Найти в Дзене
Generalissimus

Второй крестовый поход. Часть 9-я. Фатальная перезагрузка главной цели и основных приоритетов паломничества

Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ Во второй декаде апреля 1148 года Людовик VII со своим войском прибыл в Иерусалим. В «Святом городе» французского монарха встречали не менее торжественно и пышно, чем недавно в Антиохии. Известный историк-медиевист ХIХ века – Жозеф Франсуа Мишо в своём фундаментальном историческом труде подробности этого достопамятного события: «Иерусалим встретил Людовика торжественно. Встречать его вышли князья, прелаты и масса народа; в руках несли оливковые ветви и декламировали слова, которыми некогда приветствовали Спасителя: "Благословен грядущий во имя Господне!" Сюда же прибыл и германский император; потерявший всю свою армию, он пришел как простой пилигрим. Оба монарха всплакнули, вспоминая пережитые бедствия, и благословили неисповедимость пути Промысла Божия»[1]. Конрад III Штауфен приплыл к берегам Палестины за две недели до прихода своего французского союзника. Полностью исцелившись от болезни и ран, германский государь решил всё-так

Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ

Во второй декаде апреля 1148 года Людовик VII со своим войском прибыл в Иерусалим. В «Святом городе» французского монарха встречали не менее торжественно и пышно, чем недавно в Антиохии. Известный историк-медиевист ХIХ века – Жозеф Франсуа Мишо в своём фундаментальном историческом труде подробности этого достопамятного события:

«Иерусалим встретил Людовика торжественно. Встречать его вышли князья, прелаты и масса народа; в руках несли оливковые ветви и декламировали слова, которыми некогда приветствовали Спасителя: "Благословен грядущий во имя Господне!" Сюда же прибыл и германский император; потерявший всю свою армию, он пришел как простой пилигрим. Оба монарха всплакнули, вспоминая пережитые бедствия, и благословили неисповедимость пути Промысла Божия»[1].

Конрад III Штауфен приплыл к берегам Палестины за две недели до прихода своего французского союзника. Полностью исцелившись от болезни и ран, германский государь решил всё-таки продолжить свой поход. Не будем забывать, что он дал священный обет посетить Иерусалим и все его главные христианские святые места.

Мануил I Комнин одобрил намерение своего высокого гостя, предоставив ему свои лучшие корабли, а также ссудив значительную сумму денег на дорогу, наём и содержание небольшого войска. Таким образом, Конрад III явился в столицу Иерусалимского королевства не как всеми покинутый паломник-одиночка, а в окружении небольшой свиты и в сопровождении надёжной охраны.

После празднования Пасхи король иерусалимский – Балдуин III по примеру правителя Антиохии устроил для своих почётных и высочайших гостей длительную череду праздничных торжеств, застолий, пиршеств и зрелищных мероприятий. Программа пребывания королей Франции и Германии в «Святом городе» оказалась крайне насыщенной.

Специально для Людовика VII была организована целая серия поездок по окрестностям, дальним и ближним пригородам Иерусалима, чтобы набожный монарх мог лично посетить все самые святые и священные для любого христианина места. Государь Франции так же побывал практически во всех храмах, церквях и монастырях иерусалимских, добросовестно выстаивая и выслушивая многочасовые торжественные литургии, мессы и прочие богослужения.

Конрада III гораздо больше интересовали шумные застолья, а также истинно мужские и рыцарские развлечения – охота, рыцарские турниры, состязания лучников и фехтовальщиков. Германский император с большим вниманием и интересом наблюдал за тренировками и боевой подготовкой иерусалимского воинства. Специально по просьбе Балдуина III рыцари Ордена тамплиеров и госпитальеров продемонстрировали европейским монархам и представителям высшего света свои бойцовские навыки и умения.

Балдуин III Иерусалимский
Балдуин III Иерусалимский

Череда празднеств, увеселительных и торжественных мероприятий затянулась на два месяца. Только 24 июня в Акре[2] состоялось расширенное совещание, главной целью которого было обсуждение дальнейших планов и выработка общей, а главное – единой стратегии для успешной реализации завершающей фазы Второго крестового похода.

На ассамблею прибыли три короля – Балдуин III Иерусалимский, Людовик VII Молодой и Конрад III Штауфен, а также их самые опытные и авторитетные военные советники из числа графов, виконтов, баронов и маркизов. На совещании присутствовали два великих магистра: Эвар де Бар – предводитель тамплиеров, а также Раймонд де Пюи де Прованс – первый великий магистр Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (госпитальеров).

Среди представителей высшей французской знати были уже хорошо известные читателям имена: Роберт I Великий, граф де Дрё; Гийом III Неверский; Тьерри Эльзасский, граф Фландрии; Анри Щедрый, будущий граф Шампани и Труа; Ив II де Нель, граф Суассона. Священную Римскую империю представляли Вельф VI– герцог Сполето и маркграф Тосканы, Фридрих Гогенштауфен – герцог Швабии, Генрих II Бабенберг, герцог Баварии.

Местную знать представляли барон Манассия де Йерж – коннетабль Иерусалимского королевства[3], а также наиболее влиятельные вассалы Балдуина III – владельцы крупнейших королевских ленов (сеньорий) – сеньоры Тивериады, Наблуса, Трансиордании, Кесарии, Бейрута и Галилеи. В качестве личных представителей римского папы ассамблею посетили два легата – кардинал-епископ Порто и кардинал Гвидо Флорентийский.

Не обошли вниманием и высших церковных иерархов. Для участия в обсуждениях были приглашены Фульк Ангулемский – католический патриарх Иерусалима, архиепископы Кесарии (Цезареи) и Назарета, а также епископы Сидона, Вифлеема, Акры и Бейрута. Французских прелатов представляли епископы Лангра и Лизьё, а имперских – епископы Меца и Туля.

На Королевском (Коронном) совете не присутствовали сразу три из четырёх государей Утремера. Граф Эдесский – Жослен II де Куртене безвылазно находился в крепости Турбессель, ставшей его новой столицей и постоянным место пребывания. После потери Эдессы и восточной части своих владений Жослену II приходилось систематически отражать внезапные вторжения и нападения сельджуков, а также устраиваемые ими грабительские рейды и облавы.

Раймонд де Пюи де Прованс – первый великий магистр Ордена Святого Иоанна Иерусалимского
Раймонд де Пюи де Прованс – первый великий магистр Ордена Святого Иоанна Иерусалимского

Поведение графа де Куртене со стороны выглядело крайне нелогичным и пассивным. Зная, что французские крестоносцы прибыли в Утремер, чтобы, прежде всего, освободить Эдессу, он не предпринял никаких активных действий. Пока Людовик VII находился в Антиохии, по совершенно необъяснимой причине Жослен II ни разу не попытался лично встретиться с королём Франции.

Эдесский правитель не писал писем могущественному заморскому монарху, не присылал к нему гонцов, своих полномочных представителей и официальных послов. Граф де Куртене вообще ровным счётом ничего не предпринял для того, чтобы Людовик VII задействовал свои войска для скорейшего освобождения Эдессы. Быть может, Жослен II в силу своей наивности, государственной инфантильности и подавленного состояния духа полагал, что и без его участия, старания, посредничества и помощи крестоносцы Франции в состоянии отвоевать Эдессу.

Одним словом, избрав пассивно-депрессивную позицию стороннего и абсолютно безучастного наблюдателя, Жослен II де Куртене лишил себя единственного и вполне реального шанса – возвратить собственную бывшую столицу, а также отбить у мусульман значительную часть своих владений, безвозвратно утерянных в предыдущие годы.

Не прибыл в Акру и Раймунд де Пуатье. После недавнего скандала – резонансного и громогласного, вызванного недопустимо близкими взаимоотношениями князя Антиохийского и французской королевы, Людовик VII не желал даже случайно видеть своего обидчика, а тем более общаться с ним и действовать сообща против общего врага. Сам князь де Пуатье, в свою очередь, не слишком-то рьяно рвался в бой. Он нисколько не обиделся бы, узнав, что участники Второго крестового похода собственными силами разгромили или изрядно потрепали армию Нур ад-Дина Махмуда Занги без привлечения антиохийского войска.

Не явился на общую сходку и Раймунд II – граф Триполи. И в этом случае не обошлось без скандала и разборок на самом высочайшем уровне. Дело в том, что полтора месяца назад в Акре при весьма загадочных и отчасти подозрительных обстоятельствах скоропостижно скончался 32-летний Альфонс Иордан, граф Тулузы и Прованса.

Чтобы до конца понять главную интригу этой запутанной истории, следует вспомнить, что Альфонс Иордан был младшим сыном знаменитого предводителя Первого крестового похода – Раймунда IV Тулузского (Сен-Жиля), который стал основателем графства Триполи и первым его правителем. Нынешний граф Триполитанский – упомянутый Раймунд II приходился Альфонсу Иордану внучатым племянником.

Раймунд II, граф Триполи (восседает на троне) и его подданные
Раймунд II, граф Триполи (восседает на троне) и его подданные

Вся сложность и пикантность ситуации заключалась в том, что дед Раймунда II– Бертран де Тулуз многими европейскими государями и аристократами воспринимался как незаконнорожденный (подробности этой истории можно узнать, перейдя по данной ссылке). Точно такой же позиции придерживалось большинство иерархов римской католической церкви.

Вместе с известием о том, что французские и германские паломники намерены отвоевать Эдессу, в Триполи пришли слухи сильно встревожившие Раймунда II. Многие участники Второго крестового похода вполне открыто и однозначно утверждали, что Альфонс I Иордан по праву династического старшинства и согласно статуса порфирородного наследника[4] намерен отнять у своего внучатого племянника и титул графа Триполи, и само графство.

И теоретически, и практически (с точки зрения средневековой французской династической юриспруденции) такой вариант развития событий был вполне возможен. Понтифик и папская курия, наверняка бы, приняли сторону Альфонса Иордана, затей он тяжбу относительно пересмотра отцовского завещания и нового дележа его богатейшего наследства.

Впрочем, дело до судебных разбирательств не дошло. Спустя всего несколько дней после прибытия графа Тулузы и Прованса в Акру со всем своим семейством, он внезапно заболел и вскоре умер в муках. Многие современные авторы считают, что причиной смерти Альфонса I Иордана стал аппендицит, осложненный перитонитом. На рубеже ХIХ-ХХ вв. историки полагали, что его в могилу свела тяжёлая кишечная инфекция.

В эпоху Средневековья хронисты не исключали причастности Раймунда II к преждевременной и очень подозрительной кончине младшего и порфирородного сына Раймунда IV Тулузского. Действительно, если рассматривать версию преднамеренного отравления, то смерть Альфонса Иордана была выгодна, прежде всего, Раймунду II, который мог в одночасье лишиться титула, земель, недвижимости и состояния.

Однако в числе вероятных «заказчиков» отравления злые языки упоминали также и Годерну Триполитанскую – излишне активную, честолюбивую и амбициозную супругу Раймунда II. Среди подозреваемых лиц называлось даже имя вдовствующей королевы иерусалимской Мелисенды – матери Балдуина III и старшей сестры Годерны. Сплетники утверждали, что, дескать, люди Мелисенды отравили графа Прованса, чтобы тот не лишил Годерну и её мужа Триполитанских владений.

Альфонс I Иордан
Альфонс I Иордан

Все подобные пересуды, версии и домыслы не нашли никакого подтверждения, даже косвенного. Однако у всех участников этой истории остался на душе крайне неприятный осадок. Вдовствующая королева Мелисенда была возмущена тем, что ей хотели «пришить» заказное убийство знатного французского аристократа. У Балдуина III были очень сложные отношения с матерью, но давать её в обиду досужим сплетникам он не собирался.

Раймунд II категорически отказался принимать участие в предстоящих совместных действиях против мусульман. Он не вступил в крестоносную коалицию, поскольку обвинения, выдвинутые персонально против него, а также в адрес его жены, поддерживали и разделяли отдельно взятые именитые участники Второго похода.

В числе главных обвинителей графа и графини Триполи значился Бертран – незаконнорожденный сын почившего Альфонса Иордана. Этот самый Бертран буквально накануне смерти отца отметил своё совершеннолетие. Несмотря на обидное клеймо бастарда и отсутствие прижизненного завещания графа Тулузы и Прованса, дерзкий и честолюбивый Бертран намеревался воспользоваться даже минимальным шансом на то, чтобы отхватить от отцовского наследия кусок пожирней.

Вот почему везде и всюду Бертран буквально кричал, что Раймунд II отравил его отца. Однако «копать» эту тему никто из собравшихся на совете не хотел и не собирался. Всё, чего добился Бертран – это временного права присутствия на ассамблеи в качестве старшего из сыновей внезапно почившего Альфонса Иордана.

Таким образом, любовные скандалы, замешанные на противоестественных отношениях близких родственников, голословные обвинения в «заказной мокрухе», а также безучастное, равнодушное и абсолютно безынициативное поведение одного из государей Утремера стали главными причинами размежевания правителей Латинского Востока. Выступить единым фронтом против постоянно возрастающей мусульманской агрессии и экспансии ближневосточные монархи – носители и приверженцы католической веры не захотели и не сумели.

Подробности совещания, состоявшегося в Акре, не отражены ни в одном из сохранившихся до наших дней первоисточнике. Нам известно лишь итоговое решение ассамблеи. Объединённым силам трёх королей предстояло в ближайшие дни выступить из Иерусалима в северном направлении, а затем двигаться походным маршем до самых стен Дамаска.

Осада и последующий захват этого крупнейшего, богатейшего и стратегически важного сирийского города становились отныне главной и конечной целью Второго крестового похода. Данное решение выглядит вполне логичным, учитывая отсутствие на «сходке» Жослена II де Куртене. Прежде всего, он должен был настойчиво просить, убеждать и требовать, чтобы царственные монархи не забывали прежней главной задачи экспедиции и не отклонялись от намеченного плана.

Совещание трёх королей – Балдуина III Иерусалимского, Людовика VII Молодого и Конрада III Штауфена в Акре 24 июня 1148 года. Средневековая миниатюра
Совещание трёх королей – Балдуина III Иерусалимского, Людовика VII Молодого и Конрада III Штауфена в Акре 24 июня 1148 года. Средневековая миниатюра

Поскольку апатичного, безынициативного и нерешительного Жослена II на Королевском совете не было, то про освобождение Эдессы – далёкой и (для подавляющего большинства собравшихся) безразличной, разговор, скорее всего, не шёл. Учитывая тот факт, что дамасский эмир Муин ад-Дин Унур[5] в прошлом году провёл успешную кампанию против армии Балдуина III близ города Босра, то главным инициатором предстоящей осады Дамаска, безусловно, был иерусалимский король.

Несмотря на то, что Балдуин III недавно отметил своё 18-летие, ему ещё не удалось полностью избавиться от чрезмерно плотной, бдительной и неустанной опеки матери. Честолюбивая и привыкшая к постоянному контролю в делах внутренних и внешнеполитических вдовствующая королева Мелисенда вплоть до наступления совершеннолетия Балдуина III была его соправительницей.

Юный правитель «Святого города» характером пошёл в мать. Он был столь же амбициозным, щепетильным, честолюбивым и абсолютно не терпящим любого проявления конкуренции. Одержав знаменательную победу над столь сильным, могущественным и грозным противником, каким являлся эмир Дамаска, король иерусалимский надеялся окончательно утвердить за собой статус полностью самостоятельного и дееспособного монарха, а также навсегда избавиться от материнской опеки.

Авторитетный британский профессор-медиевист Стивен Рансимен и отечественный автор Александр Владимирович Грановский убеждены, что решение трёх королей напасть на Дамаск одновременно является самым глупым и роковым одновременно[6]. Муин ад-Дин Унур был заклятым и непримиримым врагом Нур ад-Дина Махмуда Занги, который много лет мечтал установить контроль над Дамаском.

Коронация Мелисенды и её старшего сына Балдуина III. После смерти иерусалимского короля Фулька I, правителями королевства были объявлены его старший сын – 13-летний Балдуин и супруга – вдовствующая королева Мелисенда. Не желая быть просто регентшей, а стремясь стать полноправной соправительницей, Мелисенда настояла том, чтобы 25 декабря 1143 года её короновали на царствие вместе сыном. Так началось совместное правление Мелисенды Иерусалимской и Балдуина III
Коронация Мелисенды и её старшего сына Балдуина III. После смерти иерусалимского короля Фулька I, правителями королевства были объявлены его старший сын – 13-летний Балдуин и супруга – вдовствующая королева Мелисенда. Не желая быть просто регентшей, а стремясь стать полноправной соправительницей, Мелисенда настояла том, чтобы 25 декабря 1143 года её короновали на царствие вместе сыном. Так началось совместное правление Мелисенды Иерусалимской и Балдуина III

Муин ад-Дин Унур был сторонником военного союза с государями Утремера, чтобы совместными усилиями сдерживать экспансию Занги, намеревавшегося прибрать к своим рукам западную и северную часть Сирии. Однако французские и германские крестоносцы не собирались вникать в тонкости местных геополитических раскладов, а Балдуин III был ещё слишком неопытен и несведущ в вопросах ближневосточной дипломатии.

Для представителей европейской знати, рыцарей, простых воинов и рядовых паломников Дамаск был самой желанной и отчасти вожделенной добычей. «Зачем тащиться куда-то к верховьям Евфрата и осаждать Эдессу, которую сарацины разграбили дочиста ещё пару лет назад, превратив в обычную приграничную крепость?» – вопрошали пилигримы. – «Зачем воевать против какого-то Занги? Пусть этим занимается Жослен де Куртене. Следует, не мешкая, взять Дамаск – самый богатый и процветающий сирийский город. Там, в отличии от Эдессы, есть чем поживиться и разжиться: добычи, ценностей, всевозможных трофеев и пленников хватит на всех!»

Не следует забывать, что для приверженцев истиной католической веры Дамаск был весьма значимым городом, который неоднократно упоминался в библейских текстах. Именно в Дамаске воинствующий фарисей Савл из Тарса искренне уверовал в учение Христа, став одним из его наиболее ревностных последователей, войдя в мировую историю религии под именем Святого апостола Павла.

По убеждению большинства знатных и рядовых крестоносцев освобождение Дамаска от присутствия мусульман станет куда более значимым событием, чем отвоевание Эдессы. Папские легаты также горячо поддерживали идею с осадой Дамаска, заверяя пилигримов, что захват этого города будет весьма значимым богоугодным делом, которое восславит имя Господа надлежащим образом.

Собирательный образ средневекового эмира Дамаска, созданный нейросетью
Собирательный образ средневекового эмира Дамаска, созданный нейросетью
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005. С. 127.

[2] - средневековая крепость-порт Акра расположена на берегу Средиземного моря в 23 км к северу от нынешнего израильского города Хайфа. Очень часто в различных источниках, в том числе и современных, наряду с традиционным названием города – Акра встречаются два тождественных синонима – Акка и Акко. Франкоговорящие крестоносцы, жители Утремера и народы Европы называли Акру на французский манер – Сен-Жан-д’Акр. Сегодня израильтяне называют этот город чаще всего Акко, но используется и второй вариант – Акка. На современных географических и политических картах город обозначается двойным названием Акко (Акка).

[3] - коннетабль Иерусалимского королевства командовал армией и флотом, отвечал за своевременный призыв и сбор наемников. Он также исполнял обязанности судьи по всем делам, относящимся к военной сфере. Среди прочих высших сановников королевства должность коннетабля имела наибольшее значение. Коннетабль де-факто являлся вторым по степени полномочий должностным лицом Иерусалимского государства после короля.

[4] - порфирородный – очень важный элемент наследственно-династического права, специальный эпитет, употреблявшийся при титуловании особ королевской крови и составлении их родословных (генеалогического древа). Порфирородными называли детей, рожденных в законном браке, во время официального царствования (пребывания у власти) отца-монарха.

[5] - в арабской транскрипции полностью имя эмира Дамаска звучало следующим образом – Муин ад-Дин Унур бен Абдулла аль-Атабеки.

[6] - Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 284-285;

- Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 290.

-9
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Жозеф Франсуа Мишо (1767-1839) – известный французский историк, один из ведущих медиевистов и специалистов по эпохе Крестовых походов первой половины ХIХ века. Принадлежащая его перу трехтомная «История Крестовых походов» еще при жизни автора заслужила репутацию фундаментальной и обязательной настольной книги каждого, кто интересуется периодом Высокого Средневековья и эпохой Крестовых походов. Мишо с подлинным мастерством художника слова представил многогранную, яркую и увлекательную панораму описываемых им событий, что и сегодня его произведения не утратили своей привлекательности и актуальности.

Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».

Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».

-10

ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Второй крестовый поход» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Священный призыв услышан

Часть 2-я. Невероятный успех Бернарда Клервоского: сила слова и могучий дар убеждения

Часть 3-я. Трудности логистики, выбора маршрута и координации совместных действий

Часть 4-я. Конрад III Штауфен и его «Drang nach Osten»

Часть 5-я. Полный провал германской экспедиции

Часть 6-я. Византийский вояж Людовика VII

Часть 7-я. Коварная, враждебная и непреодолимая Малая Азия

Часть 8-я. Большие неприятности французского монарха

Часть 9-я. Фатальная перезагрузка главной цели и основных приоритетов паломничества

Часть 10-я. Game over или сокрушительное фиаско под стенами Дамаска

Часть 11-я. Возвращение домой или судьбоносные последствия проваленной миссии

Часть 12-я. Череда невосполнимых утрат и потерь Утремера

Часть 13-я. Suum cuique

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)