Найти тему
Функция Архитектура

Импрессионизм. Эдгар Дега. Балерины.

Оглавление

Мы начали импрессионизм с необычной личности, Мэри Кэссетт, которая дала нам следующий шаг по пути стиля, ведущему к своему другу и законодателю стиля. Эдгар Дега был одним из основоположников импрессионизма, однако ему не нравился этот термин, и он предпочитал называть его "Реалистическим" или "Независимым" стилем. Еще он мог бы с лёгкостью попросить не причислять его к "лику" импрессионистов, потому что единственным импрессионистом на самом деле является только Моне - всё остальное будет вариацией на тему импрессионизма с небольшими вольностями и в изображении и в философии. И такая закономерность наблюдается в любом стиле - есть один художник-основатель, другие художники-подражатели и искусствоведы-коллекционеры, пытающиеся это всё собрать в единое явление, называемое одним словом, например "впечатленцы".

Итак, к Дега. Танцовщицы балета были одной из его главных тем. "Люди называют меня художником танцующих девушек", - сказал однажды Дега, - "Им и в голову не приходило, что мой главный интерес к танцовщицам заключается в передаче движений и рисовании красивой одежды". А нам ведь и действительно ни разу не приходило в голову, что интерес мужчины-художника к женщинам проявляется в "передаче движений" или в "красивой одежде". Вот самые красивые балерины Дега, которыми он так знаменит.

Эдгар Дега, "Танцевальный класс", 1870 год.
Эдгар Дега, "Танцевальный класс", 1870 год.

Танцевальный класс.

Это первая сцена с балеринами на картинах Дега. После того как вы увидите остальные, вы обязаны вернуться сюда, чтобы почувствовать то, что сейчас чувствуем мы со Стендалем - неимоверную застенчивость автора, пишущего своих первых "балерин", которая проявляется во всём - композиции, позах, цвете. Тогда вы сможете понять необычность и интимность того момента, который описывает художник. Это становится его первым шагом к раскрепощению своих чувств и также первым шагом для открытия того прекрасного, скрытого тайной кулис, мира, которым он делится с нами. На этой картине мы видим маленьких балерин, которые вырастут в собственном пересказе автором, в "Танцевальном фойе", но в зеркальном отображении. Зеркало со скругленным верхом, стоящее слева, превратится в портал той же формы справа, а дверь откроется немного шире, так что мы сможем увидеть то, что за ней происходит. В любом актуальном искусстве есть такой элемент тайны - возможность увидеть и почувствовать то, что недоступно другим зрителям, стать обладателем скрытого сокровища, попасть в секретные закулисы театра. Это оправдывает популярность сюжета - иначе, кто стал бы покупать эти картины? В тот момент Дега очень нуждался в деньгах, а эти картины было легче продать.

Музыканты в оркестре.

Эти две картины могли бы стать отличным примером из учебника для начинающих художников, рассказывающим нам о том, что как бы вы сильно не "старались" и не "умели" - подача и кадрирование - главные элементы всей работы. Дега написал портрет "Музыкантов оркестра" в 1868 году и несколько лет спустя, поняв что-то очень важное в живописи, переработал его в "Музыкантов в оркестре" 1872 года, увеличив и превратив горизонтальный формат в вертикальный. Из сдержанных цветов и хаотичной "переполненной" композиции, не вызывающей сильных эмоций, картина превратилась в "острый репортаж с места событий" - мы стали участниками процесса, мы сидим прямо за спинами музыкантов, мы видим то, что происходит прямо перед нами на сцене, мы слышим музыку - она окружает нас всей неимоверной мощью оркестра, мы даже чувствуем запах старого театра и видим как облачка талька взлетают от каждого пируэта из под пуант изящных танцовщиц, одетых в воздушные наряды.

Эдгар Дега, "Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье", 1872 год.
Эдгар Дега, "Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье", 1872 год.

Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье.

В фойе Оперы на улице Ле Пелетье десять балерин проходят осмотр в большом зале, одетый в белое, Луи Франсуа Меранте, преподаватель оперного театра, отдает приказы, которым танцоры должны следовать. Для меня эта картина состоит из ног - они главные действующие персонажи, как будто художник создавал композицию именно из наборов поз, которые можно сделать ногами. Открытая дверь слева и портал справа, за которыми тоже находятся балерины, говорит нам, что это здание состоит из самого танца, танец его основа, его конструкция, его функция. И можно сделать смелое предположение, что эта картина предлагается некой даме - будущей владелице полотна. На первом плане стоит пустой стул "приглашающий" присесть и стать участником действия, на стуле лежит красный веер, который скорее всего является её ярким, запоминающимся атрибутом. Осталось добавить только - "Мадам, ваш веер уже лежит на стуле - вы можете взглянуть на репетицию балета в первых рядах".

