Ещё один текст варианта ОГЭ из Открытого банка заданий ФИПИ — трогательный и психологичный, посвящённый взаимоотношениям детей и родителей. Разберём формат сочинений по нему с учётом обновлений в задании 13.1. В прошлые годы цитата в теме была посвящена эпитетам, поэтому легко «переделалась» в новую формулировку)
Сочинения расположила в обратном порядке, по популярности: от самого любимого выпускниками 13.3 к самому редкому 13.1.
Исходный текст:
И сами задания:
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит понять другого человека?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Сочинение 13.3
Взаимопонимание — это основа любых близких отношений между людьми, ведь без стремления понять другого невозможно доверительное общение. На мой взгляд, понять другого человека — значит суметь взглянуть на мир его глазами, разделить его чувства, осознать и принять его точку зрения. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.
В тексте В.К. Железникова говорится о чувствах мальчика, который сильно поссорился с родителями. Ночью ему не давала спать «внутренняя тревога» и «нестерпимая, несправедливая» обида (4, 11). Серёжке казалось, что «он на самом деле один на всём свете» (13). Но когда проснулись родители, мама заботливо пощупала лоб сына, а отец признал, что несправедливо «переругал» ребёнка за испорченные ботинки, Серёже стало спокойно и радостно: он забыл и про обиду, и про невыносимое одиночество (44-46). Эта история позволяет понять, насколько важно прислушиваться к чувствам близких, понимать их боль и признавать собственную неправоту.
Похожая ситуация описана в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Старый слуга Савельич чутко и справедливо относится к Петру Гринёву. Когда молодой человек проигрывает в карты крупную сумму, Савельич отчитывает его, но не рассказывает о проступке отцу, тем самым защищая младшего Гринёва от родительской немилости. Поступок пожилого воспитателя говорит о том, что Савельич умеет понять чувства юного барина, уважает их, относится к воспитаннику с теплотой и заботой.
Таким образом, взаимопонимание основано на способности сочувствовать близкому человеку. Без него невозможны тёплые и справедливые отношения, а для подростков особенно важна атмосфера понимания и поддержки со стороны взрослых.
13.2 Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «Он крепко спал. И совсем забыл про какой-то ночной ветер, про какие-то страхи и про то, что он несколько минут пробыл один на всём свете».
Сочинение 13.2
В тексте В.К. Железникова говорится о взаимоотношениях мальчика Серёжи с родителями. Взрослые несправедливо отругали сына, и он не мог заснуть из-за страха и невыносимого одиночества. Смысл финала текста я понимаю так: тревога мальчика наконец прошла, когда услышал разговор родителей, почувствовал их участие и небезразличие, понял, что его любят и понимают. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.
В предложениях 12-13 мы узнаём про грустный и страшный сон, который приснился мальчику после ссоры с родителями: «Ему приснился сон, что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда. И остаётся один на всём свете». Ночью ребёнок осознал, что ему было необходимо «разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество, которым он так гордился вчера» (предложение 23). Читатель понимает, что причина ночных тревог мальчика — это страх одиночества. Тоска ребёнка вызвана не запретом идти в кино, а боязнью того, что ссора может навсегда разлучить его с близкими людьми.
Далее, в предложении 31, описана «приятная теплота», которую ощутил Серёжа, услышав голос родителей и почувствовав мамино прикосновение. Возможно, он успел расслышать, как отец признался в несправедливости обвинений за испорченные ботинки (предложения 39-40). Но признания папы в том, что придётся извиниться и отпустить сына в кино, Серёжка «уже не слышал», потому что крепко заснул (42-44). Становится ясно, что мальчика успокоило участие родителей. Их голоса и беспокойство о нём вернули ребёнку чувство защищённости и поддержки.
Таким образом, самый страшный детский страх — это боязнь одиночества. Нет ничего хуже, чем остаться наедине с собственной обидой и тревогой, без заботы и поддержки со стороны близких людей.
13.1 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют эпитеты?».
Сочинение 13.1
Эпитет — это образное определение, придающее выразительность описанию предметов и явлений. Я считаю, в тексте В.К. Железникова использование эпитетов помогает передать внутреннее состояние, настроение героев. Обратимся к примерам, подтверждающим эту мысль.
Так, эпитеты встречаются в предложениях 11-12: «от этой нестерпимой, несправедливой обиды», «после незаслуженного оскорбления». Благодаря этим определениям автору удаётся подчеркнуть глубину боли и обиды мальчика, которого слишком сильно отругали за испорченные ботинки.
Далее эпитеты выражают внутреннее состояние Серёжки, услышавшего, что родителям тоже не спится, что отец признаёт собственную неправоту и испытывает стыд перед сыном. В предложении 31 мы узнаём, что по всему телу мальчика «разлилась приятная теплота». Предложение 38 описывает «ранний, пустой город», в котором больше нет места ночным страхам и тоске одиночества. Образные определения передают радость ребёнка, испытанную от участия и понимания родителей, завершение его ночных тревог.
Таким образом, использование эпитетов помогает передать внутренние переживания героев художественного текста, подчеркнуть оттенки их чувств, создать убедительные и яркие образы.
📝 Писали сочинение по этому тексту? Какие литературные аргументы привели бы в задании 13.3? Делитесь мыслями в комментариях!