В День психического здоровья, который отмечается во всем мире 10 октября, беседуем о том, как распознать и лечить аутизм. Расстройство аутистического спектра (РАС) – это разнообразная группа состояний, возникающих вследствие множества причин: генетических и средовых.
Гости:
Анна Анатольевна Портнова – доктор медицинских наук, Президент ассоциации психиатров и психологов за научно-обоснованную практику, профессор кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии РУДН, руководитель рабочей группы по созданию клинических рекомендаций по РАС, эксперт Центра лечебной коррекции.
Анна Константиновна Левчина – клинический психолог консультативного отделения Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова, ассистент кафедры биоэтических проблем медицинской генетики ИВиДПО МГНЦ.
Для детей с РАС характерны трудности при социальном взаимодействии и общении, нетипичные модели поведения, например, при переходе от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и нестандартные реакции на внешние стимулы.
У таких детей часто замечают повторяющееся движения: ребенок может долгое время без устали хлопать в ладоши, размахивать руками или кружиться по комнате. А некоторые не могут говорить или смотреть другим людям в глаза.
При этом РАС не влияет на уровень интеллекта и творческие способности человека, что доказывают великие аутисты, которых знает весь мир. Это люди, создавшие великие произведения искусства, Микеланджело, Вольфганг Амадей Моцарт, Винсент Ван Гог, или ученые Альберт Эйнштейн, Мария Кюри, Чазльз Дарвин, Никола Тесла, Энтони Хопкинс, Билл Гейтс.
Что скрывается за аббревиатурой «РАС», рассказала Анна Портнова. По ее словам, люди с таким диагнозом – все разные, у кого-то легкие черты аутизма, у кого-то – тяжелые, сопровождающиеся интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями поведения. «Это нарушение развития, которое начинается с раннего возраста и складывается из двух групп симптомов: нарушение социальной коммуникации и склонность к однообразию в поведении. Проявления очень разнообразные, но всегда есть симптомы, как из одной, так и из другой группы», – подчеркнула психиатр.
Риск развития РАС зависит от возраста родителей, пояснила Анна Левчина. «Подобный риск может быть и у женщин, но не в такой степени, как у мужчин. У отцов старше 50 лет вероятность рождения ребенка с расстройством аутистического спектра в два раза выше, чем у мужчин до 30-ти. Это связано с повышением количества мутаций при сперматогенезе у мужчин старшего возраста», – рассказала клинический психолог.
Говоря о причинах возникновения расстройства, назвать одну нельзя, это комплекс причин, сочетание экзогенных и эндогенных факторов. Всегда есть генетическая причина, в меньшей степени наследственная, в большей – мутация, отметила Анна Портнова. По ее словам, первые признаки у ребенка можно определить еще в раннем возрасте, до года.
«Это отсутствие реакции оживления, когда к малышу приближается мама, он смотрит в другую сторону, не улыбается. В более старшем возрасте, когда ребенок приходит на детскую площадку и не играет с другими детьми, он их не замечает, они для него имеют не большее значение чем игрушки, может убежать от них, хотя все дети тянутся к себе подобным и любят играть», – перечислила характерные проявления РАС специалист.
Насторожить родителей должна и склонность к однотипной деятельности. К примеру, ребенок берет машинку, и не возит ее, а подносит к глазам, крутит колесо и бросает. И повторяет такие движения несколько раз. В таком случае родителям стоит обратиться к детскому психиатру, который поставит диагноз, посоветовала Анна Портнова. Но расстройства аутистического спектра не лечатся лекарствами, основополагающая помощь – это консультация у клинических психологов, подчеркнула она.
Клинические психологи помогают таких детям понимать правила социального поведения в обществе и развивают способность ребенка понимать, как его поступки, слова влияют на другого человека, в том числе, родителей, как просить помощь у других людей, рассказала Анна Левчина.
«Отдельно мы проводим работу с родителями, условно говоря, мы учим родителей применять психотерапевтические навыки для воспитания своих детей: развивать навыки для обычной жизни, решать проблемы, как их поддерживать, хвалить, распознавать свои эмоции», – подытожила клинический психолог.