Найти тему
Планета Сибирь

Как в Сибири Студебекеры собирали. С конвейера сошло более полутора тысяч грузовиков

На бесконечных дорогах Сибири до середины 20-х годов прошлого века доминировали гужевые повозки. Лишь через десять лет их поток начали разбавлять редкие грузовики ЗИС и ГАЗ.

Кардинально ситуация стала меняться после открытия в Иркутске в августе 1930 года Восточно-Сибирского краевого управления шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта («Востсибкрайдортранс»). Затем появился трест-автокомбинат «Союзтранс», чей парк пополнился итальянскими грузовиками Lancia, чехословацкими Praga и отечественные АМО Ф-15. Автопарк разместился в центре Иркутска, на месте снесённого в 1932 году Кафедрального собора.

Автопарк разместили на месте взорванного Кафедрального собора. Фото из открытых источников.
Автопарк разместили на месте взорванного Кафедрального собора. Фото из открытых источников.

Основная задача «Союзтранса» заключалась в доставке грузов на север области, а также в Якутию.

В 1932 году в Иркутске построили автотракторный парк «Золототранс», из которого выделили в самостоятельную единицу одноименную автобазу, в парке которой к 1935 году 268 грузовиков, преимущественно АМО-3 и ЗИС-5, две тяжёлые машины Я-5 и две американские «полуторки» Ford Model AA. Позднее стали поступать их советские аналоги ГАЗ-АА.

Как ни странно аварии в ту пору случались довольно  часто. Из открытых источников
Как ни странно аварии в ту пору случались довольно часто. Из открытых источников

На Якутском тракте на месте почтовых станций, где ямщики меняли лошадей, появились автозаправки, ремонтные мастерские, столовые. Автомобили осваивали сибирские просторы.

Ford Model AA. Фото из открытых источников
Ford Model AA. Фото из открытых источников

В семейном архиве иркутского шофёра Павла Ивановича Латышева, сохранилось много фотографий того времени, свидетельствующих о развитии отрасли. В 30-е годы Павел Латышев водил автобус, затем возил для полярной авиации горючее в Качуг, Жигалово, Усть-Кут и Киренск. «Зимой ездили в одну сторону по 700–800 километров, маршрут прокладывали по льду рек», – рассказывал он.

Зимняя дорога считалась крайне опасной.
Зимняя дорога считалась крайне опасной.

Автомобильных хозяйств в Иркутске в 30-е годы было уже несколько.

Информация в  журнале "За рулем"
Информация в журнале "За рулем"

Из журнала «За Рулём» № 12 за 1939 г.

«В предместье г. Иркутска - Маратово находятся самые крупные автогаражи, обслуживающие прииски. Гаражи Золототранса, Якуттранса, Севморпути, Заготзерно и др. имеют по 200–400 машин и до 3 тысяч водителей».

Правда, в целом заметка была критической – об отсутствии культурного досуга для водителей.

Журнал "За рулем" за июнь 1939 года
Журнал "За рулем" за июнь 1939 года

В 1932 году в Иркутске в небольшом гараже на улице Софьи Перовской открылись Центральные авторемонтные мастерские Всесоюзного треста «Золототранс» (ЦАМ). Через четыре года мастерские переехали на улицу Красного Резерва (ныне улица Петрова) в предместье Марата, где получили новые площади и новое название – Центральный авторемонтный завод «Золототранса» (ЦАРЗ). В плане завода на 1937 год стояло изготовление 75 автобусов на шасси ЗИС-5, имевших 25 посадочных мест. Большинство из них предназначалось для перевозки рабочих золотых приисков.

Салон автобуса на базе ЗиС -5 вмещал 25 пассажиров. Из открытых источников
Салон автобуса на базе ЗиС -5 вмещал 25 пассажиров. Из открытых источников

Во время войны ЦАРЗ ремонтировал автомобили ЗИС-5 для фронта.

В 1944 году было решено построить полноценный автосборочный завод. Площадкой для будущих цехов стал посёлок Мельниково, куда по программе ленд-лиза начали поступать автозапчасти из США.

На Якутском тракте можно  было встретить  немецкий Vomag. Из открытых источников
На Якутском тракте можно было встретить немецкий Vomag. Из открытых источников

Параллельно шла подготовка к сдаче в эксплуатацию временной автосборочной линии в предместье Марата. Первый Студебекер (Studebaker US-6) вышел из ворот ещё недостроенного предприятия 21 июня 1945 года. За два неполных года иркутяне собрали 1555 американских автомобилей Studebaker, а еще были Ford и Dodge.

Сборочные мастерские. Из открытых источников
Сборочные мастерские. Из открытых источников

В 1948 году временная автосборочная линия переехала в новые корпуса в Мельниково. Через два года там началась сборка уже автомобилей ГАЗ-51. В первый год завод сумел собрать порядка 2000 машин.

Сборка ГАЗ - 51. Фото из открытых источников
Сборка ГАЗ - 51. Фото из открытых источников

Проектной мощности – 50 автомобилей в сутки, - предприятие достигло через год. В 1951 году было собрано 9458 автомобилей и 7953 автоприцепа.

Седельный  тягач иркутской сборки. Из открытых источников
Седельный тягач иркутской сборки. Из открытых источников

На пике своих возможностей автосборочное производство решили свернуть - стране понадобились радиоаппаратура, в том числе для нужд армии. Сегодня на месте сборочных конвейеров и цехов радиоаппаратуры - торговые залы.

Понравился материал - ставим лайк подписываемся на канал «Планета Сибирь»