«Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги».
В.Ф.Шаталов
Прослушиваю сейчас запись встречи журналистов с вдовой педагога-новатора В.Ф.Шаталова (1927-2020).
Набия Салыковна Шаталова рассказывает интересные факты из его жизни. И становится очевидно, что история жизненного пути великого мастера педагогики безусловно нашла отражение в его творчестве.
Как В.Ф.Шаталов стал педагогом-экспериментатором?
Он был фактически "не жилец", когда только родился (в городе Сталино, нынешний Донецк). Однако, благодаря вЫходившей его бабушке, сумел выжить, и даже прожил немало - до 93 лет.
Возможно, зная свою историю рождения, В.Ф.Шаталов уже с ранних лет осознал, что на ребёнке никогда нельзя ставить крест, что за него нужно бороться до последнего.
Поэтому, начав учительствовать, он брал в школе заведомо "слабые" классы и помогал им стать "лучшими". Его выпускники, все до единого, поступали в ВУЗы.
Вот как об этом рассказывает Н.С.Шаталова.
После службы в армии и окончания института, он пришел в школу (там же, в Сталине), где занялся обучением детей, половина из которых после войны была безотцовщиной, а часть уже имела преступный опыт.
Но молодой учитель понял, что одним детям он должен "подставить плечо" вместо отсутствующего в их жизни отца, а другим - помочь встать на путь правильной и честной жизни.
Он сам не заметил, что занялся экспериментальной работой, да так основательно (с 1956 года), что уже в 1969 году поехал в Москву, в Академию педнаук СССР, официально просить для себя экспериментальный класс, чтобы на нём показать возможности своей системы эффективного обучения.
В сентябре 1971 года ему дали самый слабый 8 класс (33 ученика), написавший вводную контрольную работу по математике на 2,8 балла.
После занятий с Шаталовым, всего лишь через полгода, этот же состав учащихся смог улучшить свой балл до 4,8!
Эта контрольная была за весь курс математики и физики, составлена была по сборнику для поступающих в ВУЗы.
Затем были ещё два экспериментальных класса. Причём, ученики, которых он вёл с 4 по 7 класс написали контрольные по математике и физике на "отлично", все до одного.
В.Ф.Шаталову позволили открыть лабораторию интенсификации учебно-воспитательного процесса в 1980 году.
В конце 80-х он провёл интересный эксперимент, когда разновозрастная группа детей от 7 до 13 лет прошла весь курс "Геометрии" (6-7-8 классы) за полгода.
/Н.С.Шаталова ещё не сказала, что однажды педагог-новатор проводил эксперимент с обучением подростков из детской колонии, где также дал очень высокий результат./
Вот это я понимаю - настоящий учитель! С большой буквы!
А что мы видим сегодня? Жёсткое деление учеников на умных и не очень, создание для одних исключительных условий обучения, а для остальных - использование "остаточного принципа".
И будто не замечаем, что такое отношение к людям нельзя считать нормальным.
Почему система Шаталова не была внедрена в нашей стране?
Комиссии, приезжавшие из Москвы, по словам Н.С.Шаталовой, имели одну цель: "стереть его в порошок!". Но, система эффективного обучения выручала своего создателя, отличные результаты было невозможно оспорить.
Система Шаталова выдержала все министерские проверки. А сегодня можно сказать, что она выдержала и проверку временем.
С развалом СССР лабораторию В.Ф.Шаталова перестали финансировать. Он не стал нужен ни Киеву, ни Москве.
Шаталов обращался тогда к Л.Кучме с вопросом о внедрении системы, но не получил поддержки.
До 1995 года он всё равно работал, к нему приезжали учителя со всего бывшего СССР.
Он не жалея делился знаниями, раздавал желающим свои наработки, учил других своей системе.
1,5 млн учителей математики и физики прошли через обучение в его лаборатории.
Многие китайские педагоги приезжали к педагогу, чтобы изучить систему Шаталова.
И если раньше китайцы не поднимались выше 12 - 14 места на международных Олимпиадах, то теперь они часто оказываются на первых местах. Китайцы так объяснили свой успех: они уже 8 лет занимаются по системе Шаталова.
Почему же система Шаталова так и не была внедрена официально в нашей стране?
Н.С.Шаталова не ответила прямо на этот вопрос. Но ответ есть у директора "Школы-студии Шаталова", которая работает в Москве и сегодня.
Эта школа сохраняет систему Шаталова, его имя. Иначе, он "пропал бы без вести" (как говорит Н.С.Шаталова).
"Школа-студия Шаталова" уже более 20 лет создаёт учебники, аудио и видеозаписи, пропагандируя систему Шаталова.
Я напишу об этом отдельно.
О жене В.Ф.Шаталова Набии Шаталовой.
Н.С.Шаталова призналась, что она по профессии врач /я думала, что она педагог )))/.
Но, случилось так, что у её собственного сына возникли трудности в обучении, и в 6 классе он скатился на двойки.
И, примерно в это же время, она услышала о системе Шаталова. Она стала использовать методику для обучения своего сына и вывела его в отличники.
А позже она даже занялась репетиторством (никому не говоря, что она совсем не педагог).
Однажды она решила съездить, пообщаться с самим основателем системы.
Ему она призналась, что просто влюблена в его методику. И вскоре получила от Шаталова предложение выйти за него замуж.
А разница в возрасте у молодоженов составляла 38 лет.
Какой распорядок дня был у В.Ф.Шаталова?
Многие, знавшие Шаталова, люди говорили, что у них бы не хватило бы энергии вести экспериментальную работу так активно, как вёл её педагог-новатор.
Но, как рассказывает вдова, он был спортсменом, имел 14 спортивных разрядов, и очень высоко ценил физкультуру, которая была у него на первом месте.
Он делал гимнастику, по несколько раз в течение дня: по 4 подхода в день.
А в школе Шаталова физкультура у школьников была ежедневно. И на уроке был перерыв на физкультурные паузы.
Каждое утро, вставая в 5-6 утра, он делал пробежку 10 км. Потом уже отправлялся на работу. И так он бегал до 82 лет, ежедневно.
А ложился спать он рано, в 9 часов уже спал. Правда, спал недолго. мог проснуться и работать, потом опять ложился спать.
Шаталов имел прекрасное здоровье, никогда не принимал лекарств, даже витаминов. Давление всегда было в норме.
И, как отмечает вдова, питался он неправильно: ел что хотел.
На взгляд врача, его питание было нездоровым.
Виктор Фёдорович употреблял большое количество сала, на котором жарил картошку; любил мясо, свинину, колбасы.
А вот фруктов и овощей ел мало: половинку яблока и четверть свёклы в день. Правда, любил листовой салат.
Также он очень любил газировку.
Н.С.Шаталова поняла, что переучивать его правильно есть уже поздно, видимо, организм его сам подстроился под не совсем здоровое питание.
Основные принципы системы В.Ф.Шаталова по мнению Н.С.Шаталовой.
1. Он умел мотивировать детей на учёбу. Дети включались в работу незаметно, и получали результат. Это всё можно увидеть в ещё сохранившихся видео о Шаталове.
2. Шаталов активно использовал на уроках игру, знал множество игровых приёмов. Он описывал это в своих книгах.
Но он предупреждал всех, что игру нельзя превращать в заигрывание, в развлечение детей.
Игра - это правила. И дети должны научиться в жизни использовать правила и неукоснительно их соблюдать. Он ни одного ребёнка не оставлял вне игры.
3. Шаталов высоко ценил дисциплину и считал, что, без дисциплины не будет результата. Если сам человек недисциплинированный и неисполнительный, он не сможет поддерживать дисциплину.
Сам он был очень дисциплинированным. Всю жизнь в общей тетради записывал: сколько и каких физических упражнений он сделал и в какой подход: отжимание, ходьбу, велотренажер.
5. Педагог считал, что воспитывать нужно своим примером, поскольку в него, как в зеркало, смотрятся ученики.
6. Много времени уделял устной работе, устному счёту.
За 45 минут урока дети обязательно решали устно 10 задач.
Письменную работу, оформление задач, он оставлял на домашнее задание. Всю механическую работу (уже известные детям знания) он также оставлял на дом.
7. Основное внимание он уделял повторению. Тройное повторение на уроке, и и, затем повторение в течение трёх дней. Задействовал и оперативную, и долговременную память.
8. Экономил время на всём, на чём только можно.
Ученики отвечают сидя, не встают. Отказался от того, чтобы стоя приветствовали учителя.
Школьники чертили линии, окружности, таблицы, графики, от руки, без линейки и циркуля.
Шаталов отказался от дневников, как трат времени на их заполнение.
9. Раскладные доски в классах - изобретение Шаталова, чтобы заранее писать задачи и открывать нужные в нужный момент.
10. Для контроля знаний учеников у него были специальные плашки (таблицы), где дети закрашивали клеточки тех заданий, которые считали освоенными.
11. Главным в мотивации детей он считал слова учителя: его реакцию на любой поступок школьника, на его ответ на уроке, на отношения детей между собой.
Слова учителя много значат для детей. Выражение его лица, когда встречает ребёнка, какими словами реагирует на их ошибки и просчёты.
12. Любую отметку можно исправлять в любой момент до "пятёрки". Все отметки, кроме "5" выставляются карандашом.
13. Система Шаталова предусматривала проверку знаний в разных вариантах: самопроверка, проверка учителем, взаимопроверка, родительская проверка домашних заданий и т.д.
14. Опорные конспекты Н.С.Шаталова оставила для более тщательного объяснения позже.
Неуспеваемость ученика - это неуспеваемость учителя. Все дети способны овладеть школьной программой утверждает Н.С.Шаталова вслед за основателем системы.
/продолжение следует/
Знакома ли Вам "система Шаталова"?
Как Вы считаете - почему она не внедряется в нашей стране?
#педагогикапередовойопыт #вфшаталов #педагогноваторшаталов #настоящийучитель #шаталов #советскаяпедагогика