Власти Израиля призвали жителей южных районов Бейрута покинуть свои дома, так как некоторые жилые здания находятся вблизи объектов, связанных с «Хезболлой». В русскоязычных чатах назревает паника: стоимость аренды жилья в безопасных регионах взлетела, авиабилетов на ближайшие даты не осталось.
В Ливане живут тысячи россиян, украинцев, белорусов, граждан Узбекистана и Кыргызстана. В основном это женщины, которые вышли замуж за ливанцев.
Ольга с семьей неделю назад перебралась из Бейрута в Сайду. Выехать из страны пока нет возможности. Ждет эвакуационные рейсы в Москву, где ее встретят родители.
— В Сайде относительно спокойно. Но если сюда начнут прилетать снаряды, то прятаться негде, — говорит Ольга. — В Ливане будет вторая Газа. Бомбоубежищ нет, о таком здесь даже не слыхивали. Сирены воздушной тревоги не включают. Сидим, на Бога надеемся, чтобы на голову ничего не упало.
Улететь из Ливана у многих россиян нет возможности.
— Авиабилеты раскуплены на ближайшие недели, — объясняет собеседница. — Можно попробовать уплыть на пароме, но там тоже проблемы с местами. Или придется переплачивать втридорога. В чатах пишут, что стоимость такой поездки доходит до 800–1000 долларов на человека. Курсируют паромы до турецкого Мерсина и до Кипра — это вариант для тех, у кого есть шенген.
В четверг Ил-76 МЧС России вылетел из Бейрута в Москву с членами семей дипломатических работников на борту. Всего отправлено 60 человек.
Остающиеся люди готовят списки на эвакуацию.
— Думаю, порядка 1000 человек будет в списках, — считает Ольга. — Только из набатийского района Ливана записались 150 человек. Полно желающих эвакуироваться из Бейрута. Народ разделился на тех, кто планирует уехать в первую и вторую волну. Одним надо срочно улететь, у них остались родственники в России и есть куда приткнуться на первое время. Другие пока раздумывают, боятся остаться без жилья и денег в другой стране.
По словам собеседницы, Бейрут переполнен беженцами с юга Ливана. Для людей разбили пункты временного размещения.
— Нас приютили друзья, пока мы не нашли квартиру. Беженцев, которым некуда идти, размещают в школах, предоставляют питание. Нам предлагали одеяла, матрасы, — продолжает Ольга. — На мой взгляд, в Бейруте находиться опасно, лучше прятаться в горах. Хотя в столице предприятия работают, кафе, салоны красоты открыты. Закрыты только детсады и школы. Оставаться в Ливане страшно. Судя по развивающимся событиям, война грядет серьезная.
Россиянка Светлана живет недалеко от Бейрута. Она тоже надеется на эвакуацию.
— У меня ребенок, поэтому хочу уехать в Москву, где есть квартира от родителей, — говорит женщина. — Но боюсь, что не найду там работу. К тому же муж не знает русского языка. В Ливане он чинит машины, а в Москве кто его с улицы возьмет, там, наверное, связи нужны. Знаю, что многие врачи хотели бы уехать отсюда в Россию. Но у них тоже возникнут проблемы с трудоустройством. Придется подтверждать диплом, на это уйдут годы. Думали податься в Европу, но там сейчас строго с беженцами. К тому же в Ливане официально не объявлена война, поэтому статус беженца мы нигде не получим.
Обеспокоены и граждане СНГ, проживающие в Ливане.
— Нам сказали — обращайтесь в российское посольство, они помогут, — говорит гражданка Узбекистана Динора. — Прошел слух, что Россия рано или поздно всех вывезет. Не знаю, насколько информация достоверна. Да и к тому же у наших мужей нет визы, у некоторых просрочены паспорта.
Те, кто решил остаться в Ливане, жалуются на другие проблемы.
— Стали дорожать продукты, выросли цены на аренду жилья. Одна девушка рассказывала, что выехала из Бейрута в город Джуния. Заранее договорилась снять пустую комнату за 500 долларов. А на месте ей озвучили сумму 800 долларов. У нее не было другого выхода, она осталась, — добавляет еще одна собеседница. — Все бюджетное жилье давно занято сирийцами, они не собираются уезжать. Во всех городах Ливана, где обстановка спокойная, жилье разобрали. Остались только халупы по бешеным ценам.
В последние дни россияне, проживающие в Ливане, интересуются, как выбраться из страны на автобусе.
«Ходят ли автобусы до Иордании или Сирии?» — самый частый вопрос, который задают в чате. И ответы: «Дорога из Сирии небезопасна, там беспредел», «Очереди на выезд огромные, люди застревают на несколько дней», «Знакомые отговорили, на границе черт-те что творится».
Россияне, проживающие в Сирии, успокаивают: «Где беспредел? Тут спокойно. Тихо. Два аэропорта работают. И цены на квартиры уж точно не как в Ливане».
АВТОР: Ирина Боброва