Найти тему
Функция Архитектура

Импрессионизм. Мэри Стивенсон Кэссетт. Образ материнства.

Мы создали небольшой контраст балеринами Дега, главного друга и наставника Кэссет, и теперь вернёмся обратно к ней. На мой взгляд это два разных взгляда на женщину, соединяя которые можно сделать это видение глубже. Хотя Мэри никогда не была замужем и у нее не было собственных детей, она наиболее известна своими нежными изображениями материнства. Ее картины стремятся разрушить традиционные барьеры в искусстве и подчеркнуть жизненно важную роль женщины как главной воспитательницы детей.

Мэри Кэссетт, "Автопортрет", 1880 год.
Мэри Кэссетт, "Автопортрет", 1880 год.

Мэри Кэссетт.

Краткая биографическая сводка для тех, кто не читает историю с самого начала, а присоединился к нам только что. Если вам будет интересно - в конце будут ссылки на продолжение. Мэри Стивенсон Кэссетт (1844-1926) - американская художница и гравер, родилась в Аллегейни-Сити, штат Пенсильвания (ныне часть Питтсбурга). В 1865 году она переехала в Париж, чтобы работать под руководством академического художника Жана-Леона Жерома. Проведя некоторое время в Италии, изучая картины Корреджо и Пармиджанино, она вернулась во Францию в 1874 году, где начала выставляться в Салоне. Кэссетт была единственной американской художницей, официально связанной с импрессионистами. В 1877 году она подружилась с Эдгаром Дега (1834-1917), который предложил ей присоединиться к независимой группе художников и принять участие в четырех из восьми выставок импрессионистов. Ее техника и композиция развивались под влиянием Дега, который также поощрял ее интерес к гравюре - гравюры укие-э на дереве были очень модны среди импрессионистов (и более поздних постимпрессионистов). Ее отношения с Дега были близкими; их обоих объединял экспериментальный и динамичный подход к живописи. Кэссетт в основном интересовалась фигурными композициями. В конце 1870-х - начале 1880-х годов она изображала в основном свою семью, театры и оперу. Однако со временем она дистанцировалась от импрессионистов и к 1886 году больше не участвовала ни в одном художественном движении.

Рафаэль, "Мадонна с младенцем", 1505 год.
Рафаэль, "Мадонна с младенцем", 1505 год.

Мать и дитя.

Хотя замужество и материнство были несовместимы с ее грандиозными карьерными амбициями, позже Кэссетт проявила интерес к изображению отношений матери и ребенка, благодаря которым она сегодня широко известна. Кэссетт надеялась переосмыслить традиционные изображения Мадонны с Младенцем Христом, созданные итальянскими и французскими мастерами, сочетая традиционализм с новизной. Многие из ее первоначальных серий "Матери и дети" имеют общие черты, такие как простота и ясность, с теми, которые можно найти в искусстве эпохи Возрождения. Из-за этого арт-дилеры, такие как Поль Дюран-Рюэль, назвали ее "святая современной семьи". Несмотря на это, Кэссетт придерживался глубоко светского и реалистичного подхода к теме, стремясь заново открыть для себя традиционные религиозные сюжеты, адаптируя их к современности. Ее творчество в этот период полностью сосредоточено на отношениях между матерью и ребенком, отвергая сексуальность в традиционном смысле этого слова. Кэссетт делает важный акцент на физическом прикосновении, которое рассматривается как признак близости. Она стремится представить женщин в чувственном и эмоциональном свете, который рассматривает сексуальность только через призму их материнства. Рассматривая это как призыв к тому, чтобы мужчины относились к женщинам как к объектам эротического желания, Кэссетт отвергла обнаженную женскую натуру, все ее взрослые персонажи были одеты. Тем не менее, многие дети на ее картинах изображены обнаженными, например, во время купания. Дети, в ее восприятии, символизируют чистоту, доброту и искренность; на самом деле, многие из ее работ несут символический или аллегорический смысл.

Мэри Кэссетт, "Молодая мать за шитьем", 1900 год.
Мэри Кэссетт, "Молодая мать за шитьем", 1900 год.

Молодая мать за шитьем.

На картине "Молодая мать за шитьем", написанной в 1900 году, изображен маленький ребенок, который сидит на коленях у матери и почти ностальгически смотрит вдаль. Женщина молча шьет перед широким окном. На ней полосатое платье и зеленый фартук. Для создания этой картины Кэссетт использовала двух не связанных между собой моделей, чтобы воссоздать трогательную сцену. Год спустя после ее завершения Луизин Хавмейер купила картину, заметив: "Посмотрите на этого маленького ребенка, который только что прижался к коленям своей матери, не обращая внимания на результат и не обращая внимания на то, что он может побеспокоить “свою маму”. И она совершенно права, она не мешает своей матери. Мама просто немного отстраняется и продолжает шить."

Мэри Кэссетт, "Купание ребенка", 1893 год.
Мэри Кэссетт, "Купание ребенка", 1893 год.

Купание ребёнка.

Являясь одним из шедевров Кэссетт, купание имеет необычную композицию. Живые узоры на заднем плане и на платье женщины контрастируют с наготой ребенка, в то время как более высокая точка обзора позволяет зрителю оставаться на расстоянии только в качестве наблюдателя, а не полноправного участника. Кажется, что купание - это интимное занятие. Ребенок терпеливо наблюдает, как мать поливает водой его хрупкие ножки. Женщина обнимает ребенка, нежно прижимая к себе его руку. Предпочтение Кэссетт графической плоскостности, укороченным формам и ярким смелым очертаниям было вдохновлено японскими гравюрами на дереве.

Мэри Кэссетт, "Прогулка на лодке", 1894 год.
Мэри Кэссетт, "Прогулка на лодке", 1894 год.

Прогулка на лодке.

После 1893 года Кэссетт провела много летних месяцев на берегу Средиземного моря в Антибе, Франция. В это время она играла с яркими декоративными красками и различными геометрическими формами. Линия горизонта находится в верхней части картины, что уменьшает ощущение расстояния. Мы не знаем, кто эта женщина, но, судя по тому, как она держит ребенка, можно с уверенностью предположить, что она могла бы быть его матерью. Эта амбициозная картина стала центральным экспонатом первой персональной выставки Кэссетт в Соединенных Штатах. Это также одна из ее самых больших работ размером 900 х 1173 мм.

Мэри Кэссетт, "Материнские ласки", 1896 год.
Мэри Кэссетт, "Материнские ласки", 1896 год.

Материнские ласки.

В картине "Материнские ласки" Кэссетт запечатлела прекрасное проявление привязанности между матерью и ее ребенком. Они находятся на улице, предположительно в саду. Фон слегка прорисован, что позволяет перенести акцент на мать и ребенка. Композиция, выполненная крупным планом, направляет взгляд зрителя поверх плеча матери, которая бережно держит на руках своего ребенка. На картине Кэссетт выделила округлые формы своих персонажей. Девочка с любопытством смотрит на свою мать, не отрывая взгляда от ее лица. Она кладет руку на щеку женщины, как это делают многие дети, словно желая рассмотреть черты ее лица в деталях.

Мэри Кэссетт, "Мать и дитя (Овальное зеркало)", 1899 год.
Мэри Кэссетт, "Мать и дитя (Овальное зеркало)", 1899 год.

Мать и дитя (овальное зеркало).

Эта картина, также известная как "Флорентийская мадонна", напоминает итальянские ренессансные изображения Богородицы с Младенцем. Ребенок позирует в позе контрапоста, зеркало над его головой создает впечатление нимба. Лицо его матери наполнено радостью и любовью, когда она нежно держит его в своих объятиях. Дега сказал Кэссетт, что картина: "У него есть все ваши достоинства и все ваши недостатки - это младенец Иисус и его английская няня."

Импрессионизм: