Найти в Дзене
Журнал Авто.ру

Грунт для авто: кислотный или эпоксидный, какой лучше выбрать

Оглавление

Правильный грунт для окраски машины — залог радующего глаз результата и, что ещё важнее, — отсутствия коррозии под ЛКП в будущем. На сервисе нужный состав выбирает, конечно, профессиональный маляр. Но и в этом случае, а уж тем более при самостоятельной окраске кузова, полезно знать, чем отличаются кислотный, эпоксидный и акриловый грунты и в какой ситуации нужно выбрать то или иное покрытие.

Зачем нужны первичные грунты

Кислотный и эпоксидный грунты относятся к категории так называемых первичных. В этом термине «зашито» их назначение: составы готовят подложку для последующей обработки поверхности. Зачем она нужна? Во-первых, металл (если мы говорим именно о деталях из него) склонен корродировать, и его неплохо бы от этого защитить. Во-вторых, любой шпаклёвке, краске и даже вторичным заполняющим грунтам нужно за что-то «держаться». Металлические поверхности сами по себе не обеспечивают нужной адгезии, поэтому перед нанесением промежуточных и финишных слоёв металл требуется подготовить. Оба этих вопроса как раз и закрываются первичными грунтами. И, несмотря на схожие задачи, в кислотных и эпоксидных составах есть существенные различия, о них и поговорим.

Акриловый грунт относится уже ко вторичным заполняющим составам. Он может быть белым (наиболее распространён) или заколерованным в другой оттенок. Этот состав служит подложкой для эмали и создан для заполнения микроскопических дефектов, будь то рытвины или риски после ошкуривания. Его можно наносить в несколько слоёв, шлифовать и покрывать проявляющими неровности порошками, но для распыления сразу на голый металл этот состав не годится. Кроме того, его часто подбирают к краске, которой будут покрывать кузов на финише, поэтому сегодня на выборе акрилового грунта мы подробно останавливаться не будем.

-2

Что такое кислотный грунт

Кислотный грунт, он же праймер или травящий, предназначен для того, чтобы напрямую взаимодействовать с металлической поверхностью. В составе, помимо разнообразных присадок, присутствует фосфорная кислота, которая неплохо препятствует распространению коррозии.

Полноценным преобразователем ржавчины грунт, конечно, не является — в нём не такая концентрация кислоты. Но побороть микроскопические очаги в порах металла вполне способен. После высыхания снижает коррозионную активность поверхности и образует тончайшую защитную плёнку, препятствующую дальнейшему «цветению».

Помимо защиты от внешних факторов, кислотный грунт обеспечивает великолепную адгезию для последующих покрытий, которые обязательно будут. Почему обязательно? Дело тут не в эстетике, а в том, что это покрытие не самостоятельное. Оно нуждается в последующих слоях, и первый из них — акриловый грунт. Красить сразу по «кислотнику» нельзя, равно как и наносить эпоксидный грунт. Со шпаклёвкой, к слову, всё не так однозначно. На грунт она вряд ли ляжет, а вот под него (с полной просушкой) может. Здесь (а лучше перед приобретением и обработкой) нужно свериться с инструкцией производителя. Составы разнятся в зависимости от фирмы, поэтому противопоказания могут отличаться.

Сейчас на рынке есть как однокомпонентные, так и двухкомпонентные составы. Первые обычно довольно «щадящие» и могут не справиться с очагами коррозии на стали, но для алюминия пригодятся. Вторые же состоят из самого грунта и разбавителя, в котором и содержится кислота. Предпочтение лучше отдавать именно им — такие средства надёжнее и почти наверняка эффективнее.

Предназначение кислотного грунта несложно понять из его основных особенностей. Он подходит только для обработки «голого» металла, очищенного ото всех старых покрытий. В идеале деталь должна быть новой, но и для старых кузовных панелей кислотный грунт тоже хорош. Главное — хорошо зачистить металл и по максимуму убрать ржавчину, если таковая осталась.

Как и любой другой продукт, «кислотник» имеет сильные и слабые стороны.

-3

Плюсы:

  • быстрое высыхание. Продолжать работы можно уже через 10–30 минут;
  • противодействие распространению коррозии;
  • экономный расход материала, достаточно одного слоя;
  • не требует дополнительной шлифовки кузова перед нанесением и после него;
  • длительная жизнеспособность состава после смешивания.

Минусы:

  • несамостоятельное покрытие (требует перекрывания вторичным грунтом);
  • не заполняет дефекты;
  • при контакте с существующим ЛКП может «поднять» его или проявить контуры ремонтного участка уже после покраски;
  • не обладает изолирующими свойствами — после нанесения грунта деталь нельзя надолго оставлять на улице;
  • не шлифуется — любое грубое механическое воздействие нарушит защитные и связующие функции.

Альтернатива кислотному грунту — эпоксидный.

