Всем привет! С вами Музей Транспорта Москвы и я, его директор Оксана Бондаренко.
Есть в нашем метрополитене особая когорта поездов — именных. Оформленные необычным образом, они призваны просвещать, приглашать в разные интересные места, напоминать о подвигах и особых датах. Сегодня я немного расскажу об этой интереснейшей теме — именных поездах метро.
Любопытно, что точную дату появления первого именного состава в столичном метрополитене не знает никто. Зато известно, что этот поезд состоял из вагонов самой первой серии «А» и был наречен «Женским поездом имени 8 марта». Хотя точная дата его появления и неизвестна, скорее всего это произошло на исходе 1950-х, начале 1960-х годов. Также останется тайной и дата его отмены — но понятно, что не позднее середины 1970-х годов, когда ушли на покой последние вагоны серии «А». Зато нам известен маршрут «8 марта» — Кировский радиус (сейчас это Сокольническая линия).
А вот дата появления второго именного состава уже задокументирована: его первый выезд приурочили согласно названию — «50 лет газеты «Правда». «Газетный» состав пошел в эксплуатацию через три дня после юбилея «Правды», 25 апреля 1962 года, и работал на Арбатско-Покровской линии.
Перечислять дальнейшие именные поезда советской эпохи я не стану. Они были довольно однообразны и в основном посвящались пионерии того или иного района, доблестно собравшей металлолом на свой именной состав. Поэтому поезда назвались «Пионер Кунцева», «Дзержинец», «Молодогвардеец» и тому подобное.
Нужно отметить, что за исключением скромных надписей на бортах и иногда памятных табличек в салоне, практически ничем эти составы не отличались от обычных.
Расцвет именных поездов современной концепции случился в середине нулевых, и на сегодняшний момент пассажиры столичного метрополитена видели уже около полусотни самых разнообразных именных составов. Остановлюсь на самых знаковых и еще находящихся в эксплуатации.
К примеру, «Красная стрела» — тезка знаменитого экспресса «Петербург-Москва». Она была создана в 2006 году по заказу ОАО «РЖД» к 75-летию её железнодорожного прообраза, с участием самого производителя вагонов — АО «Метровагонмаш».
Поэтому у подземной «Стрелы» не только внешняя окраска повторяет ливрею оригинала: красный цвет бортов, желтый кант, серебристая крыша. Фирменная тема продолжается и в салонах метровагонов, где обшивку сидений выполнили в уникальном красном оттенке, а поручни сделали желтыми.
На сегодняшний день именно «Красная стрела» считается старейшим именным поездом метро, продолжающим возить пассажиров. Правда, этот рекорд не абсолютный. 18 лет работы «Красной стрелы» пока никак не сравнить с 35-летней карьерой «Народного ополченца», состав которого ушел на покой только в феврале прошлого года, а начинал свою жизнь еще при СССР в 1988 году.
Следующий интересный пример нестандартного именного состава — выполненная на основе «Русича» разноцветная «Акварель». Перед нами передвижная галерея изящных искусств, у которой ради лучшего обзора экспозиции демонтированы сидения по одной стороне вагонов и добавлена дополнительная подсветка.
Концепцию «Акварели», как состава который не только возит пассажиров, но и служит своеобразным мобильным музеем, придумал Сергей Андрияка, художник-акварелист. Его работы и картины его учеников стали первыми экспонатами поезда-галереи. Собственно, от техники рисования Андрияки и пошло название поезда.
Интересно, что изначально было не совсем понятно, в каком графике ставить «Акварель» на линию. Боялись, что толпы в часы пик могут повредить закрепленные на стенах поезда репродукции. Тем более, что Арбатско-Покровская линия, на которую 1 июня 2007 года выпустили «Акварель», имеет в своем составе одну из самых популярных станций Московского метро — конечную «Щелковскую».
Поэтому изначально «Акварель» предполагалось выпускать на линию только во внепиковые часы и по укороченному маршруту. Но в итоге поезд-галерея стал ходить по всему протяжению ветки наравне с обычными составами. И с той поры сменил почти два десятка экспозиций, продолжая остаться визитной карточкой Арбатско-Покровской линии.
Самый главный именной состав бегает по самой первой линии столичного метрополитена — Сокольнической. Он, кстати, так и называется ретропоезд «Сокольники», в честь станции метро, которая первой приняла пассажиров в 1935 году.
Ретропоезд «Сокольники» построили в 2010 году к 75-летию столичного метрополитена на базе обычного «номерного» состава. При этом оформив под самые первые поезда московского метро 1930-х годов — цветовой гаммой, фарами в хромированных корпусах, пухлыми диванами с пружинами, светильниками-бра и отделкой салонов под линкруст и дерево «Сокольники» напоминают первые вагоны серии «А».
Интересная деталь — специально для исторического антуража поездки вагоны «Сокольников» не стали оснащать точками доступа Wi-Fi.
Нам по пути!
Сайт Музея Транспорта Москвы