Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ
Французские крестоносцы и паломники, добравшиеся до Атталии (нынешний турецкий город Анталья) в начале февраля 1148 года, наивно полагали, что прежние беды их, трудности и страдания окончились. Однако местный правитель – этнический итальянец Ландольф (Ландольфио), помня строжайший наказ и предостережение Мануила I Комнина, пришлых пилигримов в город не пустил, но обещал исправно снабжать их провизией, палатками, шатрами и прочими предметами первой необходимости.
Пришлось французским странникам обустраивать временный лагерь прямо у стен города, в котором они рассчитывали отсидеться до прибытия кораблей. Византийского флота так же наблюдалось поблизости, что было неудивительно, поскольку конец зимнего сезона всегда в этих местах «славился» своими шквалистыми ветрами. Людовик VII начал переговоры с генуэзцами. Он более не надеялся на какую-либо помощь коварного базилевса, которого к тому моменту практически все французы окончательно записали в «чёрный список» первостатейных предателей и «кидал».
Пока «пилигримы-лягушатники» ожидали прибытия итальянской эскадры, на них совершили масштабное внезапное нападение сельджуки. Французским паломникам удалось отбиться, но и на этот раз потери оказались весьма чувствительными. Практически ежедневно лили холодные и затяжные дожди, сопровождавшиеся порывистыми ветрами и ночными заморозками.
Продовольствие воинство Людовика VII получало от наместника Атталии с задержками, перебоями и в недостаточном количестве. Продукты и зерно были далеко не самого лучшего качества. Избыточная влага вызывала быстрое заплесневение хлеба, муки и сухарей. И вновь во всех бедах своих французы во всеуслышание винили и предателя-базилевса, проклиная его и продолжая обвинять в том, что он намеренно делает всё возможное, чтобы загубить экспедицию в Утремер.
Наконец, к величайшей радости своей, крестоносцы погрузились на итальянские корабли, что прибыли к гавани Атталии с наступлением весны. Всем места не хватило, поэтому король помимо отрядов пехоты оставил в лагере раненых, немощных, больных, ослабленных и прочих паломников, не имевших в силу различных обстоятельств возможности продолжать дальнейший путь.
Людовик VII договорился с Ландольфом, что тот окажет посильную помощь оставшимся французам в плане лечения, ухода, защиты и пропитания. Король отдал на нужды своих больных подданных последние средства, которые ещё оставались у него – 500 серебряных марок. Отныне монарху предстояло вплоть до самого завершения похода брать деньги в долг у великого магистра Ордена тамплиеров.
Для охраны лагеря французский правитель выделил несколько сотен пеших воинов и пару десятков рыцарей. Комендантами пункта временного пребывания своих оставшихся воинов и паломников-простолюдинов Людовик VII назначил двух опытных в военном деле графов – Тьерри Эльзасского и Аршамбо VII де Бурбона. Увы, но возложенные государем на них обязанности и надежды они не оправдали.
Едва итальянская эскадра скрылась за горизонтом, как на французский лагерь напала многочисленная сельджукская кавалерия. Пилигримам, оказавшимся в явном численном меньшинстве и не имевшим тяжёлой конницы, грозило полное уничтожение. К счастью для европейцев, наместник Атталии, своевременно и правильно сориентировался в ситуации. Он впустил в город французов.
Находится на постоянном осадном положении высокородным графам очень не хотелось. При первой же возможности, когда в гавань Атталии вошла очередная небольшая эскадра генуэзцев, направлявшаяся к берегам Леванта, оба они – Тьерри Эльзасский и Аршамбо VII де Бурбон погрузились на корабли со своими людьми и частью пехоты, направившись следом за своим королём.
Оставшиеся в Атталии французы, фламандцы и германцы спустя месяц продолжили свой путь в Антиохию пешком вдоль южного побережья Малой Азии. Подробности того, как сложилась судьба этих пилигримов, фактически брошенных на произвол судьбы своим государем и его вассалами, находим в летописном своде дамасского историка Ибн аль-Каланиси:
«Правители соседних мусульманских провинций и пограничных областей, расположенных поблизости от пути этих франков, начали готовиться к обороне и призвали жителей к оружию, чтобы те начали священную войну. Они заняли проходы, через которые франки могли проникнуть на земли Ислама, и беспорядочно совершали нападения на их отряды.
Количество убийств и нападений на франков множилось, так что часть из них погибла. Кроме того, из-за недостатка продовольствия и фуража или их высокой цены, если им удавалось их разыскать, они терпели сильную нужду, очень сократившую их численность, так как многие умерли от голода и болезней»[1].
Тем временем, 19 марта Людовик VII и доблестные освободители Эдессы увидели на горизонте гавань Святого Симеона – главный порт Антиохии. Паломников всех мастей и рангов охватило ликование, словно они уже исполнили свою священную миссию. Очень быстро правитель Франции сильно пожалел о том, что выбрал пунктом своей высадки владения Антиохийского княжества.
Местный правитель – Раймунд де Пуатье оказал самый тёплый, радушный и щедрый приём высоким гостям. Он в числе первых явился на берег, чтобы лично приветствовать французскую королевскую чету, а затем всюду сопровождать её. Людовику VII и его ближайшему окружению были отведены лучшие дворцовые покои, часть из которых была построена ещё в античную эпоху.
Первая неделя пребывания в Антиохии для французской делегации ознаменовалась бесконечной чередой торжественных приёмов, застолий, пиршеств и красочных зрелищ. Антиохийская знать и местные рыцари наперебой старались сделать всё возможное, чтобы удивить французскую королевскую чету и всячески разнообразить их пребывание в княжеской столице.
Представители местной знати старались показать и доказать французским высокородным аристократам и их избалованным супругам, что высший свет Антиохии способен почти на равных конкурировать с парижским двором по своим манерам, дорогим нарядам, куртуазности поведения и прочими обязательными элементами высшего этикета.
Не мудрено, что французские графы, виконты и маркизы, оказавшись в роскошном дворце, наслаждаясь прекрасной весенней погодой и гостеприимством хозяина, мгновенно забыли обо всех тяготах, лишениях и невзгодах, которые им пришлось на себе испытать ещё совсем недавно. Многим после смертельно опасного путешествия по равнинам и горам юго-западной части Малой Азии пребывание в Антиохии показалось сродни уникальной возможности посетить райский уголок на земле.
Конечно же, Раймунд де Пуатье не просто так «окучивал» французского монарха, стараясь поразить его широтой размаха своей щедрой натуры. Помимо обычного в таких случаях желания периферийного правителя «пустить золотую пыль в глаза», прихвастнув своим богатством, роскошеством и зажиточно-праздным образом жизни, князь Антиохийский имел вполне конкретные виды и планы на Людовика VII.
С момента падения Эдессы прошло более трёх лет. Всё это время Нур ад-Дин Махмуд Занги не сидел без дела, несмотря на его постоянные войны с соседними мусульманскими правителями и участие в междоусобных разборках с многочисленными родственниками-конкурентами и непокорными вассалами. Атабек Мосула и Алеппо окончательно подчинил своей власти восточную часть Эдесского княжества, в том числе города Эль-Биру и Сарудж.
Эдесский граф – Жослен II де Куртене не имел ни наличных сил, чтобы противостоять агрессии Нур ад-Дин Махмуда Занги, ни достаточных материальных средств, чтобы за деньги привлечь на службу наёмников. Он вообще не обладал даже минимальным набором личностных качеств, необходимых правителю его уровня, оказавшегося в сложной и почти критической военно-политической ситуации.
Все свои усилия и внимание Жослен II, запершись в крепости Турбессель (Тель-Башир) сосредоточил на том, чтобы удержать оставшуюся – западную часть своего графства. Нур ад-Дин Махмуд Занги, скорее всего, отнял бы у графа Эдесского значительную часть оставшихся земель, но атабек на данном этапе счёл, что борьба за обладание Дамаском гораздо важнее, перспективнее и выгоднее, чем «отжатие» у крестоносцев территорий в верховьях Евфрата.
Окончательное падение графства Эдесского и его последующее исчезновение с политической карты Латинского Востока было лишь вопросом времени. Это отлично понимал Раймунд де Пуатье, а ещё он не сомневался в том, что после завоевания и поглощения эдесских владений Нур ад-Дин Махмуд Занги непременно приступит к планомерному захвату территорий и городов, принадлежащих княжеству Антиохийскому.
Собственно говоря, наместник Мосула и Алеппо уже примеривался к владениям Раймунда де Пуатье, захватив часть приграничных земель на юго-востоке княжества. Вот почему для правителя Антиохии было жизненно важно, чтобы все свои наличные силы, а также всемерную поддержку римской католической церкви Людовик VII употребил на борьбу против Нур ад-Дина Махмуда Занги.
Князь де Пуатье всеми силами и способами стремился аккуратно, но непременно и обязательно «переориентировать» короля Франции. Для Раймунда было жизненно важно, чтобы крестоносцы, прибывшие из Западной Европы, не просто отбили у мусульман Эдессу, а провели целую серию масштабных операций против атабека Мосула. Антиохийский государь мыслил правильными категориями, максимально приближенными к реальности.
Он отдавал себе отчёт в том, что даже если Второй поход увенчается успехом, и крестоносцы отобьют у сарацин Эдессу, то очень скоро всё вернётся на круги своя. Никчёмный и бесталанный Жослен II де Куртене вновь лишится своей столицы, как только французы покинут Утремер. Единственный шанс на избавление графства Эдесского и княжества Антиохийского от грядущей масштабной исламской агрессии заключался в превентивном упреждающем ударе, который следовало нанести в ближайшее время в самое сердце державы Нур ад-Дина Махмуда Занги.
Внезапное нападение на владения могущественного атабека и последующий разгром его лучших сил мог на длительное время устранить мусульманскую угрозу, нависшую над восточными рубежами Эдессы и Антиохии. Вот почему Раймунд так старательно обхаживал государя французского, намереваясь вовлечь его в собственную большую геополитическую игру.
Задача перед князем де Пуатье стояла весьма не простая. После труднейшего перехода французского воинства из Никеи в Атталию воинственный пыл короля заметно поубавился. Совсем недавно Людовик VII и его военачальники буквально рвались в бой, мечтая продемонстрировать свою рыцарскую доблесть, отвагу и воинскую удаль, истребляя направо и налево сарацинские орды. Теперь же французские полководцы и капитаны, ссылаясь на малую численность пехоты, всячески уклонялись от встреч с отважными исламскими воинами.
Вполне вероятно, что Раймунд, в конце концов, добился бы поставленной цели, но в дело важнейшей и первостепенной военно-политической важности вмешались дела амурные – крайне деликатные, скандальные и очень резонансные. Зная, что на короля Франции имеет большое влияние мнение и точка зрения его жены, князь Антиохийский решил «поднажать» на Людовика VII через его супругу Алиенору.
Раймунд де Пуатье посчитал, что королева поможет ему убедить нерешительного, вечно колеблющегося и пессимистично настроенного государя вместо штурма Эдессы предпринять масштабную кампанию против Имад ад-Дина Занги, осадив Алеппо. Расчёт князя Антиохии был верным. В ходе последних сражений атабек Мосула потерял значительно число опытных воинов. Кроме того, Занги окончательно перессорился со всеми своими соседями, а потому рассчитывать на их помощь ему не приходилось.
Ставка на Алиенору Аквитанскую вполне могла сработать, как того и хотел Раймунд. Королева ежедневно воздействовала на своего царственного супруга даром убеждения, умением подобрать нужные слова в нужный момент, твёрдостью и непреклонностью отстаиваемой позиции. Людовик VII уже начал всерьёз задумываться над планами и предложениями князя, когда государь Антиохийский сам всё испортил окончательно и бесповоротно.
Как уже говорилось в предыдущих публикациях данного цикла, Алиенора приходилась племянницей Раймунду де Пуатье. Однако ни столь близкая степень родства, ни разница в возрасте, ни строжайшие нормы придворного этикета и суровые предписания женской монаршей морали, ни жесточайшие греховные кары, которые в подобных случаях сулила догматическая католическая, ни какие-либо иные ограничения не воспрепятствовали возникновению взаимной страсти между королевой и князем.
Сейчас – спустя 876 лет, прошедших после описываемых событий, очень трудно установить истину и доподлинно разобраться в том, какие именно взаимоотношения связывали дядю и племянницу, а также насколько далеко эти самые отношения зашли. Анализируя имеющиеся источники (художественно-литературные произведения не в счёт), можно сделать несколько определенных выводов.
Во-первых, 48-летний Раймунд де Пуатье имел репутацию опытного ловеласа, «ходока» и обольстителя. Он обладал привлекательной внешностью, могучим телосложением и богатырской статью. Антиохийский князь отличался изысканными манерами, красноречием, умением декламировать и сочинять стихи, он знал наизусть тексты рыцарских баллад и средневековой любовной лирики. Раймунд в общении с дамами всегда был подчёркнуто галантен, воспитан, куртуазен и предупредительно вежлив. Одним словом, сеньор де Пуатье был любимчиком дам высшего общества и имел все шансы понравиться французской королеве.
Во-вторых, 26-летняя Алиенора Аквитанская по праву считалась одной из самых красивых, грациозных и привлекательных европейских королев. Она обладала сильным, решительным, независимым и волевым характером. Её также отличала способность отстаивать собственную точку зрения до последней возможности. Алиенора была образована, умна, честолюбива и амбициозна. Она никогда не довольствовалась той незначительной ролью, которую отводили средневековой западноевропейской женщине традиционные представления о семейных ценностях, нормы общественной морали и католическое вероучение.
Алиенора никогда не любила своего мужа, не гордилась им, не восхищалась и не считала его главой семьи, которому следовало безропотно во всём подчиняться и потакать. Неоднократно французская королева с оттенком сожаления, пренебрежения и разочарования повторяла, что Людовик VII – скорее монах, чем истинный и полноценный монарх. Одним словом, Алиенора, однозначно, могла вызвать повышенный интерес своего любвеобильного дядюшки, не обремененного понятиями морали и приличия в делах амурных.
Не подлежит сомнению тот факт, что почти всё время своего пребывания в Антиохии очаровательная, притягательная и практически безупречно красивая королева флиртовала и кокетничала со своим дядюшкой, который был старше её на два десятка лет. Раймунд в силу своего характера и репутации дамского угодника охотно поддерживал подобный фривольный стиль общения.
Алиенора и князь де Пуатье слишком часто и подолгу общались наедине, самым грубейшим образом нарушая все допустимые нормы приличия и строгие правила придворного этикета своей эпохи. Свидетелями этих уединенных свиданий, совсем не походивших на традиционные отношения пожилого (по меркам Средневековья) дядюшки и зрелой племяннице. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что оба они состояли в законном браке.
Известные западные медиевисты, представляющие ведущие европейские исторические школы – Жозеф Франсуа Мишо, Жан Флори, Томас Эсбридж и Стивен Рансимен полагают, что дальше флирта и взаимной симпатии, заметной практически всем окружающим, дело не зашло[2]. Это мнение разделяет и отечественный автор – Александр Владимирович Грановский[3].
Ряд других авторов – не менее авторитетных, а также имеющих высокую заслуженную репутацию среди исследователей и специалистов эпохи Крестовых походов – Бернгард фон Куглер, Фёдор Иванович Успенский, Алексей Михайлович Величко уверены в том, что недопустимые интимные кровосмесительные отношения между Раймундом де Пуатье и Алиенорой Аквитанской всё-таки были[4].
Наконец, третья группа историков-медиевистов – Пьер Виймар, Режин Перну и Жак Эрс не исключая возможности инцеста, всё-таки более склонны полагать, что запретная, порочная и противоестественная связь королевы Франции и правителя Антиохийского княжества – это всего лишь результат многочисленных досужих домыслов, слухов и сплетен[5].
Автор данной публикации более всего склоняется к версии, которую озвучил в своём фундаментальном труде «Крестоносцы. Полная история» современный британский историк Дэн Джонс: «…её [Алиеноры] отношения с дядюшкой быстро стали предметом грязных сплетен. "Предав свою королевскую честь, она нарушила брачные клятвы и была неверна супругу", – писал Гийом Тирский, и к этим его словам с тех пор апеллируют, чтобы доказать, будто Алиенора и Раймунд вступили в кровосмесительную связь.
На самом деле Гийом почти наверняка имел в виду под изменой неповиновение мужу, которое такие твердолобые церковники, как он, считали грехом не менее тяжким, чем супружеская неверность. В любом случае игра Раймунда была проиграна, имя Алиеноры запятнано, а для Людовика скандал в Антиохии оказался началом конца – как брака, так и крестового похода»[6].
Более всех в костёр и без того пламенно бушующей королевской ревности, обиды, злобы, уязвленного самолюбия и попранной монаршей чести, «сухих дров» и «бензина» подбрасывал рыцарь-тамплиер по имени Тьерри Галеран. Едва ли ни каждый день он с почти не скрываемой радостью приносил Людовику VII всё новые и новые доказательства бесспорной вины королевы, изобличенной в прелюбодеянии с родным дядей.
Алиенора Аквитанская смело, решительно и открыто отрицала все нападки наушника-тамплиера, называя добытые им доказательства грязными и нелепыми слухами. В свою очередь, королева неоднократно публично насмехалась над Галераном, веселя придворных дам рассказами о полной мужской сексуальной несостоятельности рыцаря. Именно по этой причине, по убеждению Алиеноры, он и подался в тамплиеры, поскольку одной из главных заповедей храмовников было строжайшее соблюдение обета целомудрия и воздержания.
Вполне логично и естественно, что шквал всевозможных грязных слухов множившихся и роившихся при антиохийском дворе, постоянные плохо завуалированные намёки приближенных на адюльтер королевы, ехидные усмешки и злорадные выражения лиц за спиной – всё это до крайности расшатало до крайности нервную систему Людовика VII, толкнув его на крайние меры.
Французский король, объятый ревностью, яростью обманутого мужа и униженный клеймом «рогоносца», разом прервал всяческое общение с Раймундом де Пуатье. Людовик VII спешно покинул Антиохию, передав через слуг, что направляется в Иерусалим. Дерзкая и раздраженная столь неучтивым поведением мужа Алиенора заявила, что намерена остаться и ещё «погостить у дядюшки».
Окончательно вышедший из себя монарх приказал своим рыцарям силой усадить в королевскую повозку ветреную супругу и стеречь её на протяжении всей дороги в Святой город. Алиеноре пришлось подчиниться грубой силе. Однако подобного отношения к своей царственной персоне мужу она так и не простила. Вместо того чтобы извиниться за своё недостойное и легкомысленное поведение, а в дальнейшем вести себя подобающим замужней королеве образом, Алиенора неоднократно при свидетелях заявляла, что сразу после завершения похода и посещения святых мест она непременно начнёт бракоразводный процесс.
Великолепный и перспективный план князя Антиохийского о создании сильной коалиции против Имад ад-Дина Занги рухнул, словно карточный домик от сильного дуновения ветра. Впрочем, винить в произошедшем Раймунду де Пуатье следовало исключительно собственные беспринципные методы реализации намеченных планов, а также недвусмысленное, греховное и в высшей степени развратное (по меркам эпохи Средневековья) поведение.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 287.
[2] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 126;
- Флори Ж. Алиенора Аквитанская. Непокорная королева / Пер. с франц. И. А. Эгипти. – СПб.: Евразия, 2012. С. 58;
- Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 229.
- Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 222-223.
[3] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 288.
[4] - Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 187;
- Успенский Ф. И. История Крестовых походов. – СПб.: Евразия, 2000. С. 113;
- Величко А. М. Герои крестовых походов, которые изменили мир. – М.: Издательство «Наше завтра», 2022. С. 134.
[5] - Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003. С. 249;
- Перну Р. Крестоносцы / Пер. с франц. А. Карачинского. – СПб.: Евразия, 2001 [электронная версия]. С. 41;
- Эрс Ж. История крестовых походов / Перевод с франц. Некрасова М. Ю. – СПб. – М.: ЕВРАЗИЯ, – ИД Клио, 2015. С. 154.
[6] - Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 257.
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.
Бернгард фон Куглер (1837-1898) – ведущий немецкий историк, профессор, специализировавшийся по изучению эпохи Крестовых походов. Его фундаментальный труд – «История крестовых походов» был впервые опубликован в 1875 году. Однако и сегодня эта книга считается среди историков-медиевистов одной из лучших обобщающих работ о крестовых походах.
Фёдор Иванович Успенский (1845-1928) – известный российский и советский историк, антрополог, археолог, философ, преподаватель, академик АН СССР, специалист по истории Византии и Средневековья, автор фундаментального трёхтомного труда «История Византийской империи», а также «Истории крестовых походов» – первого в России исторического исследования, посвящённого данной тематике.
Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.
Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».
Жак Эрс (1924-2013) – известный французский историк-медиевист, специалист по истории средневековой Италии и Франции, а также по эпохе Крестовых походов. Профессор истории, руководитель кафедры истории Средних веков в Парижском университете. Являлся вице-президентом Общества историков-медиевистов. Автор четырёх десятков книг и монографий, посвященных эпохе Средневековья.
Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.
Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.
Режин Перну (1909-1998) – известный современный французский историк-медиевист, писательница, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе об эпохе Крестовых походов.
Величко Алексей Михайлович (род. 1963) – современный российский историк, византинист, медиевист, исследователь в области церковной истории и канонического права, доктор юридических наук. Автор ряда работ, посвященных истории Византийской империи, биографиям византийских императоров и церковному праву.
Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Второй крестовый поход» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Священный призыв услышан
Часть 2-я. Невероятный успех Бернарда Клервоского: сила слова и могучий дар убеждения
Часть 3-я. Трудности логистики, выбора маршрута и координации совместных действий
Часть 4-я. Конрад III Штауфен и его «Drang nach Osten»
Часть 5-я. Полный провал германской экспедиции
Часть 6-я. Византийский вояж Людовика VII
Часть 7-я. Коварная, враждебная и непреодолимая Малая Азия
Часть 8-я. Большие неприятности французского монарха
Часть 9-я. Фатальная перезагрузка главной цели и основных приоритетов паломничества
Часть 10-я. Game over или сокрушительное фиаско под стенами Дамаска
Часть 11-я. Возвращение домой или судьбоносные последствия проваленной миссии
Часть 12-я. Череда невосполнимых утрат и потерь Утремера
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)