Что такое эпоксидный грунт

Эпоксидный грунт тоже относится к первичным. В его составе, помимо полимеров и наполнителей, присутствует эпоксидная смола — именно она отвечает за хорошее «прилипание» к поверхности. Этот состав существенно отличается от предыдущего: он изолирующий и вполне самостоятельный.

Эпоксидный грунт куда менее «привередлив»: ляжет и на старое ЛКП, и на голый металл, и на стеклопластик (с соответствующими добавками). Правда, противопоказания к нанесению всё же есть. Их два:

  • эпоксидный грунт нельзя класть на «кислотник». Компоненты эпоксидки могут нейтрализовать травящее действие кислотного грунта, в то же время остаточная кислота способна замедлить высыхание барьерного покрытия или даже повлиять на его адгезию;
  • этот состав не содержит никаких ингибиторов коррозии, поэтому перед покрытием придётся тщательно готовить металл, сошлифовывая и вытравливая «рыжики». Если этого не сделать, ржавчина продолжит распространяться, хоть и медленнее.

Как и кислотный, эпоксидный грунт бывает одно- и двухкомпонентным. Тот, что смешивается, — сложнее в подготовке, но эффективнее.

После высыхания грунтовка превращается в водо- и воздухонепроницаемую корку. Слой получается заметно толще, но в качестве заполняющего эпоксидный грунт лучше не использовать — из-за смолы в составе он очень тяжело шлифуется. Время полимеризации довольно большое, но после того, как состав высохнет, его можно оставить как есть довольно надолго. Если металл был хорошо подготовлен, с ним ничего не случится. Когда придёт время, можно немного сгладить поверхность мелким абразивом и покрасить прямо по эпоксидке или нанести все необходимые промежуточные слои перед финишной окраской. Здесь ограничений практически нет.

Эпоксидный состав куда менее привередлив, но тоже не лишён недостатков.

-4

Плюсы:

  • самостоятельное покрытие;
  • заполняет микроскопические дефекты;
  • не конфликтует с существующим ЛКП;
  • обладает изолирующими свойствами;
  • покрытие можно шлифовать (но не насквозь).

Минусы:

  • долго полимеризуется;
  • не уничтожает уже существующие очаги коррозии;
  • толстый слой материала;
  • перед нанесением кузов придётся шлифовать, последующие слои материалов тоже потребуют нанесения риски, на этот раз на грунт;
  • короткая жизнеспособность состава после смешивания.

В какой ситуации какой грунт лучше

Исходя из особенностей составов можно сделать вывод, что кислотный грунт оправдан для аккуратной покраски в тонкий слой, а также при наличии проблем с коррозией на деталях. Эпоксидный же сгодится как для чистого металла, так и для локального ремонта, а также в качестве изолятора от окружающей среды покрытий, которые теоретически могут конфликтовать.

В идеальном случае хотелось бы совместить сильные стороны обоих грунтов, и это можно сделать. Хоть прямой контакт между ними недопустим, промежуточный слой акрилового грунта решит эту проблему. В качестве базы можно нанести кислотный состав, «закрыть» его вторичным грунтом, а уже на него нанести эпоксидный. Это дольше и сложнее, но куда эффективнее.

Важно: при нанесении любой грунтовки внимательно изучите инструкцию и следуйте всем её требованиям. Отдельного контроля требует время выдержки. Учтите, что некоторые составы не только просушиваются между слоями, но и перед распылением должны немного постоять, чтобы их компоненты успели войти в реакцию.

Лучшие первичные грунтовки

Сразу оговоримся, что у каждого маляра свои предпочтения и секреты нанесения составов. Это касается в том числе грунтов и их выбора. Мы собрали наиболее популярные и качественные варианты (цены по состоянию на сентябрь 2024 года).

Топ-5 кислотных грунтовок:

  • Mipa 2K HS WP с отвердителем. Средняя цена — 3200 рублей за 1,5 литра;
  • Novol Protect 340 с отвердителем. Средняя цена — 6000 рублей за 2 литра;
  • BODY 960 с отвердителем. Средняя цена — 4000 рублей за 2 литра;
  • Cromax 635R с активатором. Средняя цена — 7000 рублей за 2 литра;
  • JETA PRO 5550 с активатором. Средняя цена — 1500 рублей за 0,8 литра.

Топ-5 эпоксидных грунтовок:

  • Mipa 2К EP-Expressprimer с отвердителем. Средняя цена — 4500 рублей за 2 литра;
  • Novol Protect 360 с отвердителем. Средняя цена — 3800 рублей за 1,6 литра;
  • BODY 989 с отвердителем. Средняя цена — 3000 рублей за 1 литр;
  • Spectral Under 385 с отвердителем. Средняя цена — 4000 рублей за 1,6 литра;
  • Reoflex EP Primer с отвердителем. Средняя цена — 1700 рублей за 1 литр.

Больше полезных статей для автомобилистов — в Журнале Авто.ру