«Он постоянного кого-то в чем-то подозревает и скандалит!», «Она такая замкнутая, никого к себе не подпускает, никому не доверяет»… Параноидное (параноидальное) расстройство личности — довольно распространенное нарушение, по статистике им страдает до 2,5% населения. Это весьма тяжелое для коррекции расстройство личности, которое серьезно нарушает социализацию человека, не позволяет ему формировать близкие доверительные отношения, вынуждает вести замкнутый и одинокий образ жизни. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров объясняет, чем параноидное расстройство личности отличается от паранойи, по каким симптомам его можно распознать, почему оно появляется — и как его лечить.
Что такое параноидное расстройство личности, и чем оно отличается от паранойи?
Для начала избежим путаницы. Параноидное расстройство личности (ППЛ) не стоит путать с еще одним схожим нарушением — паранойей.
Паранойя — это редкий вид психоза с бредовыми идеями, которые связаны с подозрительностью к окружающим людям, и тяжелыми нарушениями восприятия, которые подтверждают эти самые идеи. При этом психоз может быть как хроническим, так и острым временным состоянием. Часто проявляется как сопутствующая патология при других нарушениях: алкоголизм и наркомания, шизофрения, старческая деменция и т. д.
А параноидное расстройство личности — это устойчивое психическое расстройство, которое проявляется долгие годы и влияет на личность человека в целом, делает его более подозрительным, недоверчивым и мнительным, чем окружающие. При этом у человека НЕТ бредовых идей — устойчивой веры в ярко иррациональные убеждения, которые полностью не соответствуют реальности.
Главные симптомы параноидного расстройства личности
Первейшая проблема человека с ППЛ — это глубинное и часто неосознаваемое ощущение собственной слабости, неспособности защитить свои личные границы и противостоять негативному воздействию окружающих.
Я слабый, какой-то неправильный, беззащитный. Поэтому все вокруг могут мне навредить. Поэтому нужно быть крайне настороженным и подозрительным. Я должен во что бы то ни стало защитить себя!
Именно это скрытое недоверие к себе порождает другие нездоровые убеждения и модели эмоционально-поведенческого реагирования.
Повышенная подозрительность. Это гиперболизированное недоверие к окружающим людям. Человеку с ППЛ видит в окружающих потенциальную опасность, ожидает от них злого умысла и жажды удовлетворить корыстные интересы за его счет. Отсюда — крайняя недоверчивость, подозрительность. Пациент с ППЛ также может проецировать на других людей собственные неприемлемые побуждения и мысли.
От людей можно ожидать чего угодно! Они всегда имеют свои скрытые мотивы, хотят меня использовать или причинить мне зло. Поэтому нужно всегда быть начеку!
Ну я ведь могу представить, как я кого-то обманываю и использую, причиняю кому-то вред. Значит, и другие на такое способны, и могут перейти от мыслей к действиям, причинить мне зло.
Искаженность восприятия. На фоне повышенной подозрительности человек с ППЛ часто неверно интерпретирует нейтральные и даже дружеские сигналы от других людей. То есть, в обычных невербальных сигналах, словах или действиях он может усмотреть что-то враждебное для себя, потому что он изначально сфокусирован на поиске подобных опасностей. При этом человек убежден, что только он умеет понимать скрытые умыслы и мотивы людей.
Она на меня так косо посмотрела, наверняка что-то недоброе думает!
Коллеги замолчали, когда я подошел. Я так и знал, что они обсуждают меня, сплетничают, гадости говорят!
Она говорит, что просто хочет мне помочь, порадовать меня. Но мне что-то смутно в это вериться… Какая-то она слишком уж хорошая. Наверняка ей просто что-то от меня нужно, или она хочет сделать меня обязанной ей.
Позиция жертвы. На фоне подозрительности и неверной трактовки сигналов человек с ППЛ обычно склонен переносить вину и ответственность за все свои беды на обстоятельства или окружающих людей. В результате реализуется модель «виноваты все, кроме меня»: в общении с таким человеком часто можно услышать обвинения в адрес других людей.
Это все моя бывшая, она меня с ума сводила, всю душу вытрепала, и порчу наслала! Поэтому мне так не везет в любви…
Меня уволили. И я думаю, что это происки моих коллег: наверняка они сговорились и нашептали что-то обо мне начальнику…
Защитные стратегии. Чтобы не подвергать себя угрозам и минимизировать риски, человек с ППЛ может выбрать одну из двух защитных стратегий (типов расстройства). При сенситивном типе ППЛ человек ведет себя очень замкнуто, мало о себе говорит, пытается «слиться с толпой», может быть очень ранимым и обидчивым, но долго не подавать виду. А при экспансивном типе ППЛ человек выбирает стратегию «бей первым»: ведет себя демонстративно, вызывающе агрессивно, легко выходит из себя и часто вступает в конфликты с окружающими, может доводить дело до жалоб и судебных разбирательств.
Сенситивный тип — «Лучше не высовываться, вести себя скромно и неприметно. Тише едешь, дальше будешь. Все может быть использовано против меня, поэтому стоит поменьше о себе рассказывать»
Экспансивный тип — «Мне нужно сразу показывать себя как серьезного, уверенного и достаточно злого человека, который никому спуску не даст! Пусть видят, что я готов к агрессии и конфликтам, и всегда постою за себя, буду идти до конца! Тогда ко мне будут меньше лезть, и я буду в большей безопасности»
Страх и избегание близости. Неуверенность в себе и излишняя подозрительность порождают страх близости на фоне риска потерять личную свободу, пережить предательство. Это не позволяют человеку с ППЛ строить полноценные дружеские или романтические отношения: он не может довериться, открыться, расслабиться. Вместо этого он часто занимает доминирующую позицию, стремится подавить или даже запугать другого человека, чтобы заранее обезопасить себя. А при малейшем ощущении угрозы человек с ППЛ может разорвать отношения или перейти в агрессивное нападение.
