Судьба французских подводных лодок в годы Второй мировой войны оказалась трагичной. Волей судьбы и хода войны они оказались в разных районах морей и океанов. Более того, они оказались "между двух огней", в ситуации, когда ударов можно было ожидать со всех сторон: и от бывших союзников, и от "нынешних", и от новых "партнеров". В итоге большое количество субмарин к концу 1942 года погибло или было затоплено экипажами. Но оставшиеся в строю были использованы, но не ранее чем руководство окончательно определилось со "стороной конфликта". .... Продолжаем рассматривать особенности действий подводных лодок Франции в годы Второй мировой. Начало - ЗДЕСЬ и ТУТ. И ВОТ ТУТ. Еще части - ВОТ ТУТ, ВОТ ЗДЕСЬ
Продолжение.
Итак, в ноябре большая часть французского подводного флота была уничтожена своими экипажами в Тулоне, и это был не самый худший выход из положения. А вот последний акт трагедии французского подводного флота разыгрался в Бизерте (знакомое место, и для русского флота тоже!). Там дислоцировался небольшой отряд кораблей, оставшийся от мощного флота Франции и его «вишистского» варианта. В Тунисе базировался поврежденный еще в бою под Дакаром в 1940 году эсминец «Л’Одасье» (один из легендарных "фантасков"), пять посыльных кораблей и миноносцев, минный заградитель «Кастор» и десять разнотипных субмарин, на которых оставалась только часть экипажа, так как они числились в вооруженном резерве.
8 декабря 1942 года немцы заняли Бизерту и захватили без выстрела весь этот флот, который передали позднее итальянцам. Все это стало уже «заключительной точкой» в этой истории. Последние французские подводные лодки были захвачены очередными "союзниками".
В итоге, «вишистский» подводный флот за время своего существования (1940-1942 годы) совершил 590 походов, проведя в море 2921 день. За это время он потерял 44 подводные лодки, потопленные в боях и затопленные в базах. Единственными результатами действий французских подводников - «вишистов» стали тяжелое повреждение линкора «Резолюшн» и потопление норвежского парохода. После Тулонской трагедии и событий в Бизерте единый французский флот перестал существовать. Почти все оставшиеся лодки пришли в контролируемые союзниками порты Средиземноморья или Африки. Начинался новый период в судьбе оставшихся французских субмарин.
Французам, хочешь не хочешь, но как-то нужно было официально оформлять отношения с союзниками и воевать с немцами. Поэтому в том же ноябре 1942 года заключено американо-французское соглашение о принципах совместных действий. В то время набралось 15 французских еще не потопленных кем-либо подводных лодок. Они располагались на африканских базах: Алжир - 9-й дивизион («Марсо»), группа резерва («Касабланка», «Ле Глорье»), Марокко - 18-й дивизион («Орфей»), Восточная Африка - 3-й дивизион («Ле Кентавр», «Арго», «Архимед»), 16-й дивизион («Антиопа», «Амазон»), 17-й дивизион («Ле Весталь», «Ля Султан», «Аталант», «Аретуза»), вне дивизиона – «Перле», Александрия – «Протее». Только один дивизион (17-й) включал, как положено по штату, 4 корабля.
Американцы брали на себя снабжение лодок торпедами, аккумуляторными батареями, проведение работ по снижению шумности, ремонт и так далее. С англичанами напрямую Дарлан не хотел иметь дело, хотя они и отпустили пленных французских подводников. Первыми 15 марта 1943 года в Дакар прибыл экипаж «Понселе», сидевший в Гибралтарской тюрьме с ноября 1940 года.
К началу 1943 года французы уже имели 20 субмарин (в Африке, у «свободных Французов», в Александрии и на Антильских островах). Союзники предприняли ряд мер по усилению французов. 1 мая «свободные французы» получили английскую лодку «Вортекс» (P-67), названную «Кюри». 24 января 1944 года была передана бывшая итальянская «Бронзо». Она была захвачена англичанами 12 июля 1943 года и отведена на Мальту. Французы переименовали ее в «Нарвал». 30 июня 1944 года вошла в строй лодка «Дорис», названная в честь погибшей это - бывшая английская «Виньярд».
15 декабря 1944 года подняла флаг еще одна субмарина, названная в честь погибшей – «Морс», это также была бывшая «англичанка» «Вокс». По данным справочника В.Нагирняка и А.Дашьяна британские подводные лодки "Вортекс" и "Вокс" были переименованы во французском флоте в "Морс" и "Кюри".
Английские лодки в 1946-1949 годах были возвращены первоначальным хозяевам.
Однако несмотря на такую «союзную поддержку» общее количество подводных лодок ВМС «Свободной Франции» не увеличилось – в резерв вывели шесть субмарин постройки 1931 года («Марсо», «Орфей», «Антиопе», «Аретуза», «Аталант», «Амазон».
Для справки: ТТХ британских подводных лодок типа «U» ("Вокс"): водоизмещение надводное/подводное – 540-630/730-732 т; размерения: 60×4,9×4,6 м; ГЭУ: 2 диз./2 ЭД, мощность - 615/825 л.с., скорость хода: 11,3/9 уз., дальность плавания: 4050 (10) миль. Экипаж: 27-33 человек. Вооружение: 4 – 533-мм ТА (носовые), 8 торпед, 1×1 – 76-мм/50.
Существовали планы получения английских лодок типа Т или S, или даже американской типа «Гато». Опять же с американцами была достигнута принципиальная договоренность об отправке нескольких лодок в США на капитальный ремонт с модернизацией.
Первыми в Филадельфию в феврале 1943 года двинулись «Архимед» и «Амазон». Оставшиеся лодки базировались лодки на Дакар, Касабланку и Оран. В ходе боевой подготовки 19 мая 1943 года по пути из Орана в Алжир «Ла Весталь» сблизилась ночью с союзным конвоем и была атакована английским эсминцем «Висбарт». В результате на французской субмарине убит младший офицер Бранше, ранено 4 моряка, лодку вывели в резерв.
Для справки: ТТХ британских подводных лодок типа «V» ("Виньярд"): водоизмещение надводное/подводное – 545/658-662/740 т; размерения: 62,3×4,9×4,7 м; ГЭУ: 2 диз./2 ЭД, мощность - 615/825 л.с., скорость хода: 11,5/10 уз., дальность плавания: 4700 (10)/30 (9) миль. Экипаж: 33 человека. Вооружение: 4 – 533-мм ТА (носовые), 8 торпед, 1×1 – 76-мм/50.
Подобные эпизоды, хотя не с такими тяжелыми последствиями, повторялись неоднократно. 18 ноября 1943 года с конвоем из Александрии пришла лодка «Протее», стоявшая там на «шнурке» с 1940 года. Ее зачислили в 18-й дивизион вместо неудачливой «Весталки».
Летом 1943 года было достигнуто соглашение со «свободными французами» о создании, как и прежде Марин Насьональ, и решено четыре 4 оперирующих из английских портов лодки («Рубис», «Кюри», «Минерва», «Юнона») перевести на Средиземное море.
Для справки: ТТХ итальянских подводных лодок типа «Ассиайо», 5-я серия ("Бронзо"): водоизмещение надводное/подводное – 625/697/850 т; размерения: 60,2×6,4×4,8 м; ГЭУ: 2 диз./2 ЭД, мощность - 1400/800 л.с., скорость хода: 14/7,5 уз., дальность плавания: 2200 (14)/74 (4) миль. Экипаж: 45 человек. Вооружение: 4 – 533-мм ТА (носовые), 8 торпед, 1×1 – 100-мм/47, 2х2-13,2-мм пулеметов.
Первой в Гибралтар из Плимута вышла 10 октября 1943 года «Минерва», но в тот же день на нее налетел канадский «Либерейтор» и очень точно дал залп ракетами. Погибло двое моряков, несколько было ранено. Субмарина развернулась назад. Повреждения оказались так велики, что лодку вывели в резерва, а экипаж в основном пошел на комплектование новой «Морсе». Другим лодкам из «английской четверки» повезло больше.
После капитального ремонта «Юнона» перешла в апреле 1944 года на Средиземное море и оперировала там без особого успеха до конца боевых действий. «Рубис» так и осталась в Англии, а взамен нее англичане отправили минный заградитель «Перле» в США на модернизацию «за свой счет». Планировалось оснастить лодку гидролокатором, радиолокатором и т.д. «Кюри» перебралась на Средиземное море в середине сентября.
Планы отправки нескольких лодок на Дальний Восток для участия в войне с Японией остались нереализованными. В оперативном плане французские лодки взаимодействовали с 8-й английской флотилией подлодок, базировавшейся в порту Алжир на плавбазу «Мейдстоун».
Приказы подводники получали от капитана 2 ранга Фурнье, командира
группы лодок в Алжире. Французские лодки очень часто использовались для скрытой высадки агентов на побережье и снятие их с берега.
Первый поход на Кориску 14 декабря 1942 года выполнила «Касабланка», последний – 6 июня 1944 года «Ла Султан». Всего французы за 29 похоов высадили на берег 212 человек и сняли оттуда 38. Особенно отличилась «Касабланка», доставившая на Корсику, в Аяччо сразу 109 человек. Вообще это была самая активная лодка у французов в этот период.
Именно «Касабланка» (капитан 2 ранга Л`Эрминье) провела первую атаку французской лодки в возобновившейся войне с немцами. 11 марта 1943 году у Бастии она выпустила четыре торпеды по пароходу «Принцесса Матильда», к сожалению, они прошли мимо. Последней за 1943 год подводной лодкой, котрая смогла отметиться своей «боевой активностью» стала та же «Касабланка», повредив 28 декабря у Камарата транспорт «Шисоне». Всего за 1943 год французские субмарины провели 11 атак, выпустили 33 торпеды.
Кроме поврежденного «Касабланкой» транспорта лодкой «Орфей» у Камарата 19 декабря был потоплен небольшой пароход «Фарон» (348 бот), а 22 декабря все там же «Касабланка» «влепила» четыре торпеды в охотник за подводными лодками UJ6076 (916 т) (кстати, это был бывший французский корабль «Волонтер»).
Лодки выходили в море к французским, итальянским, испанским берегам на 8-10 дней. На их пути попадались, в основном, небольшие пароходы, которые шли со слабым охранением, не слишком рвавшееся в контратаку. В тоже время, когда «Касабланка» повредила 28 декабря уже упоминавшийся пароход, то корабль охранения UJ 2220 сбросил на нее 47 глубинных бомб, нанеся повреждения.
18 декабря из Алжира вышла лодка «Проте» в район Марселя и не вернулась в срок 3 января 1944 года. Обстоятельства гибели лодки до последнего времени оставались не ясными. 29 декабря около Тулона немецкий охотник UJ 2208, пробомбив лодку, наблюдал признаки поражения, а через день такого эффекта добились англичане. Так родилась версия, что англичане добили поврежденную лодку.
Именно эту информацию поместили А. П. Шергин и А. И. Еремеев в своем, одном из немногих серьезных трудов на русском языке о деятельности иностранных подводных лодок во Второй Мировой войне. Только в мае 1995 года французы нашли погибшую лодку у Касси (устье Роны) в районе Тулона. С борта подводного аппарата обломки осмотрели и установили, что субмарина коснулась противолодочной мины в районе ограждения боевой рубки. Тогда вспомнили, что патрулировавшая неподалеку «Касабланка» донесла, что слышала сильный взрыв в море 29 декабря после полудня. Мина, скорее всего, немецкая. Командир лодки Жорж Мийе посмертно награжден крестом «Почетного легиона» (почему только один командир?).
Союзники понимали ограниченную боеспособность французских лодок из-за отсутствия полноценного боевого опыта и определенной устарелости материальной части. Поэтому лодки частенько получали разные «вспомогательные» задания. «Арго» и «Кентавр» в феврале отправились во Фритаун, чтобы служить целями в школе акустиков. Потом туда же ходили «Ле Глорье», «Архимед», «Амазон». Одновременно некоторые лодки отправились в Филадельфию в капитальный ремонт, причем американские верфи устанавливали сроки 9-10-11 месяцев.
К началу 1944 года 16 лодок распределялись следующим образом: 4 действующих, 4 - в капитальном ремонте, 5 - в школе акустиков, 3 – в резерве. Основные задачи лодкам оставались те же – пaтрулирование в выделенных квадратах у французского берега в районе Марсель-Тулон. Судоходство там было не интенсивным и хорошо охраняемым.
И некоторые боевые эпизоды, отличаясь взаимной ожесточенностью, представляют определенный интерес!
Но об этом позже....
Заключение следует.
Источники: Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./ Л.Гаррос.//Ретроспектива войны на море, № 4(15) – 1997.- 52 с. Дашьян, А.Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – М.: Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Офан, П. Французский флот во Второй мировой войне/П.Офан, Ж.Мордаль. – Екатеринбург: Зеркало, 1999.- 368 с.; Боженко П.В.. Субмарины на войне/Подводный сборник № 5.- 1996.- 80 с.; Нагирняк, В.А. Все субмарины Второй мировой войны: первая полная энциклопедия. - М.: Яуза: Эксмо, 2021.- 288 с.; Дашьян, А. Все корабли Второй Мировой. Первая полная энциклопедия/А.Дашьян, С.Патянин, М.Барабанов – М.:Яуза: Эксмо, 2013.- 608 с.; Материалы Интернета