Судьба французских подводных лодок в годы Второй мировой войны оказалась трагичной. Они оказались в разных районах морей и океанов, "между двух огней", в ситуации, когда ударов можно было ожидать со всех сторон: и от бывших союзников, и от "нынешних", и от новых "партнеров". В итоге большое количество субмарин к концу 1942 года погибло или было затоплено экипажами. Но оставшиеся в строю были использованы, но не ранее чем руководство окончательно определилось со "стороной конфликта". .... Продолжаем рассматривать особенности действий подводных лодок Франции в годы Второй мировой. Начало - ЗДЕСЬ и ТУТ. И ВОТ ТУТ. Еще части - ВОТ ТУТ, ВОТ ЗДЕСЬ
Окончание
... К 1944 году оставшиеся в строю подводные лодки французского флота, в основном, сосредоточились на борьбе против сил Оси, причем действовали в Средиземном море, у берегов Франции на вражеских коммуникациях. В этом районе в основном транспорты противника (не исключено, что бывшие французские) ходили за рудой в Испанию. «Орфей» 2 марта около Барселоны выстрелила одну торпеду в испанский "пароходик", но промахнулась. В апреле «Кюри» и «Касабланка» попробовали пустить в действие артиллерию. 2 числа (2 апреля 1944 года) капитан – лейтенант Шайле выстрелил 6 трехдюймовых снарядов в сторожевой катер, а через 20 дней капитан-лейтенант Белле по итальянской шхуне «вывалил» 150 20-мм снарядов. Обе атаки безуспешны.
12 мая «Кюри» снова "выбросила" (по другому и не скажешь) 10 трехдюймовых снарядов по французской парусной шхуне. Через 3 дня английский «Бофайтер» «угостил» лодку «Ла Султан» полудюжиной глубинных бомб. А 9 июня 1944 года «Касабланка» устроила дуэль со сторожевиком UJ 6079 около Тулона.
В 01.15 субмарина засекла радиолокатором цепь и пошла на сближение, а в 01.40 открыла огонь из 100-мм и 20-мм орудий. Французы выпустили 49 снарядов «главного калибра» и четыре сотни 20-мм. Немцы ответили четвертью сотни 88-мм снарядов, а из зенитного автомата «запулили» 1129 зарядов.
Поняв, что артиллерийский бой не удался, капитан - лейтенант Белле погрузился и в 01. 55 выстрелил 3 торпеды, доложив, что слышал звук взрыва одной. 21 июня «Кюри» попробовала около порта Вендре обстрелять плавучую прожекторную батарею N 983, на 14 трехдюймовых снарядов немцы ответили артиллерией трех калибров, и французы быстро отошли в море.
Пока шли боевые действия, продолжался капитальный ремонт лодок в США. Американцы ставили на модернизируемые лодки всю новейшую аппаратуру, но это не уберегло от ошибки. 8 июля в Атлантике 3 американских самолета атаковали лодку «Перл», возвращавшуюся на Средиземное море, уцелел один член экипажа. Это оказалась последняя жертва французов в войне. Через 5 дней, 13 июля «Кюри» выполняет 4 атаки по немецким кораблям, но все 8 торпед проходят мимо.
Август опять не приносит боевых успехов, как и сентябрь. Наконец, 22 сентября «Кюри» получает приказ отбыть в Эгейское море, там лодка оперирует на коммуникациях между Афинами и Салониками и добивается успеха.
2 октября 1944 года у Скита носа лодка обнаружила конвой: транспорты «Ассар» (бывший болгарский «Царь Фердинанд», 1994 брт) и «Берта» (бывший французский «Бакобус») под эскортом миноносца ТА-18 и двух сторожевиков GK-92 и GD-97. Миноносец - бывший итальянский «Сольферино», поистине интернациональная флотилия, или «парад трофеев». В 19.04 «Кюри» выпускает 4 торпеды в бывшего «болгарина» и достигает попадания. Транспорт был набит солдатами, уходящими из Афин. В ответ эскорт сбросил 14 глубинных бомб. После войны болгары очень долго приписывали гибель своего парохода неизвестной английской лодке. На самом деле «француженка» передала сообщение о конвое в эфир, и в 01.18 подошедшая английская лодка «Ансвервинг» (или "Ансвёвин") потопила второй транспорт.
