В продолжение темы про манипулирование...
«А если я ставлю условия ребенку, разве это не манипулирование?»
Важно различать манипуляцию с целью получить для себя выгоду или продемонстрировать /научить ребенка причинно-следственным связям.
Условия могут быть частью процесса обучения и формирования ответственности у ребенка. Например, если ребенку объясняют, что выполнение определенных задач приведет к получению награды, это может помочь развить понимание связи между действиями и последствиями.
Если вы не выставите условия, то зачем ребенку что-то делать? Кто-то из вас будет ходить на работу, если вам не будут платить? Долго) и это единственный ваш заработок?
И чем это не манипулирование?
Возвращаясь к ребенку
Условия важно делать с уважением и открытым диалогом. Манипулирование, скорее, связано с попытками контролировать поведение ребенка на основе неясных или нечестных намерений, что может вызвать у него от простого недовольства до недоверия.
Вместо манипуляции, важно стремиться к сотрудничеству, объяснять ребенку, почему важны те или иные условия. Это поможет развивать осознанность и саморегуляцию, а не просто следование указаниям.
Да, если вы ставите условия ребенку с целью управления его поведением или чувствами, это можно рассматривать как манипулирование. Важно помнить, что развитие здоровых отношений с детьми должно основываться на понимании, доверии и открытом общении. Вместо манипуляции лучше всего объяснять причины своих требований и использовать подходы, которые способствуют сотрудничеству и взаимопониманию.
В этом месте мне хочется провести аналогию со своим внутренним ребенком, о котором сейчас так много говорят, пишут, пытаются найти и поддержать.
Когда мы говорим о внутреннем ребенке, важно отметить, что наши отношения с ним могут сильно различаться. И если мы приходим в терапию, то часто сталкиваемся с тем, что это отношения, наполненные критикой, требованиями, оскорблениями или наказаниями — у каждого свой опыт, но суть примерно такая.
Во взаимодействии с внутренним ребенком, как и в отношениях с реальными детьми, БЕЗУМНО ВАЖНЫ забота, внимание, понимание, поддержка и другие эмоциональные потребности.
Когда мы заставляем себя делать что-то через самонаказание, строгие правила или жесткие рамки, это может быть формой манипуляции. Если мы делаем что-то из чувства вины, стыда или злости, это лишает нас ресурса, так как мы тратим силы не только на выполнение задачи, но и на сдерживание этих негативных эмоций.
Например, когда наш внутренний голос говорит: "Ты должен(а) сделать это идеально, иначе ты плохой", — это манипуляция с целью подчинить внутреннего ребенка (свои внутренние ресурсы) жестким стандартам.
Давайте подумаем:
- Как долго нам хватит ресурса действовать в таком режиме?
- Как быстро наступит усталость?
- Как скоро мы столкнемся с прокрастинацией?
Только при теплых, комфортных и поддерживающих условиях мы можем не только хорошо выполнять задачи, но и продолжать делать их, даже сталкиваясь с неудачами.
Тут важно работать над тем, чтобы установить отношения с внутренним ребенком на основе заботы, доверия и уважения. Подобно тому, как с реальным ребенком, важно объяснять, почему что-то нужно сделать вместо того, чтобы просто требовать выполнения, также и с внутренним ребенком важно мягко разъяснять, почему определенные действия могут быть полезны или важны. Это позволяет развивать внутреннюю осознанность и самопринятие. Более того, это также учит нас самосостраданию — тому качеству, которому наши дети смогут научиться у нас.
Что еще важно помнить? Когда мы учимся поддерживать своего внутреннего ребенка, давать ему пространство для ошибок и экспериментов, это помогает нам стать более гибкими и открытыми к личностному росту. Такая работа способствует более глубокому самопониманию, укрепляет наше чувство ценности и помогает создавать условия для более гармоничной жизни.
больше публикаций в моем ТГ-канале https://t.me/psYgoloK
Автор: Евгения Завадская
Врач-психотерапевт, КПТ СхемаТерапия Групповая
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru