Заводскому ателье Nissan — NISMO — исполнилось 40 лет. Возможно, широкой аудитории это название знакомо меньше, чем, скажем, Mercedes-AMG или BMW M, но в портфолио японцев значится много классных проектов, которые не затерялись бы даже в самых крутых коллекциях. Чествуя юбиляра, мы выбрали шесть интересных и достойных внимания, но совсем не попсовых машин, созданных компанией.
Bluebird SSS-R (U12)
Nissan Bluebird восьмого поколения задумывался как обычный семейный седан, однако топ-версия NISMO SSS-R — прямая противоположность этой концепции. В свободную продажу пустили омологированный раллийный автомобиль, готовый к участию в японском чемпионате JAF. Основой послужила полноприводная версия с 5-ступенчатой «механикой», но турбомотор 1.8 получил более производительную турбину Garrett и облегчённые кованые поршни Cosworth.
Отдача выросла до 185 лошадиных сил (+10 л.с.) и 240 Нм (+15 Нм). И это в 1987 году! Ещё одной особенностью Bluebird SSS-R был утилитарный интерьер: без кондиционера, магнитолы и прочих опций комфорта, зато с четырёхточечными ремнями безопасности. Ещё в оснащение SSS-R входила раллийная «люстра» в передней части кузова.
Стоил седан более трёх миллионов иен: в 2,5 раза дороже базового автомобиля.
Nissan P35/NP35
В начале 1990-х компания Nissan решила попробовать свои силы в гонках на выносливость, в которых как раз появился новый техрегламент. Для Группы С японские турбомоторы не подходили, и NISMO поручили создать атмосферный V12. Инженеры проекта VRT35 сделали ставку на схему с углом развала 70 градусов, рабочий объём составил 3,5 литра, а пиковая мощность 630 л.с. достигалась при 11 600 об/мин. Неудивительно, что тест-пилот Nissan Джонни О`Коннелл назвал VRT35 «самым потрясающе звучащим двигателем».
Спортпрототип должен был затмить конкурентов Peugeot, Toyota и Mazda с моторами V10, но из-за экономических проблем, свойственных для многих японских компаний в 1990-х, дорогостоящую программу свернули. Всего успели построить три шасси P35: в гонках они не участвовали. NP35 повезло больше: этот прототип испытали в «боевом» режиме в японском чемпионате, но монстр с атмосферным V12 оказался намного медленнее «старого» Nissan P90C с «битурбовосьмёркой» и столкнулся с механическими проблемами. Сейчас P35/NP35 хранятся в музее Nissan и иногда выезжают на демозаезды.
Silvia S14 270R
В середине 1990-х NISMO выпустило ограниченную серию из 30 «заряженных» Nissan Silvia S14. Купе 270R отличаются аэродинамическим обвесом, оригинальным вентилируемым капотом, новым стабилизатором поперечной устойчивости, иными амортизаторами, пружинами и рычагами подвески, а также усиленным сцеплением. Под капотом — форсированный до 270 лошадиных сил (344 Нм) турбомотор 2.0 в связке с 5-ступенчатой «механикой».
В салоне спортивный руль NISMO, дополнительный указатель давления наддува в водительской двери, а у кресел появился клетчатый узор. Все лимитированные Silvia S14 окрашены чёрным металликом, а вдоль боковин идёт принт с надписью 270R. Три года назад один из спорткаров с пробегом 128 тысяч километров пустили с молотка за 57 тысяч долларов. Неплохо для массового, в общем-то, купе, не так ли?
Skyline R34 GT-R Z-Tune
Самым желанным у фанатов JDM проектом NISMO можно считать Skyline GT-R (R34). В 2006 году было сделано 19 купе в исполнении Z-Tune. Особенность проекта — ручная работа с подержанными машинами! Производство Skyline R34 завершилось в 2002 году, и для ограниченной серии выкупали ухоженные экземпляры с пробегом менее 30 тысяч километров. Занимались тюнингом, естественно, инженеры гоночной команды Nissan.
Доработке подверглись почти все системы: установлен углепластиковый обвес и титановая выхлопная система, заменены тормоза, добавлено усиленное сцепление, переделана подвеска, а отдача 2,8-литрового турбомотора выросла до 500 л.с. и 540 Нм.
Наконец, у Z-Tune-машин появились перешитые салоны и дополнительные опции. Цены на такие машины стартовали со 170 тысяч долларов, но теперь на аукционах такие GT-R NISMO бьют рекорды: два года назад экземпляр под номером 12 ушёл за два миллиона долларов!
Fairlady Z 380RS
У купе Nissan Fairlady Z было несколько спецверсий от NISMO, но серьёзнее всего японцы подошли к варианту 380RS, предназначенному для внутреннего рынка. Двигатель V6 получил алюминиевые поршни, другие шатуны и коленчатый вал, а также иные распредвал, масляные форсунки и пружины клапанов. И многие из этих компонентов взяли от гоночных Ниссанов. Рабочий объём увеличился с 3,5 до 3,8 литра, а отдача выросла до 350 лошадиных сил и 399 Нм крутящего момента (было 300 л.с. и 361 Нм).
Шасси дорабатывали деталями из каталога NISMO: японцы поменяли тормозную систему, амортизаторы, шины и обвес. В 2007 году за Fairlady Z 380RS просили минимум 45 тысяч долларов. Тираж составлял 300 экземпляров. А затем в NISMO выпустили гоночные 380RS Competition для локального кузовного чемпионата. И такие машины стоили уже 286 тысяч долларов.
Leaf RC
Серийный Nissan Leaf — вообще не про драйв и скорость. Однако в 2011 году для продвижения хэтчбека подразделение NISMO выпустило заднеприводный гоночный прототип с карбоновым монококом и широченным обвесом. Но самое интересное, что с обычным Leaf экстремальный шоу-кар роднили оптика, пропорции и даже начинка: прототип укомплектовали электромотором дорожной машины, который выдавал 109 лошадиных сил. Несмотря на скромные показатели, ходовой концепт разгонялся с места до 100 км/ч за 6,9 секунды — на 5 секунд быстрее серийного Лифа.
Эксперимент признали настолько удачным, что прототип Leaf RC... сменил поколение! В 2018 году японская фирма сделала новый концепт-кар, стилизованный под более свежую версию электрохэтча. Аккумуляторы, инверторы и электродвигатели для купе тоже взяли у обычного Leaf, но на этот раз силовая установка стала двухмоторной. Поэтому динамика сделалась ещё более впечатляющей: 3,4 секунды до 100 км/ч! Серийных перспектив у таких машин, естественно, не было.