Найти тему
Navygaming Channel

От Бизерты до Марселя и Тулона - субмарины Марин Насьональ в новом статусе (7)

Судьба французских подводных лодок в годы Второй мировой войны оказалась трагичной. Волей судьбы и хода войны они оказались в разных районах морей и океанов. Более того, они оказались "между двух огней", в ситуации, когда ударов можно было ожидать со всех сторон: и от бывших союзников, и от "нынешних", и от новых "партнеров". В итоге большое количество субмарин к концу 1942 года погибло или было затоплено экипажами. Но оставшиеся в строю были использованы, но не ранее чем руководство окончательно определилось со "стороной конфликта". .... Продолжаем рассматривать особенности действий подводных лодок Франции в годы Второй мировой. Начало - ЗДЕСЬ и ТУТ. И ВОТ ТУТ. Еще части - ВОТ ТУТ, ВОТ ЗДЕСЬ

и ТУТ ТОЖЕ, ))

Продолжение.

Итак, в ноябре большая часть французского подводного флота была уничтожена своими экипажами в Тулоне, и это был не самый худший выход из положения. А вот последний акт трагедии французского подводного флота разыгрался в Бизерте (знакомое место, и для русского флота тоже!). Там дислоцировался небольшой отряд кораблей, оставшийся от мощного флота Франции и его «вишистского» варианта. В Тунисе базировался поврежденный еще в бою под Дакаром в 1940 году эсминец «Л’Одасье» (один из легендарных "фантасков"), пять посыльных кораблей и миноносцев, минный заградитель «Кастор» и десять разнотипных субмарин, на которых оставалась только часть экипажа, так как они числились в вооруженном резерве.

Французский суперэсминец «Л’Одасье» (тип "Ле Фантаск")
Французский суперэсминец «Л’Одасье» (тип "Ле Фантаск")

8 декабря 1942 года немцы заняли Бизерту и захватили без выстрела весь этот флот, который передали позднее итальянцам. Все это стало уже «заключительной точкой» в этой истории. Последние французские подводные лодки были захвачены очередными "союзниками".

В итоге, «вишистский» подводный флот за время своего существования (1940-1942 годы) совершил 590 походов, проведя в море 2921 день. За это время он потерял 44 подводные лодки, потопленные в боях и затопленные в базах. Единственными результатами действий француз­ских подводников - «вишистов» стали тяжелое повреждение линкора «Резолюшн» и потопление норвежского парохода. После Тулонской тра­гедии и событий в Бизерте единый французский флот перестал суще­ствовать. Почти все оставшиеся лодки пришли в контролируемые союз­никами порты Средиземноморья или Африки. Начинался новый период в судьбе оставшихся французских субмарин.

Британский линкор «Резолюшн» после ремонта в США
Британский линкор «Резолюшн» после ремонта в США

Французам, хочешь не хочешь, но как-то нужно было официально оформлять отношения с союзниками и воевать с немцами. Поэтому в том же ноябре 1942 года заключено американо-французское соглаше­ние о принципах совместных действий. В то время набралось 15 французских еще не потопленных кем-либо подводных лодок. Они располагались на африканских базах: Алжир - 9-й дивизион («Марсо»), группа резерва («Касабланка», «Ле Глорье»), Марокко - 18-й дивизион («Орфей»), Восточная Африка - 3-й дивизион («Ле Кентавр», «Арго», «Архимед»), 16-й дивизион («Антиопа», «Амазон»), 17-й дивизион («Ле Весталь», «Ля Султан», «Аталант», «Аретуза»), вне дивизиона – «Перле», Александрия – «Протее». Только один дивизион (17-й) включал, как положено по штату, 4 корабля.

Американцы брали на себя снабжение лодок торпедами, аккумуля­торными батареями, проведение работ по снижению шумности, ре­монт и так далее. С англичанами напрямую Дарлан не хотел иметь дело, хотя они и отпустили пленных французских подводников. Первы­ми 15 марта 1943 года в Дакар прибыл экипаж «Понселе», сидевший в Гибралтарской тюрьме с ноября 1940 года.

французская подводная лодка "Понселе"
французская подводная лодка "Понселе"

К началу 1943 года французы уже имели 20 субмарин (в Африке, у «свободных Французов», в Александрии и на Антильских островах). Союзники предприняли ряд мер по усилению французов. 1 мая «сво­бодные французы» получили английскую лодку «Вортекс» (P-67), назван­ную «Кюри». 24 января 1944 года была передана бывшая итальянская «Бронзо». Она была захвачена англичанами 12 июля 1943 года и отведена на Мальту. Французы переименовали ее в «Нарвал». 30 июня 1944 года вошла в строй лодка «Дорис», названная в честь погибшей это - быв­шая английская «Виньярд».

Британская малая подводная лодка "Урсула" (тип U)
Британская малая подводная лодка "Урсула" (тип U)

15 декабря 1944 года подняла флаг еще одна субмарина, названная в честь погибшей – «Морс», это также была бывшая «англичанка» «Вокс». По данным справочника В.Нагирняка и А.Дашьяна британские подводные лодки "Вортекс" и "Вокс" были переименованы во французском флоте в "Морс" и "Кюри".

