Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ
Бернард Клервоский, чрезвычайно воодушевлённый своим триумфальным и резонансным пасхальным выступлением в Везеле, развил бурную пропагандистскую деятельность. Получив личное благословение папы римского, а также полномочия главного проповедника идеи Второго крестового похода, аббат с полной самоотдачей приступил к выполнению важнейшей и крайне ответственной миссии, возложено на него священным престолом.
Не смотря на свой почтенный для эпохи Высокого Средневековья 55-летний возраст и довольно слабое физическое здоровье, Бернард в первой половине 1146 года предпринял масштабное турне по землям Французского королевства и владениям Священной Римской империи. Аббат Клерво посетил города Бургундии, Нижней и Верхней Лотарингии, Шампани, Фландрии и Рейнской области.
Исправно выполняя обязанности «агитационного рупора Ватикана», Бернард Клервоский попутно «совершил» несколько «чудесных деяний», вознеся свой и без того высокий и непререкаемый авторитет на недоступную другим католическим священникам вершину. В числе «чудесных свершений», которые народная молва и средневековые хронисты приписывали проповеднику, значились самые разнообразные деяния.
В последствие эти «чудеса» чрезвычайно обогатили его биографию всевозможными легендами, преданиями и прочими элементами народного мистического фольклора. Бернарду приписывали несколько десятков и даже сотен случаев невероятных исцелений безнадёжных больных, в том числе слепых, глухонемых, парализованных. Самым трогательным, бесспорно, является эпизод, связанный с чудесным исцелением девочки, у которой с рождения одна рука была усохшей.
Кроме того, нашлись свидетели и очевидцы того, как аббату Клерво было ниспослано Божественное откровение в виде голоса Святой Девы Марии, исходившего от её статуи. Бернард неплохо справился и с ролью экзорциста, изгнав из нескольких одержимых простолюдинов «бесовские начала» и «демонов преисподней». Наконец, ему приписывали самое яркое и незабываемое чудо – воскрешение человека из мёртвых. К сожалению, о каких-либо подробностях и деталях этого небывалого события первоисточники умалчивают.
Джон Джулиус Норвич – известный современный историк-медиевист составил для своих читателей интересное сочетание описания внешнего облика аббата Клерво и его главных личностных качеств: «Будущий святой Бернар Клервоский, которому к тому времени исполнилось пятьдесят пять лет, являл собой самую мощную духовную силу в Европе. Высокий и тощий, с чертами лица, затененными постоянной болью – следствие чрезмерного аскетизма и религиозного самоистязания, – он весь был снедаем ярчайшим духовным пылом, не оставлявшим места для терпимости или умеренности. Постоянно находящийся в движении, проповедующий, убеждающий, обсуждающий, спорящий, пишущий бесчисленные письма, намеренно ввергающийся в пекло любой острой полемики, он видел в новом Крестовом походе предприятие, созвучное его сердцу»[1].
Проповедуя без устали в городах и весях нынешней Франции, Бельгии и Германии, аббат Клерво не забывал и о других уголках Европы. До наших дней дошли его послания, адресованные правителям Англии и Чехии – королю Стефану Блуаскому и князю Владиславу II. В своих письмах, наполненных религиозным рвением, патриотизмом, эмоциональным воодушевлением и одновременно завуалированным укором в адрес безынициативно-равнодушных монархов, Бернард страстно призывал «знатных и отважных мужей державных не отдать на поругание сарацинским псам святыни Земли Обетованной, освобожденной от власти мусульман при помощи отцовских мечей»[2].
Аббат Клерво – этот непревзойденный проповедник своей эпохи, умелый дипломат, тонкий психолог и знаток душ человеческих призывал Стефана и Владислава II воспользоваться уникальной возможностью, которая выпадает не каждому поколению – полностью очиститься от греховной скверны путём активного участия в вооружённом паломничестве на Святую Землю.
В посланиях, обращенных к знатным европейским правителям и аристократам, Бернард Клервоский призывал оставить все прежние разногласия и распри, поставив на первое место неотложное и великое богоугодное дело, присоединившись к священному воинству Христову. Увы, но «знатные и отважные мужи», восхищаясь высоким слогом пламенного послания, а также сочувствуя христианам Утремера, предпочли остаться дома.
Большинство западноевропейских феодалов не прельстила полная всевозможных опасностей, лишений и невзгод экспедиция, затеянная ради освобождения далёкой и неведомой Эдессы. Следует отметить, что в силу крайне слабых географических познаний и представлений даже самые высокообразованные и эрудированные аристократы, священнослужители, а также придворные учёные мужи имели весьма смутные (порой ошибочные и абсолютно неверные) представления о том, где находится город Эдесса.
Несмотря на данное обстоятельство, в конечном итоге титаническая пропагандистская деятельность Бернарда Клервоского, его неустанные перемещения между горными возвышенностями Бургундии и средним течением Рейна, а также между фламандскими городами и Ахеном – резиденцией правителей тогдашней Священной Римской империи, увенчались успехом.
Благодаря трудам аббата Клерво непосредственное участие во Втором крестовом походе приняли десятки тысяч паломников (о конкретных цифрах подробный разговор будет чуть позже). По общему количеству представителей знати, рыцарей, профессиональных воинов, пилигримов и прочих паломников из числа простолюдинов численность участников Второго крестового похода была немногим меньше аналогичных показателей Первого похода.
Однако, как и в прошлый раз – достопамятный 1096 год, помимо официально уполномоченных папой священнослужителей свои мысли, идеи, предложения и воззвания в «массы понесли» десятки так называемых «народных» проповедников. К этим ораторам-самовыдвиженцам присоединились и некоторые церковные деятели, возомнившие себя пророками и народными вождями.
Наибольший ораторский вред нанёс своими антисемитскими и воинствующими проповедями единоверец, соратник и «духовный брат» Бернарда – цистерцианский монах по имени Рауль (Рудольф). Этот религиозный фанатик и ярый приверженец абсолютных догм католицизма в своих речах, очень походивших на выступления одержимых нацистских идеологов третьего рейха, открыто призывал слушателей к истреблению евреев.
Чем же не угодили иудеи оголтелому монаху-националисту? Как и полвека назад, главная вина евреев была непосредственно связана с их ростовщической деятельностью. Римская католическая церковь запрещала христианам давать своим единоверцам что-либо в долг под проценты. Иудеям, как представителям иной религиозной конфессии, ростовщичество не воспрещалось.
Представители еврейского народа, издревле славившиеся умением копить и преумножать капиталы, охотно давали в долг под большие проценты деньги и сельскохозяйственную продукцию. Ростовщики исправно платили местным властям солидные налоги и всевозможные подати, а потому городская администрация и государственные чиновники закрывали глаза на многочисленные случаи завышения предельной процентной ставки.
Разумеется, подобное положение дел вызывало у представителей простого народа в отношении иудейских ростовщиков неприязнь, злобу и даже ненависть. В неурожайные годы крестьянам и городской бедноте за взятое в долг посевное зерно или продукты первой необходимости приходилось выплачивать баснословные проценты.
И вот теперь, по убеждению оратора Рауля, настало время отомстить всем еврейским общинам за зло, которое причинили простолюдинам отдельные представители иудейской диаспоры. Монах-антисемит призывал к убийству вовсе не из-за своих аскетических убеждений, не руководствуясь жалостью к беднякам, пострадавшим и разорившимся из-за жадности еврейских ростовщиков.
Самостийный цистерцианский проповедник придерживался человеконенавистнической концепции, замешанной на религиозной и национальной нетерпимости. Рауль искренне считал, что прежде чем отправиться на защиту христиан Латинского Востока, следует перебить всех врагов-иноверцев (прежде всего, евреев) у себя на родине.
Известный современный британский историк Дэн Джонс проводит печальную аналогию между трагическими событиями 1096 года, позже получившими название «Германского крестового похода», и крайне агрессивными антисемитскими настроениями, охватившими рейнские города весной-летом 1146 года: «В месяцы, предшествовавшие Первому крестовому походу, самочинная проповедь среди простого народа и воинствующий фанатизм слились воедино, сумев растравить толпу черни, которая пошла крушить всех иноверцев, что попадали ей под руку. Жесточайшее насилие обрушилось тогда на Рейнские земли, и теперь, полвека спустя, все повторилось»[3].
Эфраим бен Иаков – известный раввин, писатель, автор нескольких хроник, повествующих о еврейских погромах, прокатившихся по городам Европы во второй половине ХII века, в 13-летнем возрасте стал очевидцем тех вопиющих зверств, что творили в германских городах последователи и ярые сторонники Рауля.
Юный Эфраим на всю оставшуюся жизнь запомнил главный призыв разжигателя межрелигиозной кровавой розни, обращенный к толпе, охваченной всеобщим гневом и нарастающей яростью: «Сначала отомсти за Спасителя, распятого иудеями, врагам, что находятся пред тобою, а затем отправляйся воевать с магометанами!»[4]
Зёрна антисемитизма, столь одержимо разбрасываемые Раулем и его последователями, упали на благодатную почву. В Майнце, Кельне, Шпайере, Вормсе, Страсбурге и в нескольких других городах Рейнской области произошли еврейские погромы. Обезумевшие толпы вооруженных молодчиков вламывались в дома евреев, учиняя резню и разнузданную расправу.
В недавнем прошлом добропорядочные, мирные и законопослушные горожане крушили и грабили торговые лавки, принадлежащие иудеям, оскверняли и поджигали постройки, которые использовались вместо синагог. Как и в преддверии Первого крестового похода, подавляющее большинство жертв погромов и расправ не имели к ростовщичеству никакого отношения.
Озверелые бюргеры, превратившиеся в неуправляемых оголтелых расистов и садистов, убивали, калечили и избивали всех евреев, которые встречались им на пути вне зависимости от пола и возраста[5]. Потенциальные паломники к святыням иерусалимским и будущие защитники Латинского Востока отрабатывали навыки убийц и истязателей живодёров на беззащитных иудеях.
Несчастным жертвам погромов проламывали черепа, отрезали пальцы и уши, их калечили, топили и выбрасывали из окон[6]. Особо рьяные и, видимо, «наиболее благочестивые» рейнские католики по дурному примеру пятидесятилетней давности пытались силой обратить евреев в «истинную латинскую веру». Эффект получился диаметрально-противоположный, поскольку большинство иудеев предпочитали жестокую смерть или самоубийство насильному переходу в католичество[7].
Рейнским иудеям пришлось в спешном порядке за огромные суммы, выплачиваемые серебром и золотом, приобрести для себя и своих семей разрешение на временное пребывание в укреплённых замках и крепостях, принадлежавших местным епископам и градоначальникам. Разъяренные толпы погромщиков не рискнули ворваться во владения влиятельных бургомистров и прелатов.
Сам Конрад III, не одобрявший крайние проявления антисемитизма, предоставил в собственных наследных землях убежище еврейским общинам (на платной основе, разумеется), в том числе поселив несколько иудейских семей в замке Нюрнберг. Чтобы утихомирить одержимого Рауля, возомнившего себя главным «очистителем германских земель от скверны иудаизма», Генрих I – архиепископ Майнца и по совместительству канцлер Священной Римской империи призвал на помощь Бернарда Клервоского.
Аббат Клерво срочно прервал свой тур по городам Фландрии и поспешил в Майнц. Папскому уполномоченному проповеднику удалось перехватить Рауля, призвав вышедшего из-под контроля цистерцианца к дисциплине и послушанию. За самовольную отлучку из монастыря без разрешения настоятеля, за призывы к нарушению заповеди «Не убий» и призывы к насилию на самочинного оратора-антисемита была наложена строжайшая епитимья.
Преданный публичному порицанию и отстраненный от всяческих публичных выступлений Рауль отправился в свой монастырь отбывать наложенное на него церковное наказание. Более этот персонаж никогда не появлялся на подмостках истории, а имя его никогда не упоминалось в исторических средневековых хрониках. После того, как разжигатель межрелигиозной розни и подстрекатель еврейских погромов покинул Рейнские земли, проявления агрессии в отношении иудеев заметно пошли на спад.
Волны антисемитизма, разбушевавшиеся Германии, едва не захлестнули соседнюю с ней Францию. Уважаемый и авторитетный священнослужитель Пётр Достопочтимый – настоятель аббатства Клюни в одном из посланий к Людовику VII прямо и предельно откровенно сформулировал свои антисемитские предубеждения:
«Какая польза в том, что мы будем разыскивать врагов христианства в отдаленных странах, если богопротивные евреи, которые гораздо хуже сарацин, могут безнаказанно хулить Христа и наши церковные таинства!? Сарацин, достойный проклятья, и тот признаёт Иисуса Христа пророком, но иудеи, отрицающие наше Священное писание и хулящие его, достойны гораздо большего и худшего проклятья!»[8]
Правда, справедливости ради нужно отметить, что Пётр Достопочтимый, перечислив множество грехов и преступлений, которыми отмечен «проклятый небесами еврейский народ», призвал своего короля не убивать «жалких иудеев, преисполненных боязни», а подчистую конфисковать всё их имущество, накопленные ими сбережения и ценности.
Весь «еврейский конфискат», согласно концепции аббата Клюни, надлежало продать, а вырученные деньги употребить нужды предстоящего похода. Иными словами, отнятые у евреев деньги и ценности очень бы пригодились для закупки оружия, продовольствия, лошадей, снаряжения и прочих предметов первой необходимости. К счастью для евреев, проживавших во Франции, тамошний монарх оказался правителем дальновидным, практичным и рациональным. Он не пошёл на поводу у Пётра Достопочтимого, ограничившись тем, что обложил еврейские общины дополнительными налогами и податями.
Что же касается дальнейшей идейно-вдохновительной и религиозно-организаторской деятельности Бернарда Клервоского, то ему удалось практически невозможное и невероятное. Он убедил присоединиться к предстоящему походу двух самых могущественных, авторитетных и влиятельных правителей Священной Римской империи – Конрада III Штауфена, а также его главного политического противника и династического конкурента – Вельфа VI, герцога Сполето и маркграфа Тосканы.
Оба они официально приняли крест (дали священный обет совершить паломничество в Святую Землю) в день празднования Рождества уходящего достопамятного 1146 года. В дальнейшем их примеру последовали многие другие германские, австрийские и североитальянские графы, бароны, знатные дворяне и рыцари.
Между историками до сих пор не утихают споры о том, какими же всё-таки посылами, обещания и увещеваниями Бернард Клервоский убедил Конрада III – этого принципиального и во многих вопросах непреклонного монарха отправиться в дальний путь, на длительное время оставив свою державу. Скорее всего, правы те авторы, которые помимо желания личного обогащения, честолюбивого стремления обрести полководческую славу и возможности заслужить полное прощение прежних грехов, главную причину согласия связывают с давней и заветной мечтой Конрада III.
Дело в том, что он хоть и являлся законным и общепризнанным правителем Священной Римской империей, но официально не был коронован и помазан римским папой, как того неукоснительно требовала давняя традиция. Приближенные и придворные, особенно из числа подхалимов и карьеристов, с подобающим пиететом величали своего государя императором.
Однако де-юре Конрад III Штауфен, правивший Германий и Священной Римской империей на протяжении предыдущих восьми лет, до сих пор так и не стал полноценным и полноправным императором, благословленным на царствие понтификом. В случае успешного завершения Второго крестового похода он мог вполне рассчитывать на то, что благодарный Евгений III торжественно и официально коронует-таки его в Риме. И вот тогда Конрад III сделается абсолютно законным императором, признанным и одобренным католической церковью.
Впрочем, какими бы мотивами и целями не руководствовался германский король, делая свой окончательный нравственный, религиозный и военно-политический выбор, его решение разительно изменило общую ситуацию и расклад сил. Предстоящий поход обрёл второго могущественного монарха-предводителя, увлёкшего за собой целую плеяду влиятельных вассалов.
Теперь, когда военная сила Священной Римской империи и лучшие представители немецкого рыцарства присоединились к французскому воинству Христову шансы на успешное выполнение главных задач предстоящего масштабного общеевропейского мероприятия возросли в несколько раз. Самые восторженные, наивные, неопытные и романтически настроенные крестоносцы вообще считали, что тандем Людовик VII – Конрад III способен сокрушить любого могущественного мусульманского ближневосточного правителя.
Итоги «германской миссии», превосходно исполненной аббатом Клерво, подвёл в своём фундаментальном труде «Крестоносцы. Полная История» уже упоминавшийся в сегодняшней публикации британский автор Дэн Джонс: «К весне 1147 года, когда Бернард сворачивал свой проповеднический тур, он успел установить мир в Германии, убедить отправиться на Восток двух самых могущественных монархов Европы, завладеть умами рыцарей и обычных паломников, ищущих спасения.
Он успел совершить без преувеличения сотни чудес, написать столько же писем и заработать такую известность, что порой ему доводилось подвергаться нешуточной физической опасности со стороны толп обожателей, сбегавшихся на него посмотреть. Единственное, чего он не сделал, так это не поехал в Утремер лично. Бернард всегда считал, что его Иерусалим – в Клерво, да и вряд ли аббат, который настойчиво смирял плоть, пережил бы путешествие на Восток»[9].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Норвич Дж. История Византии / Пер. с англ. Н. М. Заболоцкого. – М.: АСТ Москва, 2010 [электронная версия]. С. 367.
[2] - The Letters of St. Bernard of Clairvaux; Newly Translated by Bruno Scott James. – London: Burns & Oates, 1967. Р. 461.
[3] - Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 223.
[4] - Eidelberg Shlomo. The Jews and the Crusaders: The Hebrew Chronicles of the First and Second Crusades. – Madison and London: University of Wisconsin Press, 1977. Р. 122.
[5] - Грец Г. История евреев с древних веков до настоящего времени: в 12 томах. – Т. VII. От расцвета еврейско-испанской культуры до смерти маймонида. 1027-1205 / Под ред. В. Шерешевского. – Одесса: Типография «Издатель» Я. Х. Шермана, 1906. С. 129-130;
- Дубнов С. М. История евреев в Европе от начала их поселения до конца XVIII века: в 4 томах. – Т. I. Средние века до конца крестовых походов / Предисловие В. Кельнера, послесловие А. Гринбаума. – М.: Мосты культуры, 2003. С. 206;
- Эрс Ж. История крестовых походов / Перевод с франц. Некрасова М. Ю. – СПб. – М.: ЕВРАЗИЯ, – ИД Клио, 2015. С. 132;
- Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 171.
[6] - Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 223-224.
- Eidelberg Shlomo. The Jews and the Crusaders: The Hebrew Chronicles of the First and Second Crusades. – Madison and London: University of Wisconsin Press, 1977. Р. 123-127.
- Барон С. Эпоха крестовых походов. Приложение 2 к частям 1-2 // Германский хасидизм: в 12 частях (6 томах). – Т. 1. – Иерусалим: Открытый университет Израиля, 2012. С. 165-175;
- Чейзен Р. История евреев в Средние века // От Авраама до современности: сборник. – М.: РГГУ, 2002. С. 167-176.
[7] - Грец Г. История евреев с древних веков до настоящего времени: в 12 томах. – Т. VII. От расцвета еврейско-испанской культуры до смерти маймонида. 1027-1205 / Под ред. В. Шерешевского. – Одесса: Типография «Издатель» Я. Х. Шермана, 1906. С. 129;
- Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 224.
[8] - Грец Г. История евреев с древних веков до настоящего времени: в 12 томах. – Т. VII. От расцвета еврейско-испанской культуры до смерти маймонида. 1027-1205 / Под ред. В. Шерешевского. – Одесса: Типография «Издатель» Я. Х. Шермана, 1906. С. 128.
[9] - Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 225.
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Дэниел (Дэн) Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.
Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».
Джон Норвич (настоящее имя – Джон Джулиус Купер) [1929-2018] – один из известнейших современных британских историков-медиевистов, признанный специалист по итальянскому Средневековью и Возрождению, автор многочисленных книг по истории и популярных путеводителей. Джон Норвич при жизни издал 37 исторических книг и монографий, включая бестселлеры, вышедшие на русском языке: «Нормандцы в Сицилии», «Расцвет и закат Сицилийского королевства», «История Византии», «История Венецианской республики», «Срединное море», «История Англии и шекспировские короли» и «История папства». Помимо написания исторических книг Джон Норвич активно работал историческим отделом канала BBC, став автором и ведущим 30 документальных исторических фильмов.
Генрих Грец (1817-1891) – немецкий профессор истории, богослов, раввин, филолог. Признанный специалист в области изучения истории еврейского народа, Древней Иудеи, средневекового Ближнего Востока и Палестины. Главным фундаментальным его трудом является 12-томная «История евреев с древних веков до настоящего времени» (1853-1875).
Семён Маркович (Шимен Меерович) Дубнов (1860-1941) – российский историк, публицист, общественный деятель, один из классиков и создателей научной истории еврейского народа. Главным его монументальным трудом является 10-томная «Всемирная история еврейского народа от древнейших времён до настоящего». Казнён фашистскими оккупантами в Рижском гетто.
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Второй крестовый поход» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Священный призыв услышан
Часть 2-я. Невероятный успех Бернарда Клервоского: сила слова и могучий дар убеждения
Часть 3-я. Трудности логистики, выбора маршрута и координации совместных действий
Часть 4-я. Конрад III Штауфен и его «Drang nach Osten»
Часть 5-я. Полный провал германской экспедиции
Часть 6-я. Византийский вояж Людовика VII
Часть 7-я. Коварная, враждебная и непреодолимая Малая Азия
Часть 8-я. Большие неприятности французского монарха
Часть 9-я. Фатальная перезагрузка главной цели и основных приоритетов паломничества
Часть 10-я. Game over или сокрушительное фиаско под стенами Дамаска
Часть 11-я. Возвращение домой или судьбоносные последствия проваленной миссии
Часть 12-я. Череда невосполнимых утрат и потерь Утремера
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)