Найти тему
Navygaming Channel

Между двух огней: когда французские субмарины уничтожают и "бывшие союзники" и "старые враги"(3)

Продолжаем рассматривать особенности действий подводных лодок Франции в годы Второй мировой, причем особый акцент делаем на периоде, когда ход войны на суше заставил Францию подписать капитуляцию, при этом ее ВМС остались вполне жизнеспособны, хотя и разбросаны по различным портам, базам и ТВД. Начало - ЗДЕСЬ и ТУТ

...Продолжение

Как мы отметили ранее, к лету 1940 года союзники решили взять под контроль французские базы на Атлантическом побережье Африки, используя силы сформированного движения "Свободная Франция" по главе с Де Голлем. И одним из первых и важных объектов стал Дакар, крупный порт и база французского флота в Сенегале. Но подготовка союзников не осталась незамеченной французами.

В виду ясно обозначившейся угрозы Дакару французское Адмиралтейство решило усилить морские силы этого гарнизона подводными лодками.
Из Касабланки пришли 9 июня 1940 года две лодки 8-го дивизиона "Бевезье" и "Сиди Феррух" (тип "Редутабль", 3-я серия), а затем еще две из 6-го дивизиона «Персей» и "Понселе" (тип "Редутабль", 1-я серия). Кораб­ли 1-го дивизиона ушли в Касабланку на ремонт. Сводный дивизион стал именоваться «Группа подводных лодок Французской Западной Африки".
Лодки выходили на патрулирование прилежащей акватории, посещали соседние французские порты и выполняли различные задания. Так в августе «Персей» прикрывала с моря кабелеукладчик «Эльзас», проверявший кабель Касабланка-Дакар. 20 августа в порт пришел транспорт "Фори де Сувилль", сопровождаемый из Касабланки подводной лодкой «Аякс».

Для справки: ТТХ подводных лодок типа «Редутабль»: водоизмещение надводное/подводное – 1570-1572/2082-2084 т; размерения: 92,3×8,1-8,2×4-4,7 м; ГЭУ: 2 диз./2 ЭД, мощность - 6000-8000/2000-2250 л.с., скорость хода: 17-18,6/10 уз., запас топлива: 108 т соляра, дальность плавания: 5069 (10)/100 (5) миль. Экипаж: 61 человек. Вооружение: 9 – 550-мм ТА (4 носовых, 1х3 поворотный и 2 трубы в 4-трубной поворотной установке; 11 торпед), 2-400-мм торпедных аппарата (2 трубы в 4-х трубной установке, 2 торпеды), 1×1 – 100-мм/45, 1х2-13,2-мм пулемета.

Поскольку данные о возможной атаке англичан все поступали, адмирал
Ландрью, командующий морскими силами Дакара, приказал установить патруль субмарин. «Персей» выходила в район мыса Мануэль 14-15 сентября, дежурила там снова с 17-го числа, и именно она стала и первым кораб­лем, атаковавшим англичан, и первой подлодкой, погибшей от "руки" бывшего союзника, но все это еще впереди.

Французский авизо типа "Бугенвилль", схема внешнего вида
Французский авизо типа "Бугенвилль", схема внешнего вида

А пока в конце августа 1940 года флот «Свободной Франции» вышел в море. Он состоял из трех авизо «Коммандо Дюбок», «Коммандо Домини» (шлюпы типа "Эйлан"), «Саворньян де Бразза» (тип "Бугенвилль"), двух вооруженных траулеров и 4 пароходов, на которых находилось около 2000 французов. К операции привлекались английские силы обеспечения: линкоры «Бархэм», «Резолюшн», авианосец «Арк Ройал» , крейсера, эсминцы и транспорты. Вся эта армада подошла к административному центру французской Западной Африки – Дакару перед рассветом 23 сентября. Там уже ждали нападения и решали – оказывать сопротивление или нет, и могут ли они стрелять в корабли под французским флагом. Тем временем на аэродром Вакам приземлились два легких самолета с французами, стартовавших с английского авианосца.

Французский авизо (шлюп) "Коммандо Дюбок"
Французский авизо (шлюп) "Коммандо Дюбок"

Парламентеры предложили летчикам примкнуть к «голлистам», на что командующий авиацией в Дакаре объявил, что он согласен при условии, что так поступят все остальные войска. Через некоторое время пришел приказ губернатора Биссона - оказать сопротивление силой оружия, парламентеров арестовать!

Подобные эпизоды проис­ходили и в других местах. Только через два часа ударили орудия бере­говых батареи, но французы продолжали уговаривать своих соотече­ственников прекратить сопротивление. Ответ с берега гласил: «По при­казу морского министра Дарлана мы открываем огонь по любому кораблю, подошедшему ближе 20 миль к берегу, отойдите и мы пре­кратим огонь». Только после этого загрохотали пушки английских лин­коров.

Британский линкор "Бархэм"
Британский линкор "Бархэм"

Лодки «Персей» и «Аякс» еще с 22-го числа находились в море, первая севернее Дакара, вторая - юго-западнее. В ответ на огонь линкоров «Персей» вышла в атаку на два английских эсминца и в 10. 55 произвела двухторпедный залп по «Форсайт». Одну торпеду заклинило в аппарате, и лодка, всплыв на поверхность, срочно пошла в базу для исправления повреждения. Зачем нужно было всплывать, не совсем понятно.

Французская подводная лодка "Персей"
Французская подводная лодка "Персей"

В итоге, недалеко от входа в порт субмарину заметил крейсер «Дрэгон». Командир его, опасаясь атаки, приказал открыть огонь главным калиб­ром. Лодка ушла на глубину, но к ней уже спешили эсминцы «Форсайт» и «Энглефилд». На воде еще не разошлись круги от погрузившегося кор­пуса, и по этой отметке, как по мишени, англичане сбросили большую серию глубинных бомб. Затем корабли развернулись и пошли на вто­рой заход, но его не потребовалось. Из воды взбаламученной взры­вами, вырвались пузыри воздуха, всплыло масло, затем показался кор­пус субмарины. Ее люк открылся и матросы стали бросаться за борт. «Персей» получала все более сильный дифферент на корму, пока не встала вертикально, а затем затонула в 11.35.

Британский легкий крейсер "Дрэгон" (тип "Данае")
Британский легкий крейсер "Дрэгон" (тип "Данае")

Подводников спасло авизо «Ля Сюрпрайз», вышедшее из порта, его англичане не тронули, и погиб всего один подводник. Зато, когда к берегу подошел отряд высадки, а навстречу ему двинулся эсминец «Л`Одасье» (один из "фантасков"), его мгновенно «затормозил» главным калибром тяжелый крейсер «Австралия». Эсминец загорелся и выбросился на берег, но и транспорты с десантом повер­нули назад.

Тот самый "Л`Одасье" в 1939 году
Тот самый "Л`Одасье" в 1939 году

24 сентября англичане снова обратились, теперь лично к губернато­ру Дакара и всей Французской Западной Африки Биссону с предложе­нием перейти к де Голлю. Ответ последовал немедленно и вошел в историю Франции: «Франция доверила мне Дакар и я буду защищать его до конца!» После такого ответа оставалось или уйти, или воевать по-настоящему. Англичане выбрали второе, авианосец начал развора­чиваться против ветра, на самолеты стали подвешивать торпеды. В этот момент гидролокаторы эсминцев охранения засекли подводную цель, которая явно продвигалась к тяжелым кораблям, приближающимся к рейду. Это проявила себя лодка «Аякс».

Французская подводная лодка "Аякс"
Французская подводная лодка "Аякс"

В 8.00 она обнаружила линко­ры, и капитан-лейтенант Гимо начал медленно приближаться к английско­му отряду. Первым отреагировал эсминец «Фортуна», сбросив две боль­ших серии глубинных бомб. Не успела успокоиться вода, поднятая взрывами, как на поверхности показался черный корпус подлодки, на палубу которой посыпались из рубки матросы. Так в 10.15 в районе, где сутками раньше атаковала «Персей», пошла на дно вторая француз­ская лодка. Командир отказался покинуть корабль и погиб. Эсминец, потопивший лодку, поднял на борт ее экипаж. Так у англичан появились пленные французы. Весь день войска на транспортах наблюдали, как английские торпедоносцы пробуют поразить линкор, по которому «грохают» главным калибром и оба английских линкора. Такая баталия длилась весь день, англичане потеряли с десяток самолетов и смогли попасть снарядом крупного калибра в датский пароход «Такома», сгоревший в порту.

Британский эсминец "Форсайт" - соперник французских субмарин
Британский эсминец "Форсайт" - соперник французских субмарин

В море находилась «Бевезье», но ей никак не удавалось выйти в атаку, к тому же ее атаковала тройка самолетов, и в 17.00 субмарина ушла в порт. Вечером к командиру морских сил Дакара адмиралу Ландрью явился командир лодки капитан 3 ранга Пьер Лансело. Он предложил выйти на своей лодке в море до рассвета. На ночь англичане всегда отходили в море, а утром открывали гидроакустическую вахту только вблизи бере­гов. Существовала «мертвая зона», в которой и собирался отлежаться подводник, неожиданно атаковав со стороны моря. Всего в Дакаре было три субмарины, две уже погибли и, поэтому адмирал долго колебался, прежде чем дать разрешение.

Британский эсминец "Фортуна" - участник боев за Дакар
Британский эсминец "Фортуна" - участник боев за Дакар

В 5 утра «Бевезье» вышла из порта и, не всплывая, проследовала в намеченный район , где легла на дно. Около 8 утра англичане прошли над ней и затем включили гидролокаторы. Вскоре послышался шум винтов тяжелых кораблей. Лансело осторожно подвспыл под перископ и начал выход в атаку на ближайший корабль, который он точно опознал как линкор «Резолюшн». Все англичане смотрели в сторону берега, где торпе­доносцы «Свордфиш» снова пытались поразить «Ришелье». Лансело по­зволил себе еще раз поднять перископ и поточнее прицепиться.

Французская подводная лодка типа "Редутабль", к этому типу принадлежала и "Бевезье"
Французская подводная лодка типа "Редутабль", к этому типу принадлежала и "Бевезье"

В 9.00 он выстрелил 4 торпеды с интервалом 1-2 секунды. Не совсем понятно, почему он стрелял с 13 кбт. С более близкой дистанции в линкор мог попасть весь залп. Через 135 секунд грохот возвестил о попадании. Удар пришелся точно по машинному отделению. Тяжело поврежденный корабль с дифферентом 12 градусов на корму стал уползать из сферы огня береговых батарей, борясь с пожаром и водой. Линкору пришлось уйти во Фритаун, где его ремонтировали почти полгода, и только в марте 1941 года он вернулся в Великобританию. Вдобавок французский линкор "Ришелье" попал снарядом главного калибра во второй английский линкор. Все это заставило англичан свернуть операцию. Адмирал Каннингхем скомандовал отбой.

Британский линкор "Резолюшн"
Британский линкор "Резолюшн"

Последняя дакарская лодка "Сиди Феррух"» спешила на помощь как могла, но в 17.55 попала под авианалет, который заставил ее продолжать движение под водой. После ухода англичан лодка еще какое-то время патрулировала на подходах к базе, а вечером 26 сентября зашла в порт.

Пропаганда вишистов раздула неудачу английского десанта до масштабов великой победы (с другой стороны - а почему бы и нет? Британцам действительно дали отпор и ни были вынуждены отступить). "Посыпался дождь" наград и повышений, подводник Лансело, кроме ордена «Почетного легиона», получил и погоны капитана 2 ранга. И не удивительно, считается, что за две мировые войны – это единственная успешная атака французских субмарин на крупный военный корабль. Но «Дакарская эскапада», как ее назвали позднее, оказалась не последним столкнове­нием англичан и французов на море в 1940 году. Всего на английском счету за 1940 год "оказалось" около 1300 убитых французских моряков, слишком большие цифры для бывшего союзника и "необъявленного врага".

Однако дакарская неудача не смутила союзников, и генерал де Голль после неудачи в Сенегале решил попробовать свои силы в Габоне, и для этого имелись особые причины. Дело в том, что вначале губерна­тор Габона Масон вместе с руководством Французским Конго и Камеруном присяг­нул «голлистам», а потом, поразмыслив, обьявил себя «вишистом». За такое коварство его нужно было наказать всем в пример, что и было вскоре сделано.

Все вооруженные силы в Габоне включали 4 батальона пехоты, 4 самолета-бомбардировщика, авизо «Бугенвилль» и подводную лодку «Понселе». Против этого «войска» хватало и тех сил, которые были у «голлистов», но за одним маленьким исключением. Французские корабли не имели ни­какого противолодочного вооружения и, субмарина могла делать с ними, что хотела. И здесь пообещали поддержку англичане. Сами они высаживаться не собирались, но гарантировали, что будут нести противолодочный дозор у габонского побережья в районе порта Либревилль и не допустят к месту боя ни субмарины, ни надводные корабли французов из Сенегала.

В ночь с 6 на 7 ноября начались первые столкновения на берегу. Капитан 2 ранга Роберт Моран, командир стоящего в порту авизо, являлся по совместительству еще и старшим морским начальником Га­бона. Он отдал приказ капитан-лейтенанту Бертрану де Суасси, коман­диру подводной лодки "Понселе", которая базировалась на небольшой порт Гентии в 100 милях от Либревилля. Приказ гласил – «Срочно выйти в море, подойти к рейду Либревилля и атаковать корабли «Свободной Франции», обяза­тельно из подводного положения!». Интересное добавление, согласитесь!

Французская подводная лодка "Понселе"
Французская подводная лодка "Понселе"

Стараясь как можно быстрее дой­ти до места схватки, Суасси пошел на максимальной надводной скоро­сти - 15 узлов. По его расчетам, при этой скорости лодка подойдет к Либревиллю вечером, в 20-30 милях от рейда погрузится и атакует со стороны заходящего солнца, когда корабли будут видны как на ладони. Около 13.00 лодка вышла в море. Но оказалось, что побережье бло­кировано английскими кораблями.

Британский "Милфорд"
Британский "Милфорд"

Лодка попробовала уйти от шлюпа «Милфорд» и в 15.20 Суасси решил выстрелить в него две торпеды. Однако вышла только одна, вторая стала отрабатывать в трубе, выхлопные газы прорвались в отсек и его пришлось оставить. Суасси всплыл, шлюп мгновенно открыл огонь, а со стороны берега прилетел один из немногочисленных «голлистских» самолетов и сбросил бомбу. Лодка снова ушла под воду, и англичане начали атаку глубинными бомбами. Вторая серия дала накрытие, полопались лампочки, после третьей серии начал­ся пожар в машинном отделении и рулевой рубке, внутри корпуса росла концентрация угарного газа, а в носовой отсек стала поступать вода. Лодка повернула к берегу, шлюп шел следом. Через некоторое время командир понял, что спасти корабль не удастся. Видя безвыход­ность положения, Суасси всплыл, матросы начали выскакивать на палубу, недалеко на волнах покачивался «Милфорд».

Британский шлюп L51"Милфорд"
Британский шлюп L51"Милфорд"

К нему и поплыли на резиновых лодках спасающиеся, их командир остался на мостике, приложив руку к фуражке. Затем он спустился в центральный пост и ушел на дно со своим кораблем в 18.10. После гибели лодки авизо «Саворьян де Бразза» расстрелял однотипный авизо «Бугенвилль», половина команды которого находилась на сухопутном фронте, расход снарядов главного калибра составил 309 штук. Вскоре Габон оконча­тельно перешел под контроль «голлистов».

Авизо "Бегенвилль", уничтоженный у Либревилля
Авизо "Бегенвилль", уничтоженный у Либревилля

В следующем месяце к подводному флоту Франции «приложили руку» уже бывшие противники и вроде как «новые союзники». 15 декабря лодка «Нарвал», действующая под анг­лийским контролем, была обнаружена во время противолодочного поиска и потоплена итальянским миноносцем «Куртатоне» у берегов Туни­са. Но сейчас эти данные ставятся под сомнение - по последним французским данным лодка погибла у Сфакса на итальянской мине между 15 и 19 декабря. Заграждение LK было выс­тавлено в июне 1940 года итальянскими эсминцами.

Итальянский миноносец "Куртатоне"
Итальянский миноносец "Куртатоне"

В 1958 году лодка опознана на грунте. Англичане считают, что лодка погибла только 7 января 1941 года, а потоплена она более современным итальянским эсминцем «Клио» (тип "Спика"). Поскольку в этот момент она действовала под английским контролем, полностью отбросить и эту версию нельзя. Здесь возможно играет роль и «французская гордость», не хочется признавать, что французская субмарина проиграла поединок итальянскому эсминцу.

Итальянский эсминец типа "Спика"
Итальянский эсминец типа "Спика"

В декабре от действий немцев погибла еще одна «француженка» - «Сфакс», которая оставалась верной правительству Виши. Однако 10 декабря Гитлер подписал дирек­тиву № 19 «Начинание Атиллы», в ней предписывалось не допустить перехода кораблей Франции из метрополии на строну неприятеля. И в свете выполнения этой директивы 19 декабря около Касабланки лодка немецкая подводная лодка U37 торпедировала французский корабль (ПЛ «Сфакс»).

Французская подводная лодка "Сфакс"
Французская подводная лодка "Сфакс"

Командир немецкой субмарины капитан-лейтенант Клаузен вероятно посчитал, что лучшим выполнени­ем директивы будет уничтожение любого корабля под трехцветным флагом. Спаслись три человека, в том числе командир. В момент гибели лодка конвоировала танкер «Рона» в Дакар.

Вот и получается, что даже своевременная капитуляция и сохранение правил перемирия не гарантировали безопасности от «союзника-победителя», да и от "союзника-противника". Получается французам – досталось от всех...

Продолжение следует

Источники: Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./ Л.Гаррос.// Ретроспектива войны на море, № 4(15) – 1997.- 52 с. Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – М.: Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Офан, П. Французский флот во Второй мировой войне/П.Офан, Ж.Мордаль. – Екатеринбург: Зеркало, 1999.- 368 с.; Залесский, К. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха. - М.: Яуза, Эксмо, 2005.- 640 с.; Блэйр, К. Подводная война Гитлера (1939-1942): Охотники. В 2-х частях. Часть 2. - М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: Terre Fantastica, 2001. - 640 с.; Боженко П.В.. Субмарины на войне/ Подводный сборник № 5. - 1996.- 80 с.; Нагирняк, В.А. Все субмарины Второй мировой войны: первая полная энциклопедия. - М.: Яуза: Эксмо, 2021.- 288 с.; Дашьян, А. Все корабли Второй Мировой. Первая полная энциклопедия/А.Дашьян, С.Патянин, М.Барабанов – М.:Яуза: Эксмо, 2013.- 608 с.; Материалы Интернета