Сразу скажу, я человек достаточно закрытый и колючий, со мной нелегко. Мое доверие и уважение еще нужно заслужить…
Имей в виду, лучше в меня не влюбляться. Я вообще за свободные отношения, не потерплю никакого контроля с твоей стороны. А еще сразу учитывай, что я не потерплю никакого флирта на стороне, измен и т. д.
Я знаю, что она мне изменяет, поэтому я ее бросил. \ Я знаю, что ты мне изменяешь! Как ты могла?! А я всегда подозревал, что так будет!
«Подтверждающее» одиночество. На фоне всех этих проблем человек с ППЛ попадает в замкнутый круг, или даже скорее воронку. Из-за неуверенности и недоверия он ведет себя замкнуто, чрезмерно агрессивно реагирует на безобидные слова и действия, часто обвиняет окружающих, не может перед ними раскрыться и выразить свои истинные потребности, попросить внимания, поддержки или помощи. В результате люди от него отдаляются, не выдерживают такого поведения и завершают отношения. Да и сам пациент с ППЛ не чувствует того самого искреннего принятия и настоящей близости, которая ему на самом деле нужна, — и отношения ощущаются пустыми, «фальшивыми». В итоге он часто страдает от болезненного чувства одиночества, непонятости. А поведение и уход окружающих людей лишь подтверждает его нездоровые убеждения и усугубляет проблему.
Мы вроде встречаемся\дружим, но я не чувствую в этих отношениях того самого… Меня как будто на самом деле в них нет. И мне не дают того, что мне нужно.
Ну вот, она от меня ушла! А я так и знал, что никому нельзя доверять, ни с кем нельзя сближаться!
Причины параноидного расстройства личности
По данным разных исследований, генетическая наследуемость параноидного расстройства личности доходит до 50%.
Но большую роль в развитии этого нарушения играют именно психосоциальные факторы. Даже если у человека есть генетическая предрасположенность, эти генетические варианты вовсе не обязательно «пробудятся» — многое зависит от внешних стресс-факторов.
И ключевой фактор риска — это методы воспитания ребенка. Ведь базовое восприятие мира и окружающих людей как враждебной или безопасной среды формируется у детей благодаря взаимодействию с самыми близкими и значимыми людьми — родителями. Именно от них ребенок получает (или не получает) безусловную любовь, поддержку и принятие, именно они отвечают за удовлетворение его базовых потребностей (в том числе психоэмоциональных). Так, причиной параноидного расстройства могут стать:
- грубое нарушение личных границ в детстве (жестокое обращение со стороны родственников с психологическим и физическим насилием, школьный буллинг и т. д.);
- гиперконтроль и подавление автономии ребенка, наказание за защиту личных границ (например, крики и избиение за попытку отстоять свои потребности и интересы);
- перенос ответственности на ребенка за проблемы взрослых (когда родители обвиняют ребенка в своем эмоциональном состоянии, бытовых ошибках, неудачах в личной жизни, карьерных неурядицах и т. д.)
- внушение ребенку негативных убеждений от родителей (например, рассказы о том, что мир крайне небезопасен, а люди враждебны, и никому нельзя доверять).
Но параноидное расстройство также может развиваться и во взрослом возрасте, на фоне психотравмирующего опыта. Например:
- длительная социальная изоляция;
- болезненный разрыв, увольнение с работы, потеря близкого человека;
- пережитое предательство в близких отношениях.
Диагностика и лечение параноидного расстройства личности
Пациенты с ППЛ очень редко сами обращаются за помощью. Обычно это происходит, когда человек уже сам заметил характерные и повторяющиеся сложности в общении, ощутил нехватку полноценной близости в отношениях и неимение навыков для этого.
Но чаще к врачу обращаются близкие люди и родственники пациента с ППЛ. И в этой ситуации диагностика и терапия затрудняется из-за недостатка мотивации у пациента и его неспособности доверять врачу.
Как проходит диагностика ППЛ?
- Сбор анамнеза. Врач-психиатр беседует с пациентом, задает ему вопросы, изучает жалобы (самого пациента или его близких), а также историю болезни (в т. ч. семейную) и образ жизни.
- Психодиагностика. При помощи углубленной беседы и тестирования по специальным опросникам и шкалам врач определяет весь спектр симптомов и оценивает степень их тяжести.
- Дифференциальная диагностика. Для постановки диагноза врач должен отделить параноидное расстройство личности от нарушений со схожими симптомами: например, других расстройств личности и прочих ментальных заболеваний, от последствий употребления ПАВ, от соматических нарушений (например, структурные повреждения, инфекции и заболевания мозга и нервной системы). Для этого врач может назначить пациенту дополнительные анализы и обследования.
Методы лечения параноидного расстройства
Основа лечения параноидального расстройства — это психотерапия. При помощи различных методов (например, когнитивно-поведенческой, психодинамической, групповой психотерапии) врач помогает пациенту проработать негативные убеждения, развить доверие, улучшить социальные навыки, научиться формировать эмоционально близкие отношения с людьми.
А вы сталкивались с параноидальным расстройством личности? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Другие статьи по теме:
Пограничное расстройство личности: 7 главных симптомов, причины и методы лечения
Антисоциальное расстройство личности: главные признаки психопатии. Причины и методы лечения
Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого параноидальное или другие психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:
- Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
- Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
- Медикаментозная терапия;
- Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях;
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!