-5

Английские лодки в 1946-1949 годах были возвращены первоначальным хозяевам.

Однако несмотря на такую «союзную поддержку» общее количество подводных лодок ВМС «Свободной Франции» не увеличилось – в резерв вывели шесть субмарин постройки 1931 года («Марсо», «Орфей», «Антиопе», «Аретуза», «Аталант», «Амазон».

Для справки: ТТХ британских подводных лодок типа «U» ("Вокс"): водоизмещение надводное/подводное – 540-630/730-732 т; размерения: 60×4,9×4,6 м; ГЭУ: 2 диз./2 ЭД, мощность - 615/825 л.с., скорость хода: 11,3/9 уз., дальность плавания: 4050 (10) миль. Экипаж: 27-33 человек. Вооружение: 4 – 533-мм ТА (носовые), 8 торпед, 1×1 – 76-мм/50.

Существовали планы получения английских лодок типа Т или S, или даже американской типа «Гато». Опять же с американцами была достигнута принципиальная договоренность об отправке нескольких лодок в США на капитальный ремонт с модернизацией.

Британская малая подводная лодка "Виньярд" - будущая французская "Дорис"
Британская малая подводная лодка "Виньярд" - будущая французская "Дорис"

Первыми в Филадельфию в феврале 1943 года двинулись «Архимед» и «Амазон». Оставшиеся лодки базировались лодки на Дакар, Касабланку и Оран. В ходе боевой подготовки 19 мая 1943 года по пути из Орана в Алжир «Ла Весталь» сблизилась ночью с союзным конвоем и была атакована английским эсминцем «Висбарт». В результате на французской субмарине убит младший офицер Бранше, ранено 4 моряка, лодку вывели в резерв.

Для справки: ТТХ британских подводных лодок типа «V» ("Виньярд"): водоизмещение надводное/подводное – 545/658-662/740 т; размерения: 62,3×4,9×4,7 м; ГЭУ: 2 диз./2 ЭД, мощность - 615/825 л.с., скорость хода: 11,5/10 уз., дальность плавания: 4700 (10)/30 (9) миль. Экипаж: 33 человека. Вооружение: 4 – 533-мм ТА (носовые), 8 торпед, 1×1 – 76-мм/50.

Подобные эпизоды, хотя не с такими тяжелыми последствиями, повторялись неоднократно. 18 ноября 1943 года с конвоем из Александрии пришла лодка «Протее», стоявшая там на «шнурке» с 1940 года. Ее зачислили в 18-й дивизион вместо неудачливой «Весталки».

Итальянская подводная лодка "Порфиде", тип "Ассиайо", 5-я серия
Итальянская подводная лодка "Порфиде", тип "Ассиайо", 5-я серия

Летом 1943 года было достигнуто соглашение со «свободными францу­зами» о создании, как и прежде Марин Насьональ, и решено четыре 4 оперирующих из английских портов лодки («Рубис», «Кюри», «Минерва», «Юнона») перевести на Средиземное море.

Для справки: ТТХ итальянских подводных лодок типа «Ассиайо», 5-я серия ("Бронзо"): водоизмещение надводное/подводное – 625/697/850 т; размерения: 60,2×6,4×4,8 м; ГЭУ: 2 диз./2 ЭД, мощность - 1400/800 л.с., скорость хода: 14/7,5 уз., дальность плавания: 2200 (14)/74 (4) миль. Экипаж: 45 человек. Вооружение: 4 – 533-мм ТА (носовые), 8 торпед, 1×1 – 100-мм/47, 2х2-13,2-мм пулеметов.

Первой в Гибралтар из Плимута вышла 10 октября 1943 года «Минерва», но в тот же день на нее налетел канадский «Либерейтор» и очень точно дал залп ракетами. По­гибло двое моряков, несколько было ранено. Субмарина разверну­лась назад. Повреждения оказались так велики, что лодку вывели в ре­зерва, а экипаж в основном пошел на комплектование новой «Морсе». Другим лодкам из «английской четверки» повезло больше.

Союзники активно использовали "Либерейторы" для противолодочной обороны
Союзники активно использовали "Либерейторы" для противолодочной обороны

После капитального ремонта «Юнона» перешла в апреле 1944 года на Средиземное море и оперировала там без особого успеха до конца боевых действий. «Рубис» так и осталась в Англии, а взамен нее англичане отправили минный заградитель «Перле» в США на модернизацию «за свой счет». Планировалось оснастить лодку гидролокатором, радиоло­катором и т.д. «Кюри» перебралась на Средиземное море в середине сентября.

Французский подводный минный заградитель "Перле"
Французский подводный минный заградитель "Перле"

Планы отправки нескольких лодок на Дальний Восток для участия в войне с Японией остались нереализованными. В оперативном плане французские лодки взаимодействовали с 8-й английской флотилией подлодок, базировавшейся в порту Алжир на плавбазу «Мейдстоун».

Приказы подводники получали от капитана 2 ранга Фурнье, командира
группы лодок в Алжире. Французские лодки очень часто использова­лись для скрытой высадки агентов на побережье и снятие их с берега.

Первый поход на Кориску 14 декабря 1942 года выполнила «Касабланка», последний – 6 июня 1944 года «Ла Султан». Всего французы за 29 похоов высадили на берег 212 человек и сняли оттуда 38. Особенно отличилась «Касабланка», доставившая на Корсику, в Аяччо сразу 109 человек. Вообще это была самая активная лодка у французов в этот период.

Именно «Касабланка» (капитан 2 ранга Л`Эрминье) провела первую атаку французской лодки в возобновившейся войне с немцами. 11 марта 1943 году у Бастии она выпустила четыре торпеды по пароходу «Принцесса Матильда», к сожалению, они прошли мимо. Последней за 1943 год подводной лодкой, котрая смогла отметиться своей «боевой активностью» стала та же «Касабланка», повредив 28 декабря у Камарата транспорт «Шисоне». Всего за 1943 год французские субмарины провели 11 атак, выпустили 33 торпеды.

Французская подводная лодка "Касабланка"
Французская подводная лодка "Касабланка"

Кроме поврежденного «Касабланкой» транспорта лодкой «Орфей» у Камарата 19 декабря был потоплен небольшой пароход «Фарон» (348 бот), а 22 декабря все там же «Касабланка» «влепила» четыре торпеды в охотник за подводными лодками UJ6076 (916 т) (кстати, это был бывший французский корабль «Волонтер»).

Лодки выходили в море к французским, итальянским, испанским берегам на 8-10 дней. На их пути попадались, в основном, небольшие пароходы, которые шли со слабым охранением, не слишком рвавшееся в контратаку. В тоже время, когда «Касабланка» повредила 28 декабря уже упоминавшийся пароход, то корабль охранения UJ 2220 сбросил на нее 47 глубинных бомб, нанеся повреждения.

18 декабря из Алжира вышла лодка «Проте» в район Марселя и не вернулась в срок 3 января 1944 года. Обстоятельства гибели лодки до последнего времени оставались не ясными. 29 декабря около Тулона немецкий охотник UJ 2208, пробомбив лодку, наблюдал признаки поражения, а через день такого эффекта добились англичане. Так родилась версия, что англичане добили поврежденную лодку.

Французская подводная лодка "Протее"
Французская подводная лодка "Протее"

Именно эту ин­формацию поместили А. П. Шергин и А. И. Еремеев в своем, одном из немногих серьезных трудов на русском языке о деятельности инос­транных подводных лодок во Второй Мировой войне. Только в мае 1995 года французы нашли погибшую лодку у Касси (устье Роны) в районе Тулона. С борта подводного аппарата обломки осмотрели и установили, что субмарина коснулась противолодочной мины в районе ограждения боевой рубки. Тогда вспомнили, что патрулировавшая не­подалеку «Касабланка» донесла, что слышала сильный взрыв в море 29 декабря после полудня. Мина, скорее всего, немецкая. Командир лод­ки Жорж Мийе посмертно награжден крестом «Почетного легиона» (почему только один командир?).

Союзники понимали ограниченную боеспособность французских лодок из-за отсутствия полноценного боевого опыта и определенной устаре­лости материальной части. Поэтому лодки частенько получали разные «вспомогательные» задания. «Арго» и «Кентавр» в феврале отправились во Фритаун, чтобы служить целями в школе акустиков. Потом туда же ходили «Ле Глорье», «Архимед», «Амазон». Одновременно некото­рые лодки отправились в Филадельфию в капитальный ремонт, причем американские верфи устанавливали сроки 9-10-11 месяцев.

К началу 1944 года 16 лодок распределялись следующим образом: 4 действующих, 4 - в капитальном ремонте, 5 - в школе акустиков, 3 – в резерве. Основные задачи лодкам оставались те же – пaтрулирование в выделенных квадратах у французского берега в районе Марсель-Тулон. Судоходство там было не интенсивным и хорошо охраняемым.

И некоторые боевые эпизоды, отличаясь взаимной ожесточенностью, представляют определенный интерес!

Но об этом позже....

Заключение следует.

Обещанное заключение ЗДЕСЬ

Источники: Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./ Л.Гаррос.//Ретроспектива войны на море, № 4(15) – 1997.- 52 с. Дашьян, А.Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – М.: Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Офан, П. Французский флот во Второй мировой войне/П.Офан, Ж.Мордаль. – Екатеринбург: Зеркало, 1999.- 368 с.; Боженко П.В.. Субмарины на войне/Подводный сборник № 5.- 1996.- 80 с.; Нагирняк, В.А. Все субмарины Второй мировой войны: первая полная энциклопедия. - М.: Яуза: Эксмо, 2021.- 288 с.; Дашьян, А. Все корабли Второй Мировой. Первая полная энциклопедия/А.Дашьян, С.Патянин, М.Барабанов – М.:Яуза: Эксмо, 2013.- 608 с.; Материалы Интернета