Опера на улице Ле Пелетье - это старый оперный театр, сгоревший в 1873 году, а новый, построенный по проекту Шарля Гарнье, открывшийся в 1975 году, Дега никогда по-настоящему не любил. В то время это здание было самым большим оперным театром в мире, в нем работало 7000 человек, включая кордебалет из 200 человек.

Эдгар Дега, "Репетиция балета на сцене", 1874 год.
Эдгар Дега, "Репетиция балета на сцене", 1874 год.

Репетиция балета на сцене.

Эта картина очень необычна по цвету и свету. Всё дело в том, что это подражание еще только зарождавшейся в то время фотографии. В этой сепии Дега рассказывает нам как шаток, скуден и несовершенен мир, представленный театром, а балерины, напротив, фарфоровые светящиеся фигурки материализованных ангелов. То ли они впитывают в себя весь свет, который есть в этой картине, то ли они, наоборот, этот свет из себя источают. Сепия, странный мягкий свет, необычный ракурс - усиливают в нашем сознании иллюзорность происходящего, превращая действие в застывший сон. На эту картину сразу обратили внимание на первой выставке импрессионистов в 1874 году. Художник Джузеппе Де Ниттис написал своему другу: "Я помню рисунок, на котором, должно быть, была изображена танцевальная репетиция и я могу сказать вам, что это было невероятно красиво: муслиновые костюмы были такими прозрачными, а движения такими реалистичными, что в это нужно было увидеть, чтобы поверить; это просто невозможно описать."

Эдгар Дега, "Звезда", 1878 год.
Эдгар Дега, "Звезда", 1878 год.

Звезда.

Абстрактная туча красочного хаоса, из которой растут (опять!) ноги застыла в верхней части полотна. Уже, на пол пути к авангарду, готова проявится эмоциональная диагональ, режущая холст на две части. Удар грома! И из тучи стремительно на серую плоскость сцены вылетает она - Звезда! Мы чувствуем как замер зал, наблюдая за примой. Мы чувствуем как искрит и резонирует свет и воздух вокруг неё. Мы чувствуем как греется она в лучах внимания и славы, на ее лице застыло выражение приятной неги, она чувствует вечность прямо здесь и сейчас. Но вечность длится лишь мгновения, которые она способна удерживаться застыв на одной точке, в полёте, в переходе к следующему па, к следующему танцу звезды.

Эдгар Дега, "Розовые танцовщицы перед балетом", 1884 год.
Эдгар Дега, "Розовые танцовщицы перед балетом", 1884 год.

Розовые танцовщицы перед балетом.

К 80-м Дега сменил свою палитру тонов на яркие и стал применять пастель, как основной материал своих балеринных конструкций. Художник щедро экспериментировал, смешивая пастель с маслом, гуашью, скипидаром и всем, что с нею хоть как-то могло или не могло смешаться. В этой картине меня (как и во многих картинах Дега) особенно привлекает игра света. Она создаёт какое-то неоправданное, странное ощущение праздника. Уже видно развитие живописи, в глазах художника, когда он даёт слева два пятна - чёрное и белое, чтобы дать глубину и контраст другим цветам - сделать их ярче. Но самое поразительное, о чём я не могу перестать думать с детства, такое навязчивое, такое лежащее на поверхности, такое банальное - то, что художник рисовал тут не балерин, а натюрморт... Посмотрите ещё раз и честно признайтесь - вам тоже захотелось арбуз?...

Эдгар Дега, "Голубые танцовщицы", 1899 год.
Эдгар Дега, "Голубые танцовщицы", 1899 год.

Голубые танцовщицы.

Хороший повод выйти из дома и направиться в определённом направлении это информация о том, что данная картина находится в Пушкинском музее, в Москве. У Дега не так много настоящих картин сделанных за кулисами, во время выступления и на репетициях. Основные работы были созданы им в его студии, где ему позировали далеко и вообще не балерины, а сами-угадайте-кто.

Любой может увидеть на этом полотне четырёх танцовщиц, но мы со Стендалем видим тут нечто большее - пейзаж на котором застыли в танце чистые голубые озёра в зените июньского солнца, луга с цветущими дикими травами, тенистые сады с наливающимися соком плодами, аллегорию вечного танца природы, которая видится нам балериной застывшей в своём порыве легкости и красоты.

Однажды, в письме к другу в 1882 году Дега написал: "Мой дорогой Хект, в вашей власти уговорить руководство оперы выдать мне пропуск на экзамен по танцам, который, как мне сказали, состоится в четверг? Я создал так много экзаменов по танцам, не видя их, что мне даже немного стыдно за это."

Импрессионизм: