Найти в Дзене
Navygaming Channel

Субмаринам Марин Насьональ надо делать выбор/Часть 2. Новые союзники и новые противники?

Продолжаем вспоминать действия подводных лодок Франции в годы Второй мировой, особый акцент сделаем на том периоде, когда ход войны на суше заставил Францию подписать капитуляцию, при этом ее ВМС остались вполне жизнеспособны, хотя и разбросаны по различным портам, базам и ТВД. Начало можно прочитать ЗДЕСЬ.

...Продолжение

Итак, весна 1940 года показала, что Франции не устоять под немецкими ударами. Еще 28 мая 1940 года командующий французским флотом адмирал Франсуа Дарлан издал приказ, что в случае военного поражения страны корабли должны уходить в Англию. 14 июня Дарлан дал слово офицера премьеру Рейно, что флот останется до конца под французским флагом. Но уже 16 июня это правительство пало, а в новом правительстве, которое формировал маршал Пэтен, имелось много сторонников окончания войны как можно скорее. В этом новом правительстве Дарлан получил портфель военно-морского министра и тоже высказался за прекращение боевых действии.

Адмирал Дарлан
Адмирал Дарлан

И вот, как известно, 17 июня последовала официальная просьба Франции о прекращении огня. В тот же день Дарлан отдал приказ кораблям не заходить в британские порты, более того, на другой день все корабли, находящиеся в Англии, получили команду «уходить домой». Англичане как могли препятствовали уходу кораблей, отказывая в снабжении топли­вом, водой и т. д., но «результат» достигался не всегда. Любопытно, что пока шли переговоры с немцами, война с итальянца­ми продолжалась. И хотя боевые действия против Италии длились всего чуть больше недели, французы все делали с размахом. Подводные лодки «Фок», «Эспадон» (тип «Рукэн» («Акула»)), «Прот», «Ахерон», «Актеон» (тип «Редутабль») развернулись в Додеканезах, «Венус», «Паллас» (тип «Минерва»), «Архимед» (тип «Редутабль», 1-я серия) в Тирренском море, «Ариан», «Эвридика», «Даная» (тип «Ариан»), «Диана» - у Гибралтара.

Схема внешнего вида подводной лодки "Фок" типа "Рукэн"
Схема внешнего вида подводной лодки "Фок" типа "Рукэн"

Подводный минный заградитель «Сапфир» поставил минное загражде­ние у Кальяри, и 30 июня на нем погибли итальянские транспорт «Аликанто» (1642 брт) и парусник в 57 тонн.

Для справки: ТТХ подводных минных заградителей типа "Сапфир»: водоизмещение надводное/подводное – 761/925 т; размерения: 65,9×7,12×4,3 м; ГЭУ: 2 диз./2 ЭД, мощность - 1300/1100 л.с., скорость хода: 12/9 уз., запас топлива: 75 т соляра; дальность плавания: 7000 (7,5)/80 (4) миль. Экипаж: 42 человека. Вооружение: 3 – 550-мм ТА (2 носовых и средняя труба в поворотной установке, 5 торпед) и 2 – 400-мм (крайние трубы в поворотной установке, 2 торпеды), 1×1 – 75-мм/35, 1х2-13,2-мм пулемета, 32 мины.

Вообще мины французские подводные лодки ставили охотно. Так подводные минные заградители «Наутилус», «Тюркуаз» и «Перл» поставила заграждения у Триполи, Трапани и Бастии.

Силуэт подводного минного заградителя "Сапфир"
Силуэт подводного минного заградителя "Сапфир"

10-25 июня двенадцать подводных лодок – «Ле Сентавр» («Кентавр», тип «Редутабль, 2-я серия), «Паскаль», «Эведжер», «Муонж», «Френель», «Пегас» (тип «Редутабль», 1-я серия), «Редутабль», «Нарвал», «Кайман», «Монс» («Морж»), «Суфлэр» (тип «Рукэн»), «Ле Тоннан» (тип «Редутабль», 2-я серия) провели опера­цию по плотной блокаде ливийских портов. В этой операции погибла первая французская лодка на Средиземном море. 15 июня у Сфакса «Морс» попала не то на мину, не то под торпеды итальянской лодки «Дурбо» (тип "Адуа", 4-я серия, средние подводные лодки). Французы отстаивают первый вариант, итальянцы соответ­ственно - второй.

Итальянская подводная лодка ""Аксум" - однотипная с "Дурбо"
Итальянская подводная лодка ""Аксум" - однотипная с "Дурбо"
Для справки: ТТХ подводных лодок типа «Рукэн» («Акула»), к которой принадлежала погибшая «Морс»: водоизмещение надводное/подводное – 1150/1441 т; размерения: 78,25×6,84×5,1 м; ГЭУ: 2 диз./2 ЭД, мощность - 2900/1800 л.с., скорость хода: 18,5/9 уз., дальность плавания: 6650 (10)/105 (5) миль. Экипаж: 54 человека. Вооружение: 10 – 550-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых и 2х2 поворотных, 16 торпед), 1×1 – 100-мм/45, 1х2-13,2-мм пулемета или 1х1-25-мм.

В ответ 12 и 13 июня итальянские самолеты пытались бомбить Тулон. В наказание за это с задачей провести обстрел итальянского побережья в районе Вадо и Генуи в море вышли французские морские силы - 1-я и 2-я дивизии крейсеров, четыре дивизиона лидеров. Сводный дивизион подлодок обеспечивал завесу в районе Специи. 13 июня подводные лодки «Паллас», «Венус», «Ирис» (тип «Минерва»), «Архимед» (три первые лодки из 15-го дивизиона, а последняя из 6-го) вышли в район завесы, но уже15 июня вернулись, никого не обнаружив.

Пока шли переговоры о мире с немцами, война продолжалась, и 17 июня 1940 года два французских авизо (шлюпы типа "Эйлан"): «Комманданте Бори» и «Курьез» в отместку за «Морс» потопили итальянскую лодку «Прована» (тип "Марселло"). Как говорится – сравняли счет.

Итальянская подводная лодка "Марселло" - однотипная с потопленной "Прована"
Итальянская подводная лодка "Марселло" - однотипная с потопленной "Прована"

Всего до окончания войны французские подводники выполнили 27 походов и провели 119 дней в море. Но эти походы были бедны событиями. Субмарины поставили всего 96 мин, а 22 июня около Аугусты «Ле Сентаур» заметил тройку итальянских крейсеров, но их атака не состоялась. Кроме того, итальянские самолеты дважды атаковали лодки «Серес» (тип «Минерва») и «Архимед».

Таким образом, за период «регулярной» войны 1939-1940 годов французские подводники совершили 237 походов, выполнив массу «черновой» работы - прикрывали конвои, блокировали порты и проливы, искали противника в море, вели разведку, ставили мины и т.д.

Шлюп типа "Эйлан" - по всей видимости, "Ля Каприсьоз" ("Капризный")
Шлюп типа "Эйлан" - по всей видимости, "Ля Каприсьоз" ("Капризный")

Французы провели в море 2004 дня. Но несмотря на задействованные силы, результат этой грандиозной работы минимален – один захваченный пароход и 7 погибших на минах судов (6010 брт). За девять месяцев войны французы потеряли две субмарины, а вот в период поспешного ухода из своих баз - гораздо больше.

Например, в 17 июня 1940 года французские корабли «воевали в полную силу». Так линкор «Курбе» и авизо «Саворньян де Бразза» орудийным огнем остановили продвижение не­мецких колон к Шербуру на два дня. Все, что могло ходить и плавать, тогда ушло. Буксиров не хватало, ремонтирующиеся лодки «Минерва», «Юнона», «Орион», «Ундине» увели за собой сторожевые корабли. Конечно, эти лодки могли дойти только до Англии. Две последние там же и разобра­ли, использовав для ремонта двух первых.

Французский авизо «Саворньян де Бразза»
Французский авизо «Саворньян де Бразза»

К сожалению, четыре новей­шие субмарины, не введенные в состав флота, пришлось взорвать: «Ла Прайя», «Ля Мартиника», «Ла Реньон» (по другим данным последнюю лодку не закладывали) - были уничтожены на стапеле 19 июня 1940 года, а только что спущенную на воду головную субмарину «Ролан Морийо» затопили в Шербуре, где и строили.

В Бресте чудом не попали к немцам в руки около сотни кораблей. 18 июня утром по городскому телефону командую­щему корабельной группой «Запад» адмиралу Де Лаборду позвонил адмирал Альтмайер. Он сказал, что попал в плен в городке Ренни, немцы поставили часового у двери его кабинета, но не догадались выключить телефон. Благодаря этой случайности (исторический анекдот?), за 10 часов (столько нужно было идти от Ренни) все, что могло двигаться, ушло из порта. Там же 18 июня 1940 года взорвали четыре подводные лодки типа «Редутабль»: «Агоста», «Ахилл», «Кесссан», «Пастер». Уходившие корабли выполняли приказ министра Дарлана и двигались во французские порты на Средиземном море. Только самая большая в мире подводная лодка «Сюркуф», не окончив ремонта, под одним дизелем еле доползла до Плимута, но все же несколько лодок в стадии строительства немцы захватили.

Подводная лодка "Сюркуф" в доке
Подводная лодка "Сюркуф" в доке

23 июня в 18.50 по немецкому времени было заключено соглашение о перемирии с Германией, фактически это была капитуляция. Оно вступало в силу через 6 часов после подписания франко-итальянского перемирия. Согласно пункта 8 этого соглашения все французские корабли обязаны были вернуться в порты, где они находились на момент начала войны, и стоять там частично разоруженными под контролем итальяно - немецкой комиссии.

Конечно, такое положение вещей очень обеспокоило англичан. Началась проработка действий, направленных на пресечение возможности захвата французских кораблей противником. Частично французы успели уйти из английских портов, выполняя приказ своего адмирала, но все же при поспешном уходе из Франции по своему техническому состоянию ряд кораблей смог дойти только до берегов Англии и больше никуда.

24 июня Дарлан, уже как военно-морской министр, приказал: «Приготовить все корабли флота, где бы они ни находились к взрыву на случай захвата силой любой страной. Неповрежденные корабли ни в коем случае ни в каких условиях не могут быть переданы в чьи-либо руки, в боевых действиях против Италии и Германии не участвовать. Приказ выполнять до возвращения во Францию законного правительства».

25 июня 1940 года в 19.10 по немецкому времени было подписано перемирие с Италией и закончились боевые действия на немецком и итальянском фронтах. Французский флот оказался рассеянным по средиземноморским и африканским портам, по базам Дальнего Востока, на Антильских остро­вах, Мадагаскаре и в Англии.

После 25 июня дислокация французского подводного флота приняла следующий вид: Средиземное море: Тулон - 18 подводных лодок из трех различных диви­зионов и субмарина «Аврора» (головная в новой серии подводных лодок), не входящая ни в один дивизион, Оран - 6 подводных лодок, Бизерта - 16 подлодок, Сус - 2 подводные лодки, Сфакс - 3 подводные лодки, Бейрут - 5 подлодок, Касабланка - 16 подводных лодок, плавбаза «Жюль Верн», Дакар - 2 подводные лодки.

Под английским контролем оста­лись в Александрии «Проте», на Мальте – «Нарвал» (причем экипаж этой лодки перевел ее 26 июня из Суса на Мальту, сознательно желая про­должать войну с немцами), в британской метрополии – «Сюркуф», «Юнона», «Ундине», «Орион», «Минерва», «Ла Креоль», всего 72 вымпела.

Англичане внимательно наблюдали за перемещениями французских кораблей и, как могли, мешали их уходу из Англии. 1 июля английское правительство решило предьявить ультиматум французам - или про­должать войну с немцами, или передать корабли англичанам. Нельзя ска­зать, что английские опасения были полностью необоснованными, нем­цы тоже думали о французском флоте.

Вот, что записал в свой служебный дневник генерал-полковник Франц Гальдер, конспектируя содержание директивы фюрера от 18 ноября 1941 года: «Вступление в войну [вишистской] Франции на нашей стороне приведет к немедленному улучше­нию нашего положения в Северной Африке. Использование французс­кого флота имело бы огромнейшую ценность...»

Размышления англичан были не долгими, и 3 июля 1940 года, после неполучения ответа на свое предложение, англичане приступили к проведению операции «Катапульта» по захвату или нейтрализации кораблей французского флота. В Англии действия развернулись в портах Плимут и Портсмут, где находились французские корабли.

Башня и пушки "Сюркуфа"
Башня и пушки "Сюркуфа"

Как правило, ночью к трапу подъезжал английский офицер с срочным письмом лично командиру корабля. Пока он отвлекал внимание вахтен­ного, на борт врывался отряд морской пехоты. В Портсмуте все про­шло быстро, в Плимуте эсминец «Мистраль» успели затопить офицеры, а на подлодке «Сюркуф» дошло до перестрелки, в которой были убиты 4 офи­цера, из них 3 - английских. Одновременно были атакованы французские ко­рабли в алжирском порту Мерс-эль-Кебир. Там произошел морской бой, в котором погибли французский линкор «Бретань», эсминец «Могадор» и повреждены два линкора. Погибли 1297 моряков и 350 ранено.

Горит "Могадор"
Горит "Могадор"

Французские подводные лодки в этом регионе не остались в стороне и начали подтягиваться к Мерс-эль-Кебиру. Их заметили с воздуха, и две субмарины: «Даная» и «Эвридика» - под­верглись атаке глубинными бомбами с эсминцев. 4 июля все французские корабли отозваны в базы. Возвращавшиеся английские корабли встретили авизо «Риголь де Женуаль», шедший из Орана. Англичане открыли огонь, повредив авизо и заставив его повернуть обратно. Однако в порт он так и не пришел, его торпедировала английская подводная лодка «Пандора».

Французский авизо «Риголь де Женуаль» - жертва британской субмарины
Французский авизо «Риголь де Женуаль» - жертва британской субмарины

Всего в ходе отражения удара англичан французские подводные лодки выполнили 39 походов и провели в море 144 дня. Но результатов не достигли.

Кроме походов подводных лодок французы отреагировали на действия английских «союзников» налетом авиации на Гибралтар, но это была скорее политическая акция, а не военная, все бомбы, сброшенные с большой высоты, упали куда попало. Одновременно французские моряки в Мерс-эль-Кебире собрали все подарки, полученные от англичан за время совместных боевых действий, добавили английские ордена, врученные за боевые отличия, и возвратили все это британцам. Красивый символический жест!

А вот, как известно, в Александрии все обошлось без стрельбы - хорошо знакомые лично английский (Канингхэм) и французский (Годфруа) адмиралы договорились, что французы оста­нутся под своим флагом, но из порта выходить не будут. Здесь англи­чане получили небольшой подарок. Лодка «Проте», приписанная к «Си­лам X», как именовалось англо-французское соединение, еще 2 июня вышла на патрулирование к берегам Турции и Греции. 24 июня капитан-лейтенант Гаррэ получил сообщение, что со следующего дня вступает в силу перемирие. Вероятно, все приказы в полном объеме принять не удалось и, выполняя первоначальное распоряжение, лодка пошла в Алек­сандрию, где ее не интернировали, но значительную часть экипажа вы­нуждено перевели на надводные корабли.

Удар британцев по флоту вчерашнего союзника вызвал бурное обсуждение практически во всем мире. Да и сейчас можно встретить споры о том насколько эти жесткие действия были оправданы и действительно необходимы. В любом случае, 5 июля 1940 года Франция разорвала дипломатические отношения с Великобританией, но до объявления войны, к счастью, дело не дошло.

Как следствие, началась репатриация французских моряков во Францию, но нем­цев об этом не предупредили, и первый же пароход – «Мекнес», 24 июля 1940 года был потоплен в Ла-Манше немецким торпедным катером S-27, погибло 400 человек.

Немецкие торпедные катера: S-25 (справа) и S-26 (слева, однотипный S-27)
Немецкие торпедные катера: S-25 (справа) и S-26 (слева, однотипный S-27)

Однако на этом французское сопротивление немцам не закончилось. В Англии среди офицеров, решительных сторонников продолжения войны с Германией, выделялся своим авторитетом генерал Шарль де Голль. Он начал войну полковником, командовал 4-й бронетанковой дивизией, за доблесть был произведен в бригадные генералы и 5 июня 1940 года был на­значен на должность помощника министра обороны. В последний мо­мент он смог перебраться в Англию, где уже 18 июня выступил по английскому радио с обращением ко всем французам продолжать борь­бу с немцами. Для этого было провозглашено движение «Свободная Франция». Из французов, примкнувших к «голлистам» стали формиро­вать новые вооруженные силы. Но число рвущихся в бой (из находящихся на английских территориях и их союзников) не достигло количества, достаточного для формирования боевых единиц пригод­ных для участия в серьезных военных действиях. Пополнение могли дать только французские заморские территории.

Генерал Шарль де Голль
Генерал Шарль де Голль

Во главе колоний стояли, как правило, военные, они, как люди, привыкшие исполнять приказы, находились в очень трудном положении. Официальное правительство Франции все сильнее сближалось с извечным врагом – немцами. Генерал де Голль звал воевать с немцами, но передачи вел из Лондона, а вчерашний «союзник» уже имел на своей совести многие сотни погибших французских моряков. И все же некоторые колонии присоединились к «Свободной Франции", но большинство осталось преданными режиму Виши. Правительство Франции расположилось тогда в городке Виши, отсюда оно получило название вишистского (вдруг кто не знает,))).

На рассматриваемый момент «Голлистский» флот состоял всего из нескольких малых кораблей и 8 подводных лодок, оставшихся в Англии, но почти все они требовали ремонта. Своими силами этот флот не мог сражаться даже с вишистским. При этом англичане очень опасались, что адмирал Дарлан разрешит базироваться на сенегальский порт Дакар немецким и итальянским субмаринам. К тому же там стоял новейший и сильнейший французский линкор «Ришелье». Поэтому британцы решили нанести удар по официально нейтральному порту, а чтобы попытаться решить дело без применения силы, привлекли к участию «голлистов». Так родилась операция, полу­чившая кодовое название «Угроза», в которой свою роль сыграли и французские субмарины.

Но об этом – в следующий раз....

Продолжение следует

Источники: Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./ Л.Гаррос.// Ретроспектива войны на море, № 4(15) – 1997.- 52 с.
Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков,
М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Офан, П. Французский флот во Второй мировой войне/П.Офан, Ж.Мордаль. –
Екатеринбург: Зеркало, 1999.- 368 с.; Залесский, К. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха. - М.: Яуза, Эксмо, 2005.- 640 с.; Блэйр, К. Подводная война Гитлера (1939-1942): Охотники. В 2-х частях. Часть 2. - М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: Terre Fantastica, 2001. - 640 с.; Боженко П.В.. Субмарины на войне/ Подводный сборник № 5. - 1996.- 80 с.; Нагирняк, В.А. Все субмарины Второй мировой войны: первая полная энциклопедия. - М.: Яуза: Эксмо, 2021.- 288 с.; Подводный ас. История Вольганга Люта. Воуз, Д. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. - 320 с.; Материалы Интернета