Следующий день оказался днем последней французской победы. Все та же «Кюри» и всё в том же районе заметила еще один сборный конвой – патрульный корабль GM-03 (бывший греческий «Саламис») и баржу в охранении одного сторожевика. Видимо боезапаса англичане отпускали «по потребности» и командир лодки не пожалел на бывшего «грека» трех торпед. Взрывы в 2-.55 послужили салютом французскому подводному оружию.
Походы продолжились еще некоторое время, но уже без успеха. Всего в 1944 году 6 действующих лодок совершили 23 похода (218 дней в море), выполнили 16 атак, выстрелив 36 торпед. Успешными были две атаки «Кюри» - 2 и 3 октября. В дальнейшем, в 1944-1945 годах лодки плавали, ремонтировались, причем капитально, в Филадельфии, ходили через Атлантику и вдоль Африки, проделали много нужной работы, но без прямого ущерба врагу.
Французские лодки ходили не только под трехцветным флагом, но и под итальянским, и немецким (хотя такое «плавание» чаще всего было символичным). Познакомимся с судьбой лодок, захваченных в Африке в Бизерте.
После падения города союзники часто бомбили этот район. Тунисская флотилия потеряла две лодки – «Наутилус» и «Калипсо» - под бомбой союзной авиации 31 января 1943 года. Оставляя Бизерту, итальянцы сами затопили две лодки - «Сирс» («Цирцея»), или FR-117, и «Тюркуа», или FR-116. Случилось это 6 мая 1943 года. «Сапфир», переименованную в FR-112 отбуксировали в Неаполь, где лодку разоружили 21 апреля, а 15 сентября 1943 года корпус взорвали немцы, уходя из города.
«Рекуин» («Акула»), «Дельфин» («Дельфин»), «Эспадон» («Рыба-меч») в мае 1943 года под наименованиями FR-113, 115, 114, отбуксированы в Италию. Первая взорвана в Генуе 9 сентября 1943 года, вторая опять захвачена немцами в Пуззоли и там затоплена 15 сентября, третья выведена из состава флота в Кастелламаре 13 сентября и затоплена немцами через 15 дней.
«Фог» («Тюлень»), или FR-I11 смогла выполнить один боевой поход под итальянским флагом, но была потоплена союзной авиацией 28 февраля 1943 года в 10 милях от Сицилии в районе Сиракуз, когда она шла со снабжением на Лампедузу. Те же итальянцы подняли в Тулоне лодку «Пуанкаре» в 1943 году, они же затопили ее в Генуе 9 сентября, во время восстановительного ремонта.
Немцы захватили несколько французских лодок в стадии строительства в Шербуре и пробовали довести их «до ума». Французы с помощью морских офицеров организовали хитроумный саботаж, поэтому только «Ла Фаворит», или по-немецки - UF-2 была спущена на воду в 1942 году. «Л`Африкане» и «Л`Эстрея», хотя и были переименованы в UF1 и UF3 соответственно, в строй не вошли. Единственная достроенная французская лодка использовалась в основном в учебных целях и потоплена на Балтике при авианалете в Готенхафене 5 июля 1944 года, в строи больше не вводилась.
Сразу после затопления французского флота в ноябре 1942 года в Тулоне немцы и итальянцы начали спасательные работы. Только в декабре подняты «Галатея», «Аврора», «Эвридика». Союзники внимательно следили за ведущимися работами. Когда в сентябре 1943 года специальный союзный комитет на основании собранной информации заключил, что в Тулоне уже на 14 лодках ведутся восстановительные работы, то решили пресечь все это "в корне".
