Найти тему
Функция Архитектура

Импрессионизм. Мэри Стивенсон Кэссетт.

Оглавление
Мэри Стивенсон Кэссетт, "Портрет художницы" (автопортрет), 1878 год.
Мэри Стивенсон Кэссетт, "Портрет художницы" (автопортрет), 1878 год.

Я даже отчасти рад, что первый наш жребий пал именно на эту художницу. Чтобы вам проще было представить нашу героиню - просто представьте Скарлет О'Хару. Капризная, упорная, стремительная, своевольная, взбалмошная. И везде этот чудный фальцет. Время действия совпадает полностью. Это добавит немного иронии в наш рассказ, только с одной целью - сделать острее финал истории, раскрывающей нашу героиню, как великую женщину положившую всю свою жизнь на дело искусства. Той, которая не смогла обрести материнства, но подарила нам его впечатляющий образ, застывший в салонных красках начала ХХ века.

Мэри Стивенсон Кэссетт, "Испанская танцовщица в кружевной мантилье", 1873 год.
Мэри Стивенсон Кэссетт, "Испанская танцовщица в кружевной мантилье", 1873 год.

Юность.

Мэри Стивенсон Кэссетт родилась 22 мая 1844 года в Аллегейни Сити, штат Пенсильвания, в очень богатой семье. Ее отец, Роберт, был успешным биржевым маклером и земельным спекулянтом, а мать, Кэтрин, происходила из семьи банкиров. Мэри была одной из семерых детей и провела пять лет своего детства в Европе вместе со своим братом. За это время она побывала во многих европейских столицах и получила свои первые уроки рисования и музыки. Она также выучила немецкий и французский языки, которые оказались очень полезными в ее дальнейшей жизни. Ее первое знакомство с французскими художниками Жаном-Огюстом-Домиником Энгром, Эженом Делакруа, Камилем Коро и Гюставом Курбе, вероятно, состоялось на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Также там выставлялись Эдгар Дега и Камиль Писсарро.

Мэри Стивенсон Кэссетт, "Играна мандолине", 1868 год.
Мэри Стивенсон Кэссетт, "Играна мандолине", 1868 год.

Обучение.

С детства Кэссетт проявляла интерес к живописи. Ее семья была не согласна с ее желанием стать профессиональной художницей. Несмотря на это, в возрасте 15 лет она начала изучать живопись в Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии. В то время изучение живописи входило в классическое женское образование, но Мэри была полна решимости стать именно профессиональным художником. Поэтому в 1866 году Кэссетт переехала в Париж. Там она подала заявление на обучение в Школе изящных искусств (женщины там учиться еще не могли). Ее приняли на обучение к Жан-Леону Жерому. Кэссетт совершенствовала свои художественные навыки, ежедневно копируя шедевры в Лувре, получив необходимое разрешение. Музей также был местом встреч французских и американских студенток, которым не разрешалось посещать кафе, где общались художники-авангардисты мужского пола. В 1868 году отборочное жюри приняло ее работу "Игра на мандолине" для Парижского Салона. Работа в романтическом стиле - одна из двух сохранившихся картин, относящихся к первому десятилетию ее карьеры.

Мэри Стивенсон Кэссетт, "Две женщины бросают цветы во время карнавала", 1872 год.
Мэри Стивенсон Кэссетт, "Две женщины бросают цветы во время карнавала", 1872 год.

Европа.

С началом франко-прусской войны Кэссетт вернулась в Соединенные Штаты в 1870 году. Отец отказался оплачивать ее художественные расходы. Она пыталась зарабатывать на независимую жизнь, безуспешно выставляя свои работы. У нее также были проблемы с нехваткой художественных работ, которые она могла бы изучать, оставаясь в Америке. Из-за этих препятствий Кэссетт решила бросить искусство. Вскоре после этого ее работы привлекли внимание архиепископа Питтсбургского. Он поручил ей написать две копии картин Антонио Аллегри да Корреджо в Парме, предоставив ей достаточно денег, чтобы покрыть ее дорожные расходы и часть ее пребывания там. Через несколько месяцев после возвращения в Европу взгляд Кэссетт прояснился. Ее картина "Две женщины, бросающие цветы во время карнавала" была хорошо принята в Салоне 1872 года и продана. После выполнения заказа архиепископа Кэссетт отправилась в Мадрид и Севилью, чтобы заниматься живописью. В 1874 году она поселилась во Франции вместе со своей сестрой Лидией. Французская художественная сцена переживала период перемен. Радикальные художники отвергали принятые академические традиции. Импрессионисты формировали свое движение. Мэри Кэссетт продолжала работать в традиционной манере. Она представляла свои работы в Салон более десяти лет, испытывая все большее разочарование, прежде чем присоединиться к импрессионистам.

Мэри Стивенсон Кэссетт, "Маленькая девочка в голубом кресле", 1878 год.
Мэри Стивенсон Кэссетт, "Маленькая девочка в голубом кресле", 1878 год.

Импрессионисты.

Кэссетт продолжала критиковать политику и преобладающие в Салоне традиционные вкусы. Кроме того, ее беспокоило пренебрежительное отношение к женской работе. Она поняла, что в жюри принимаются только те художники, которые имеют связи с жюри. В 1877 году обе ее заявки были отклонены, и впервые за семь лет у нее не было работы в Салоне. Наконец, Эдгар Дега пригласил ее показать свои работы импрессионистам. Именно благодаря своему знакомству с импрессионистами Мэри Кэссетт создала "Маленькую девочку в голубом кресле" - нежный и интимный портрет молодой девушки, погруженной в свои мысли, который стал одной из ее самых знаковых работ. Мэри Кэссетт с энтузиазмом приняла приглашение Дега. Она чувствовала себя комфортно среди импрессионистов, часто встречаясь с ними наедине и на выставках. Она также надеялась на больший коммерческий успех, продавая картины искушенным парижанам, предпочитающим авангард. Эдгар Дега оказал огромное влияние на Мэри Кэссетт. Они работали бок о бок, и она многому научилась у него. Она стала мастерски работать пастелью. Дега познакомил ее с гравюрой на меди. Ранее она работала художницей в студии, но теперь начала носить с собой альбом для рисования, чтобы записывать сцены, которые она видела на природе. Кэссетт испытывала сильные чувства к Дега, но научилась не ожидать от него слишком многого.

Мэри Стивенсон Кэссетт, "В ложе", 1978 год.
Мэри Стивенсон Кэссетт, "В ложе", 1978 год.

Труд.

Родители присоединились к сёстрам в Париже в 1877 году. Мэри и Лидия не были замужем. Мэри решила, что брак несовместим с ее карьерой. Лидия страдала от тяжелой болезни. В 1882 году она умерла, оставив Мэри временно нетрудоспособной. Отец по-прежнему не хотел оплачивать студию Мэри и давать ей средства на краски. Поэтому, опасаясь, что ей придется рисовать “вразнос”, она начала работать над качественными картинами для следующей выставки импрессионистов. Тремя ее наиболее совершенными работами 1878 года были "Портрет художницы" (автопортрет), "Маленькая девочка в голубом кресле" и "Читающая "Фигаро" (портрет ее матери). Выставка импрессионистов в 1879 году была очень успешной, она принесла прибыль каждому члену группы. Кэссетт выставила 11 работ, в том числе в Ложе. На свою долю прибыли она купила работы Дега и Моне. Она участвовала в выставках импрессионистов, которые состоялись в 1880 и 1881 годах. Кэссетт оставалась активным членом кружка импрессионистов до 1886 года.

Мэри Стивенсон Кэссетт, "Александр Дж. Кэссетт и его сын Роберт Келсо", 1885 год.
Мэри Стивенсон Кэссетт, "Александр Дж. Кэссетт и его сын Роберт Келсо", 1885 год.

США.

В 1886 году Кэссетт предоставила две картины для первой выставки импрессионистов в США, организованной арт-дилером Полом Дюран-Рюэлем. Она также была консультантом нескольких крупных коллекционеров произведений искусства и добилась того, чтобы они в конечном итоге пожертвовали свои покупки американским художественным музеям. Например, ее подруга Луизин Элдер, собирала импрессионистов по совету Кэссетт. Большая часть ее обширной коллекции сейчас находится в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке. Кэссетт также стала примером для подражания для молодых американских художников. Несмотря на то, что группа импрессионистов распалась, Кэссетт продолжала поддерживать контакты с некоторыми ее членами, включая Огюста Ренуара, Клода Моне и Писсарро. Стиль Кэссетт развивался, и она отошла от импрессионизма к более простому и прямолинейному подходу. Она начала выставлять свои работы в галереях Нью-Йорка. После 1886 года Кэссетт перестала отождествлять себя с каким-либо художественным направлением и экспериментировала с различными техниками.

Стиль.

Фирменными темами Мэри Кэссетт были женские портреты и изображения матерей и детей, запечатленных в моменты повседневной жизни. Она писала яркими красками и использовала чёткие рисунки. Портреты наполнены нежностью, но не сентиментальны. На некоторых из этих работ изображены ее собственные друзья. Позже она использовала профессиональных моделей в композициях, которые часто напоминают итальянские ренессансные изображения Мадонны с младенцем. В 1891 году Мэри Кэссетт представила серию весьма оригинальных цветных гравюр. Ее вдохновили работы японских мастеров, показанные в Париже годом ранее. Кэссетт понравилась простота и ясность японского дизайна. В своей интерпретации она использовала в основном светлые, нежные пастельные тона и избегала черного.

Мэри Стивенсон Кэссетт, "Молодая мать за шитьем", 1900 год.
Мэри Стивенсон Кэссетт, "Молодая мать за шитьем", 1900 год.

Закат.

Брат Мэри, Александр (президент Пенсильванской железной дороги), умер в 1906 году. Это сильно потрясло ее. Тем не менее, она продолжала создавать произведения искусства. В 1900-х годах в ее работах проявлялась всё большая сентиментальность. Её работы пользовались популярностью у публики и критиков, но она больше не открывала новые горизонты. Кэссетт враждебно относилась к новым веяниям в искусстве, таким как постимпрессионизм, фовизм и кубизм. Кэссетт была впечатлена египетским искусством во время поездки туда в 1910 году, но это также вызвало творческий кризис. В 1911 году у нее диагностировали диабет, ревматизм, невралгию и катаракту, но это не остановило её художественного движения. Однако после 1914 года она была вынуждена прекратить заниматься живописью, так как почти ослепла. Несмотря на это, она встала на сторону суфражисток и в 1915 году показала 18 работ на выставке в поддержку движения. В знак признания ее вклада в искусство Франция наградила ее орденом Почетного легиона в 1904 году. 14 июня 1926 года она умерла в замке Бофрен, недалеко от Парижа, и была похоронена в семейной усыпальнице в Мениль-Терибюсе во Франции.

Импрессионизм: