Вы замечали, как стояние в пробках или долго ожидание зеленого сигнала могут мгновенно поднять уровень стресса?
Почему одни водители сохраняют спокойствие, а другие выходят из себя из-за небольших задержек на дороге?
Оказывается, все дело в психологии очереди.
Понимание того, как мы воспринимаем ожидание и как мы реагируем на него за рулем, может стать ключом к снижению тревоги и превращению поездок в более приятный опыт.
Нельзя с уверенностью сказать что Дорожная "пробка" и обычная очередь это одно и тоже, но факт, что они влияют на нас одинаково.
В отличии от традиционной очереди, когда мы стоим в "пробке", то часто не знаем, где и когда она заканчивается. Каким образом мы можем оценить степень нашего продвижения?
Эксперты по «психологии очереди» выдвинули несколько предположений об ожидании. Удивительно, но они применимы и к пробкам.
1) «Свободное время тянется медленнее».
Например, заметили ли вы, как быстро проходит насыщенный рабочий день и как медленно тянется время, когда ваш рейс задержали на 30 минут?
Поэтому в магазинах перед кассами ставят стойки с журналами, а вдоль касс размещают яркие мелочи, побуждая к импульсным покупкам. По той же причине многие водители смотрят в смартфоны, стоя в пробке.
2) «Ожидание кажется длиннее из-за тревоги».
Бывало ли, что вы застревали в пробке по дороге на важную встречу или с почти пустым баком? С каждой минутой тревога растёт, а пробка, как назло, движется всё медленнее.
3) «Незнание увеличивает ощущение длительности ожидания».
Исследования показывают, что когда мы точно знаем, сколько ждать, то тратим меньше сил на беспокойство.
Поэтому на светофорах появились таймеры обратного отсчёта — чтобы водители знали, через сколько секунд загорится зелёный свет. Похожий пример — ожидание автобуса: когда есть табло с временем прибытия, ожидание кажется короче, чем в неизвестности.
4) «Непонятные причины удлиняют ожидание».
Мы раздражаемся, когда не понимаем, почему возникла пробка. Если знаем, что впереди авария или ремонт, становится легче. А водители, которые не видят причин, почему машины стоят без движения больше 3–5 минут, выходят из машины «посмотреть». Чего стоим чего не едем..
5) «Несправедливое ожидание кажется более долгим».
Представьте себе светофоры, ограничивающие выезд на шоссе со второстепенной дороги. Водители сердятся: «Почему мы должны ждать, когда других машин нет и дорога пустая?»
Исследования показали, что люди считают такое ожидание вдвое более обременительным, чем стояние в пробке на шоссе. Но когда мы осознаём необходимость таких светофоров, ожидание становится менее напряжённым.
6) «Водителям-одиночкам сложнее переносить ожидание».
Согласно исследованиям, водители, едущие в одиночку, придают больше значения сэкономленному времени и сильнее беспокоятся, чем те, кто едет с пассажирами.
Забавно, что в некоторых странах машины с несколькими пассажирами имеют право ехать по выделенным полосам, то есть могут двигаться быстрее, чем водители-одиночки, которые в это время нервничают ещё больше😡.
Очереди влияют на наше восприятие времени, чувство удовлетворённости и даже ощущение социальной справедливости.
Исследования показали, что люди склонны переоценивать время, проведённое в очереди, и поэтому испытывают меньше удовольствия, когда их наконец обслуживают.
Именно поэтому в парках Disney придумывают способы облегчить ожидание аттракционов — правда, за это платная услуга.
Но если вы думаете, что главное в очереди — количество людей перед вами, то ошибаетесь: не менее важно и число людей позади вас.
Исследования подтверждают эту мысль.
Например, в почтовом отделении Гонконга провели эксперимент: оказалось, что чем больше людей стояло за участником в очереди, тем реже он сдавался и уходил.
Его место в очереди внезапно начинало казаться более ценным.
Одна из теорий гласит, что когда люди испытывают беспокойство — а это часто бывает в очередях — они начинают смотреть не вперёд, а назад.
Иными словами, вместо того чтобы думать: «Как же далеко до начала очереди», они утешают себя мыслью: «По крайней мере, мне лучше, чем тем, кто стоит позади меня».
Однако больше всего нас раздражают люди, которые бесцеремонно лезут вперёд. Особенно «Мне только спросить…» и разного рода обочечники.
Именно поэтому многие компании — от банков до ресторанов быстрого обслуживания — перешли от системы с множеством очередей к каждой кассе на единую очередь, извивающуюся словно змея.
В теории очередей существует положение, согласно которому среднее время ожидания примерно одинаково при любой конфигурации.
Тем не менее люди предпочитают единую очередь настолько, что готовы ждать дольше но в строгом порядке, чем очередь где посетители распределяются по нескольким очередям.
Почему?
Всё дело , в чувстве социальной справедливости.
«Если есть единая очередь, можно гарантировать, что тот, кто пришёл первым, будет обслужен первым. В случае нескольких очередей происходит то, что мы периодически наблюдаем во АЗС или в Больницах.
Вы с трудом занимаете очередь, зная, что человек, вставший одновременно с вами в соседнюю, может получить заказ раньше вас. И это всех раздражает».
Подобные ситуации постоянно происходят и на дорогах, где пробок часто не избежать. Когда кто-то пытается влезть перед вами, перестраиваясь без очереди, это вызывает чувство несправедливости и усиливает негатив от ожидания.
Таким образом, очереди и пробки играют с нашим восприятием времени и справедливости. Мы склонны обращать внимание не только на тех, кто перед нами, но и на тех, кто позади. Это влияет на наше поведение и уровень удовлетворённости ситуацией.
Именно поэтому двигаясь в пробке я очень редко перестраиваюсь из полосы в полосу, хотя многим это кажется неправильным. Но это уже тема отдельного поста