24 ноября 88 американских бомбардировщиков «вывалили» на тулонскую гавань 270 тонн бомб. Ни одна из поднятых лодок так и не смогла выйти в море на выполнение боевой задачи.
Всего за 1939-1945 годы все французские подводные лодки выполнили около тысячи боевых походов, по периодам эта цифра выглядит следующим образом:
Война с Германией (1939-1940 годы) - 237 походов (2004 дня в море), Вишистский флот (1940-1942 годы) - 590 походов (2921 день в море), «Свободные Французы» (1940-1943 годы) - 45 походов (700 дней в море), Французские лодки из африканских портов (1943-1945 годы) - 60 походов (575 дней в море). Всего - 932 похода общим счетом 6100 дней в море, или почти 17 лет. Результаты этой титанической работы богаты потерями без соответствующих успехов.
Судите сами:
-в ходе войны с Германией (1939-1940 году) было выполнено всего 4 торпедные атаки (выпущено 9 торпед), захвачен пароход «Хемнитц» (28 сентября 1939 года) и на мине минзага «Сапфир» 30 июня 1940 года погиб итальянский пароход «Аликанто».
-при режиме Виши выполнено 14 торпедных атак (37 торпед), поврежден английский линкор «Резолюшн» (25 мая 1940 года), потоплен норвежский транспорт «Тод Фагелунд» (17 ноября 1941 года)
-в период «Свободных французов» - 8 торпедных атак (13 торпед), потоплено два транспорта («Хогланд» - 21 августа 1941 года и «Нордланд» - 19 октября 1942 года);
-при действии французских субмарин из африканских портов на Средиземном море (1942-1945 годов) – выполнено 27 торпедных атак (69 торпед), потоплены транспорт «Фарон» (19 декабря 1943 года), охотник за подводными лодками UJ6076 (22 декабря 1943 года), транспорт «Ассар» (2 октября 1944 года), вспомогательный патрульный корабль GM03 (3 октября 1944 года), поврежден транспорт «Шисоне» (18 декабря 1943 года).
Однако было бы несправедливым не добавить к общим итогам боевой работы французских подводных лодок жертв минных постановок, которые з период с 1940 до 1944 годы выполнил минный заградитель «Рубис». На боевом счету этого французского минного заградителя девять потопленных транспортов и девять боевых кораблей, и один поврежденный боевой корабль и один поврежденный транспорт. Один минный заградитель ВМС Франции потопил больше чем все французские подводные лодки вместе взятые!
При капитуляции Франции ее подводный флот остался практически цел, погибло всего 2 лодки, восемь осталось в Англии, несколько на ремонте и постройке, остальные остались верны правительству Виши.
Почти все они погибли в боях или затоплены командами из-за угрозы захвата противником. Остатки перешли к союзникам, поняв, что борьба с врагом почетнее, чем бездумное выполнение приказов капитулянтского правительства.
К маю 1945 года едва полтора десятка субмарин несло трехцветный флаг. Так печально закончило свое существование третий по счету в мире подводный флот. Его погубили в большей части политические интриги, приведшие к тому, что у него не было друзей, а только враги.
Источники: Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./ Л.Гаррос.//Ретроспектива войны на море, № 4(15) – 1997.- 52 с. Дашьян, А.Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – М.: Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Офан, П. Французский флот во Второй мировой войне/П.Офан, Ж.Мордаль. – Екатеринбург: Зеркало, 1999.- 368 с.; Боженко П.В. Субмарины на войне/Подводный сборник № 5.- 1996.- 80 с.; Нагирняк, В.А. Все субмарины Второй мировой войны: первая полная энциклопедия. - М.: Яуза: Эксмо, 2021.- 288 с.; Дашьян, А. Все корабли Второй Мировой. Первая полная энциклопедия/А.Дашьян, С.Патянин, М.Барабанов – М.:Яуза: Эксмо, 2013.- 608 с.; Материалы Интернета