На бесконечных дорогах Сибири до середины 20-х годов прошлого века доминировали гужевые повозки. Лишь через десять лет их поток начали разбавлять редкие грузовики ЗИС и ГАЗ.
Кардинально ситуация стала меняться после открытия в Иркутске в августе 1930 года Восточно-Сибирского краевого управления шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта («Востсибкрайдортранс»). Затем появился трест-автокомбинат «Союзтранс», чей парк пополнился итальянскими грузовиками Lancia, чехословацкими Praga и отечественные АМО Ф-15. Автопарк разместился в центре Иркутска, на месте снесённого в 1932 году Кафедрального собора.
Основная задача «Союзтранса» заключалась в доставке грузов на север области, а также в Якутию.
В 1932 году в Иркутске построили автотракторный парк «Золототранс», из которого выделили в самостоятельную единицу одноименную автобазу, в парке которой к 1935 году 268 грузовиков, преимущественно АМО-3 и ЗИС-5, две тяжёлые машины Я-5 и две американские «полуторки» Ford Model AA. Позднее стали поступать их советские аналоги ГАЗ-АА.
На Якутском тракте на месте почтовых станций, где ямщики меняли лошадей, появились автозаправки, ремонтные мастерские, столовые. Автомобили осваивали сибирские просторы.
В семейном архиве иркутского шофёра Павла Ивановича Латышева, сохранилось много фотографий того времени, свидетельствующих о развитии отрасли. В 30-е годы Павел Латышев водил автобус, затем возил для полярной авиации горючее в Качуг, Жигалово, Усть-Кут и Киренск. «Зимой ездили в одну сторону по 700–800 километров, маршрут прокладывали по льду рек», – рассказывал он.
Автомобильных хозяйств в Иркутске в 30-е годы было уже несколько.
Из журнала «За Рулём» № 12 за 1939 г.
«В предместье г. Иркутска - Маратово находятся самые крупные автогаражи, обслуживающие прииски. Гаражи Золототранса, Якуттранса, Севморпути, Заготзерно и др. имеют по 200–400 машин и до 3 тысяч водителей».
Правда, в целом заметка была критической – об отсутствии культурного досуга для водителей.
В 1932 году в Иркутске в небольшом гараже на улице Софьи Перовской открылись Центральные авторемонтные мастерские Всесоюзного треста «Золототранс» (ЦАМ). Через четыре года мастерские переехали на улицу Красного Резерва (ныне улица Петрова) в предместье Марата, где получили новые площади и новое название – Центральный авторемонтный завод «Золототранса» (ЦАРЗ). В плане завода на 1937 год стояло изготовление 75 автобусов на шасси ЗИС-5, имевших 25 посадочных мест. Большинство из них предназначалось для перевозки рабочих золотых приисков.
Во время войны ЦАРЗ ремонтировал автомобили ЗИС-5 для фронта.
В 1944 году было решено построить полноценный автосборочный завод. Площадкой для будущих цехов стал посёлок Мельниково, куда по программе ленд-лиза начали поступать автозапчасти из США.
Параллельно шла подготовка к сдаче в эксплуатацию временной автосборочной линии в предместье Марата. Первый Студебекер (Studebaker US-6) вышел из ворот ещё недостроенного предприятия 21 июня 1945 года. За два неполных года иркутяне собрали 1555 американских автомобилей Studebaker, а еще были Ford и Dodge.
В 1948 году временная автосборочная линия переехала в новые корпуса в Мельниково. Через два года там началась сборка уже автомобилей ГАЗ-51. В первый год завод сумел собрать порядка 2000 машин.
Проектной мощности – 50 автомобилей в сутки, - предприятие достигло через год. В 1951 году было собрано 9458 автомобилей и 7953 автоприцепа.
На пике своих возможностей автосборочное производство решили свернуть - стране понадобились радиоаппаратура, в том числе для нужд армии. Сегодня на месте сборочных конвейеров и цехов радиоаппаратуры - торговые залы.