Мы создали небольшой контраст балеринами Дега, главного друга и наставника Кэссет, и теперь вернёмся обратно к ней. На мой взгляд это два разных взгляда на женщину, соединяя которые можно сделать это видение глубже. Хотя Мэри никогда не была замужем и у нее не было собственных детей, она наиболее известна своими нежными изображениями материнства. Ее картины стремятся разрушить традиционные барьеры в искусстве и подчеркнуть жизненно важную роль женщины как главной воспитательницы детей.
Мэри Кэссетт.
Краткая биографическая сводка для тех, кто не читает историю с самого начала, а присоединился к нам только что. Если вам будет интересно - в конце будут ссылки на продолжение. Мэри Стивенсон Кэссетт (1844-1926) - американская художница и гравер, родилась в Аллегейни-Сити, штат Пенсильвания (ныне часть Питтсбурга). В 1865 году она переехала в Париж, чтобы работать под руководством академического художника Жана-Леона Жерома. Проведя некоторое время в Италии, изучая картины Корреджо и Пармиджанино, она вернулась во Францию в 1874 году, где начала выставляться в Салоне. Кэссетт была единственной американской художницей, официально связанной с импрессионистами. В 1877 году она подружилась с Эдгаром Дега (1834-1917), который предложил ей присоединиться к независимой группе художников и принять участие в четырех из восьми выставок импрессионистов. Ее техника и композиция развивались под влиянием Дега, который также поощрял ее интерес к гравюре - гравюры укие-э на дереве были очень модны среди импрессионистов (и более поздних постимпрессионистов). Ее отношения с Дега были близкими; их обоих объединял экспериментальный и динамичный подход к живописи. Кэссетт в основном интересовалась фигурными композициями. В конце 1870-х - начале 1880-х годов она изображала в основном свою семью, театры и оперу. Однако со временем она дистанцировалась от импрессионистов и к 1886 году больше не участвовала ни в одном художественном движении.
Мать и дитя.
Хотя замужество и материнство были несовместимы с ее грандиозными карьерными амбициями, позже Кэссетт проявила интерес к изображению отношений матери и ребенка, благодаря которым она сегодня широко известна. Кэссетт надеялась переосмыслить традиционные изображения Мадонны с Младенцем Христом, созданные итальянскими и французскими мастерами, сочетая традиционализм с новизной. Многие из ее первоначальных серий "Матери и дети" имеют общие черты, такие как простота и ясность, с теми, которые можно найти в искусстве эпохи Возрождения. Из-за этого арт-дилеры, такие как Поль Дюран-Рюэль, назвали ее "святая современной семьи". Несмотря на это, Кэссетт придерживался глубоко светского и реалистичного подхода к теме, стремясь заново открыть для себя традиционные религиозные сюжеты, адаптируя их к современности. Ее творчество в этот период полностью сосредоточено на отношениях между матерью и ребенком, отвергая сексуальность в традиционном смысле этого слова. Кэссетт делает важный акцент на физическом прикосновении, которое рассматривается как признак близости. Она стремится представить женщин в чувственном и эмоциональном свете, который рассматривает сексуальность только через призму их материнства. Рассматривая это как призыв к тому, чтобы мужчины относились к женщинам как к объектам эротического желания, Кэссетт отвергла обнаженную женскую натуру, все ее взрослые персонажи были одеты. Тем не менее, многие дети на ее картинах изображены обнаженными, например, во время купания. Дети, в ее восприятии, символизируют чистоту, доброту и искренность; на самом деле, многие из ее работ несут символический или аллегорический смысл.
Молодая мать за шитьем.
На картине "Молодая мать за шитьем", написанной в 1900 году, изображен маленький ребенок, который сидит на коленях у матери и почти ностальгически смотрит вдаль. Женщина молча шьет перед широким окном. На ней полосатое платье и зеленый фартук. Для создания этой картины Кэссетт использовала двух не связанных между собой моделей, чтобы воссоздать трогательную сцену. Год спустя после ее завершения Луизин Хавмейер купила картину, заметив: "Посмотрите на этого маленького ребенка, который только что прижался к коленям своей матери, не обращая внимания на результат и не обращая внимания на то, что он может побеспокоить “свою маму”. И она совершенно права, она не мешает своей матери. Мама просто немного отстраняется и продолжает шить."
Купание ребёнка.
Являясь одним из шедевров Кэссетт, купание имеет необычную композицию. Живые узоры на заднем плане и на платье женщины контрастируют с наготой ребенка, в то время как более высокая точка обзора позволяет зрителю оставаться на расстоянии только в качестве наблюдателя, а не полноправного участника. Кажется, что купание - это интимное занятие. Ребенок терпеливо наблюдает, как мать поливает водой его хрупкие ножки. Женщина обнимает ребенка, нежно прижимая к себе его руку. Предпочтение Кэссетт графической плоскостности, укороченным формам и ярким смелым очертаниям было вдохновлено японскими гравюрами на дереве.
Прогулка на лодке.
После 1893 года Кэссетт провела много летних месяцев на берегу Средиземного моря в Антибе, Франция. В это время она играла с яркими декоративными красками и различными геометрическими формами. Линия горизонта находится в верхней части картины, что уменьшает ощущение расстояния. Мы не знаем, кто эта женщина, но, судя по тому, как она держит ребенка, можно с уверенностью предположить, что она могла бы быть его матерью. Эта амбициозная картина стала центральным экспонатом первой персональной выставки Кэссетт в Соединенных Штатах. Это также одна из ее самых больших работ размером 900 х 1173 мм.
Материнские ласки.
В картине "Материнские ласки" Кэссетт запечатлела прекрасное проявление привязанности между матерью и ее ребенком. Они находятся на улице, предположительно в саду. Фон слегка прорисован, что позволяет перенести акцент на мать и ребенка. Композиция, выполненная крупным планом, направляет взгляд зрителя поверх плеча матери, которая бережно держит на руках своего ребенка. На картине Кэссетт выделила округлые формы своих персонажей. Девочка с любопытством смотрит на свою мать, не отрывая взгляда от ее лица. Она кладет руку на щеку женщины, как это делают многие дети, словно желая рассмотреть черты ее лица в деталях.
Мать и дитя (овальное зеркало).
Эта картина, также известная как "Флорентийская мадонна", напоминает итальянские ренессансные изображения Богородицы с Младенцем. Ребенок позирует в позе контрапоста, зеркало над его головой создает впечатление нимба. Лицо его матери наполнено радостью и любовью, когда она нежно держит его в своих объятиях. Дега сказал Кэссетт, что картина: "У него есть все ваши достоинства и все ваши недостатки - это младенец Иисус и его английская няня."
Импрессионизм: