Есть вопросы (и в целом мыслительные конструкты), которые человек задаёт, соскользнув в состояние жертвы. Депрессивные вопросы. Усугубляющие состояние. Вопросы не ради ответа, а ради сочувствия и жалости.
Почему это случилось именно со мной?За что мне такое детство/болезнь/испытание?Где справедливость – алкашки и наркоманки по 10 детей рожают, а я не могу забеременеть?!Как можно было так со мной поступить?Чем я провинился перед богом, что со мной это происходит?
Подобными вопросами человек пытается выразить боль, но загвоздка в том, что это только усугубляет страдания.
Одно из самых тяжелых и сложнопереносимых состояний для человеческой психики – это неопределённость и неизвестность. Чтобы не соприкасаться с этим состоянием, мозг начинает выводить свои логические схемы, ищет систему, которая сделает этот мир, поведение других людей, событийный ряд предсказуемым, просчитываемым и управляемым.
Всё это сводится к интуитивному убеждению, что есть набор правильных действий, совершая которые я буду вознаграждён, и со мной будут происходить только хорошие вещи. А есть набор неверных действий, за которые мир меня наказывает, потому что он следит за мной денно и нощно. И мне надо понять, какие мои действия помогают мне регулировать мир, события вокруг, поведение других людей так, чтобы мне было хорошо.
[p]Заголовок спойлера
Это когнитивное искажение называется иллюзия справедливости.
Через эту иллюзию люди пытаются снизить свою тревожность от неопределённости.
Идея чёрно-белого мира (мир или мне во благо и ради меня такой хороший, или мир мне в наказание и из-за меня такой жестокий) хорошо объясняется в случае детского эгоцентризма, когда ребёнок искренне считает, что мир вертится вокруг него, и не понимает иных конструкций.
Взрослые, застрявшие в детском эгоцентричном видении мира, входят в магическое мышление и пытаются объяснить мироустройство с помощью эзотерических элементов.
Самая верная стратегия в таких случаях:
- извлекать опыт из произошедшего, брать такой урок, который повысит качество жизни;
- задаваться вопросом «Что я могу сделать сейчас, чтобы чувствовать себя лучше?», «Как мне помочь себе?»
- анализировать действия и мысли, ухудшающие эмоциональное состояние, отнимающие ресурсы, и менять стратегию;
- выходить из детской позиции «За что мне это?» во взрослую «Что я могу сейчас сделать?»
- развивать гибкость мышления и принятие изменчивого и неопределённого мира;
- выходить из мышления жертвы в мышление автора своей жизни.
В терапии план работы выглядит так:
- Работа с установками и ошибками мышления;
- Работа над излечиванием детской части личности и доращиванием взрослой;
- Работа с травматичным опытом (перевод события из категории "травма" в категорию "опыт, биографическое событие");
- Работа над выработкой эффективных копинг-стратегий и методов самопомощи и самоподдержки;
- Работа над эмоциональной зрелостью;
- Переписывание деструктивных жизненных и семейных сценариев.
И да, тогда человек сам творит чудеса в своей жизни!
Запись на консультацию:
+7-903-661-23-87
Автор: Прасолова Юлия Михайловна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru