Опыт возврата через суд штрафов Wildberries за использование механик искусственного завышения рейтингов (ИМИЗР, самовыкупы) показывает:
1) штрафы за ИМИЗР удерживаются Вайлдберриз далеко не всегда из-за реальных нарушений со стороны продавцов; часто причина штрафов - это совсем не в совершение продавцом самовыкупов, а, например:
- несовершенство системы Вайлдберриз по выявлению самовыкупов – она принимает за самовыкупы то, что на самом деле ими не является; страдают при этом продавцы, у которых из оборотных средств маркетплейс изымает деньги;
- система ВБ приняла за самовыкупы действия конкурентов продавца по выкупу товаров продавцов (да, бывает и такое – имитация самовыкупов конкурентами, чтобы «задавить» продавца штрафами ВБ);
- Вайлдберриз выдает за самовыкупы возвраты товаров продавцам (например, в связи с браком; это стало очень распространено - Вайлдберриз, оправдывая штрафы, указывает в судебных документах, что продавец совершил сделку по выкупу своего товара. На поверку оказывается, что за выкуп продавцом своего товара ВБ выдает операцию по возврату товара продавцу, причем, даже если продавец не ставил при возврате своего товара оценку этому товару).
- и еще во многих других случаях, которые очень разнообразны.
2) система удержания штрафов ВБ работает механически, формально (это означает, что обращения в поддержку с доказательствами не совершения продавцом самовыкупов, как правило, не приводят к снятию (как это называет ВБ – сторнированию) штрафа; соответственно, в досудебном порядке штрафы за ИМИЗР сторнируются крайне редко, но это не означает, что обращения в поддержку о несогласии со штрафами делать не нужно).
3) Практически единственным реально работающим механизмом возврата штрафов за самовыкупы является подача продавцом иска к Вайлдберриз о взыскании необоснованно удержанных штрафов в арбитражный суд.
4) Для возврата удержанного ВБ штрафа через суд продавцу на досудебном этапе важно совершить некоторые действия. Какие? - расскажу об этом ниже.
Действия продавца при получении штрафа ВБ за самовыкуп (если продавцу пришло несколько штрафов за разные периоды, эти действия нужно совершать по каждому штрафу):
1. Непосредственно после получения штрафа написать в поддержку ВБ (например, в тему "Недельные оплаты" – "вопросы по удержаниям") о своем несогласии с ним.
Примерный текст обращения:
Здравствуйте!
При ознакомлении с балансом личного кабинета мною было обнаружено удержание Вайлдберриз штрафа за использование механик искусственного завышения рейтинга (ИМИЗР, самовыкупы) в размере _______________________ рублей.
Данный штраф был удержан Вайлдберриз из подлежащих выплате мне денежных средств, вырученных от продаж товаров.
Настоящим заявляю о своем несогласии с данным штрафом. Я рассматриваю данный штраф как абсолютно незаконный и необоснованный.
Мною никогда не совершались действия по использованию механик искусственного завышения рейтинга. Мною никогда не использовались самовыкупы или другие механизмы искусственного завышения рейтинга для продвижения моих карточек и товаров.
Деятельность по продаже товаров на маркетплейсе Вайлдберриз осуществляется мною в полном соответствии с требованиями оферты. Вайлдберриз не указал, каким именно образом (по каким признакам) было выявлено совершение мною каких-то нарушений, поэтому мне не понятно, на основании чего мне был выставлен данный штраф.
Если бы штраф имел целью изменить мое неправильное поведение как продавца, Вайлдберриз сообщил бы мне, в чем именно состоит нарушение, за которое начислен штраф. В таком случае у меня была бы возможность как-то изменить свою работу на площадке, чтобы не попадать под штрафы в дальнейшем. Поскольку Вайлдберриз не сообщил мне, в чем именно состоит «нарушение», за которое я привлекаюсь к ответственности в виде штрафа, я полагаю, что штраф является безосновательным и направлен на неосновательное обогащение Вайлдберриз за счет мой счет.
Повторяю: штраф является незаконным и необоснованным; самовыкупы мною не использовались; при торговле на маркетплейсе мною полностью соблюдались условия оферты.
Настоящим прошу сторнировать данный штраф, возвратить мне необоснованно удержанные денежные средства.
Также обращаю Ваше внимание на то, что я не подписываю УПД, акты о зачете встречных требований и любые иные документы по вопросам удержания у меня данного штрафа за ИМИЗР, поскольку считаю штраф незаконным и необоснованным.
2. В течение 7 дней с момента появления в личном кабинете еженедельного отчета, в котором отражено удержание штрафа, направить в поддержку (новый диалог "Недельные оплаты" – "вопросы по удержаниям") следующий текст обращения:
Настоящим в порядке п. 5.6 оферты направляю мотивированные замечания на еженедельный отчет № ____________ от ________ за период с _____________ по __________________ в части удержания штрафа в размере ____________ рублей за использование механик искусственного завышения рейтинга (ИМИЗР). Рассматриваю данное удержание штрафа как незаконное и необоснованное, поскольку мною не совершались действия по использованию механик искусственного завышения рейтинга (самовыкупам).
Ранее мною уже направлялось обращение в поддержку о несогласии с удержанием Вайлдберриз данного штрафа. На это обращение мною был получен шаблонный ответ – «отписка».
Вайлдберриз не указал, каким именно образом (по каким признакам) было выявлено совершение мною таких действий, поэтому мне не понятно, на основании чего мне был выставлен данный штраф.
Повторяю: данный штраф считаю абсолютно незаконным и необоснованным, прошу его сторнировать, возвратить мне удержанные денежные средства и внести соответствующие изменения в указанный отчет.
Отправка таких обращений по каждому полученному штрафу за ИМИЗР является важным условием для того, чтобы сохранить шансы на возврат штрафа через суд.
Как известно, если не направить возражения против еженедельного отчета Вайлдберриз в течение 7 дней с момента его появления в личном кабинете продавца, такой отчет считается принятым продавцом. Это означает, что принимается и та часть отчета, в котором отражено удержание штрафа.
То есть, не направляя обращение в поддержку Вайлдберриз о несогласии со штрафом, продавец тем самым соглашается с этим штрафом!
Лучше направлять такие обращения в любом случае – собираетесь Вы подавать в суд или нет. Даже если сейчас у Вас есть сомнения в том, стоит ли подавать в суд, лучше все равно направить такие возражения. Ведь если Вы их не направите, «передумать» потом уже не получится. В то же время, отправка возражений не обязывает Вас подавать в суд, а лишь дает Вам такую возможность. Пользоваться ей или нет, Вы можете решить в течение 3 лет исковой давности.
Если всё-таки продавец решает подать в суд, то после этих двух обращений, необходимо направить в Вайлдберриз претензию. Делается это также через поддержку. Претензия направляется в новом диалоге по теме "Претензия: удержания за использования механик искусственного завышения рейтинга".
Поскольку именно такой порядок направления претензии предусмотрен офертой Вайлдберриз, арбитражный суд без проблем принимает как доказательство соблюдение претензионного порядка скриншот диалога об отправке претензии. То есть, в отправке претензии на бумаге по почте нет необходимости.
Иск о возврате необоснованного штрафа за ИМИЗР можно подавать либо по истечении 30 дней после направления претензии, либо после получения отрицательного ответа Вайлдберриз на претензию.
Какой первичный комплект документов необходим для подготовки иска в суд?
Сразу отмечу, что все скриншоты, о которых пойдет речь ниже, необходимо делать как скриншоты всего экрана (так, чтобы были видны адресная строка браузера, текущие дата и время).
Скриншоты должны быть хорошего качества и читаемые. Делать их нужно с компьютера или ноутбука (не с телефона).
Итак, для запуска суда по каждому выставленному штрафу за самовыкупы необходимы:
1. Скриншот еженедельного отчета из личного кабинета;
2. Детализация к еженедельному отчету в экселе;
3. Скриншот детализации удержания (появляется, если нажать на сумму удержания в разделе Аналитика – Финансовые отчеты);
4. Скриншоты всех диалогов, в которых направлялись возражения против штрафа и/или замечания к отчету со штрафом;
5. Отчет по удержаниям - самовыкупам из раздела Аналитика - отчеты - отчеты по удержаниям.
Как сейчас проходят суды продавцов против Вайлдберриз по штрафам за ИМИЗР (самовыкупы)?
Если в 2023 году при отсутствии заметного сопротивления маркетплейса продавцы выигрывали почти все дела против Вайлдберриз по штрафам за использование механик искусственного завышения рейтинга, то в 2024 году ситуация заметно поменялась.
Сейчас выиграть дело по штрафу за ИМИЗР стало заметно сложнее.
Ключевых моментов при рассмотрении дел по штрафам за самовыкупы два:
1. соблюсти все формальности на досудебном этапе (направить все обращения в сроки и т.п.), грамотно подготовить иск в Арбитражный суд Московской области о взыскании теперь уже с ООО "РВБ" как с правопреемника ООО "Вайлдберриз" необоснованного штрафа за ИМИЗР.
2. когда Вайлдберриз представит отзыв, доказывая обоснованность / создавая видимость обоснованности штрафа, подготовить подробное обоснование того, почему доводы ВБ не подтверждают совершение самовыкупов продавцом.
Я и наша команда юристов ведем большое количество дел против Вайлдберриз по возврату необоснованно удержанных штрафов за самовыкупы и наработали большой опыт по этой теме.
Примеры нескольких свежих решений Арбитражного суда Московской области по штрафам за самовыкупы, принятых в пользу наших клиентов:
решение 1, решение 2, решение 3, решение 4
Хотите, чтобы мы помогли Вам вернуть необоснованный штраф ВБ за ИМИЗР? Напишите мне в Whatsapp или напишите мне в Телеграм или звоните +7 926 589 86 80. Будем рады Вам помочь!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы быть в курсе последних новостей по спорам продавцов с Вайлдберриз и не только!
Читайте также: