сопоставлять свои переживания с героями сказок.

Ведение дневника энуреза и трекера привычек тоже является обязательным условием терапии. С их помощью мы можем выявить зависимости и закономерности в поведении от эмоционального состояния и ситуации. Трекер привычек — это инструмент, который используют для отслеживания и улучшения своего ежедневного поведения. Он может быть в виде таблицы, графика или приложения на мобильном устройстве. Важно, чтобы трекер привычек был удобным и приятным в использовании.

В совокупности, эти методики создают мощный инструмент для улучшения психоэмоционального состояния ребенка.

Для дошкольников я рекомендую использовать игру «Убить дракона». Подробно о ней рассказывала здесь: ttps://www.b17.ru/blog/251398/?ysclid=m20ajska3z367574244

Эта игра своеобразный тайм-менеджмент, прекрасно подходит для отработки определенных навыков и привычек.

Работа с ребенком строится с этапа знакомства со строением нашего тела. Мы рисуем рисунок человека, проговариваем для чего нам нужны волосы, уши, глаза и т.д. Затем постепенно переходим к внутренним органам, рассказываем, какие функции они выполняют, для чего нужен мочевой пузырь, как он работает.

Можно рассказать истории о «ленивом мочевом пузыре» и «неленивом». Обыгрываем историю проведением «показательного выступления». Берем воздушный шарик, заполняем его водой, даем ребенку пощупать, понять, как наполняется и как выливается вода, где предел. Обговариваем, рисуем, проигрываем, пробуем, изучаем.

Ребенок становится активным участником процесса, задает вопросы и запоминает информацию, играя. Мы можем сравнить мочевой пузырь с воздушным шариком: когда он наполняется, он растет, а когда мы его сжимаем, вода уходит. Это наглядно иллюстрирует, как наш организм работает, и помогает детям лучше понять процессы, происходящие в их теле. Мы создаем атмосферу любознательности, где каждый новый шаг — это новое открытие, а каждый вопрос — возможность узнать больше о удивительном мире нашего тела.

Занятия проходят в форме игры, обеспечивая положительные эмоции и удовольствие от выполнения заданий.

В процессе терапии очень важным моментом является помощь родителей.

Основной рекомендацией для родителей является необходимость отдать ответственность за последствия недержания самому ребенку, исправить последствия ситуации (поменять одежду, отнести в стирку, постирать трусики, повесить сушиться и т.п.). У ребенка должно быть достаточное количество сменной одежды в доступном для него месте, чтобы он смог сам его поменять, без вашего участия.

Ребенку необходимо понимать, что это сфера его контроля, и он с этим прекрасно сам справится. Важно создать атмосферу поддержки и понимания, где ребенок чувствует, что это его задача, но он никогда не одинок в ее выполнении. Вы рядом и всегда готовы помочь, подсказать.

Подходите к ситуации с терпением и уважением. Без криков, ругани, раздражения. Такой подход не только укрепит уверенность ребенка в себе, но и научит его ответственности. Привлечение ребенка к самостоятельному решению таких задач поможет ему развивать навыки самоуправления и повысит его эмоциональную устойчивость.

Спокойствие и психологический комфорт необходимы во время терапии. Вечером, перед сном, полезно читать сказки, где главный герой одерживает победу над злом.

А создание сказки, где главным героем становится сам ребенок, может стать замечательным способом проработки страхов и сомнений. Важно, чтобы в этом сказочном мире ребенок был смелым и решительным, преодолевая преграды и побеждая злого героя.

Не менее значимо вспоминать успешные моменты из жизни ребенка. Подсветите его достижения, даже самые малые. Формирование календаря побед станет отличным инструментом для закрепления положительных изменений. Вместе с ребенком отмечайте его успехи, и не забывайте награждать за каждую победу. Чем больше дней он продержится без страха, тем больше станет его награда. Такой подход поможет укрепить самооценку и наладить уверенность в своих силах.

Очень хорошо в работе себя показали себя различного рода установки. Мы рассказываем ребенку о том, что он капитан своего биологического корабля, т.е. он хозяин своего организма, и только он управляет его работой.

Каждая эмоция и ощущение становятся сигналами, которые капитан принимает и интерпретирует. Понимание этих сигналов позволяет ему не просто реагировать на внешние проявления, но и предвосхищать события.

Становясь капитаном своего биологического корабля, ребенок учится использовать богатый инструментарий, доступный ему внутри. Он начинает понимать, что его мысли и чувства — это не просто реакции, а ключ к взаимодействию с окружающим миром. Когда ребенок осознает, что в его руках всегда есть инструменты для управления восприятиями, он начинает уверенно выбирать курс. Например, осознанное дыхание может стать компасом в моменты тревоги, а медитация — парусом, наполняющим жизнью и спокойствием. Всё это помогает формировать не только эмоциональную устойчивость, но и целеустремлённость.

На формирование нового поведения мы даем ребенку минимум 21 день. Этот временной промежуток необходим для того, чтобы привычки укоренились в его сознании и стали неотъемлемой частью ежедневной рутины. В течение этого периода важно создать поддерживающую атмосферу, где ребенок сможет безопасно экспериментировать, ошибаться и учиться на своих ошибках.

Работа с ребенком требует терпения и настойчивости. Важно отмечать каждое, даже самое маленькое достижение, подчеркивая его значимость. В этот период следует избегать давления и критики, чтобы не отбить у ребенка желание продолжать изменяться.

Таким образом, 21 день — это начало пути, который может привести к удивительным переменам в жизни ребенка, открывающим новые горизонты возможностей и знаний.

Автор: Ракевич Елена Петровна
Психолог, Детский нейропсихолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru