Найти тему
Новости Труда

Смайлики в деловой переписке: новые горизонты общения

Изображение предоставлено freepik.com
Изображение предоставлено freepik.com

Эмодзи, или смайлики, стали неотъемлемой частью нашего общения, они проникли даже в деловую переписку. Маленькие символы помогают быстро передать эмоциональную реакцию и настроение, которое порой сложно и долго выразить печатным словом.

Кстати, у смайлика есть день рождения!

Праздник дружелюбного электронного символа отмечают каждый год 19 сентября.

В этот день в 1982 году профессор Университета Карнеги-Меллона Скотт Фалман для обозначения «улыбающегося лица» в тексте, набранном на компьютере, впервые предложил использовать три идущих подряд символа: двоеточие, дефис и закрывающую скобку – так появился смайлик!

Более чем за 30 лет своего электронного существования смайлик видоизменился, анимировался, размножился – и теперь мы можем использовать большое количество разных смайликов, каждый из которых несет в себе полутона смысловой и эмоциональной окраски.

Как уже было сказано выше, эмодзи активно используют в деловой переписке, что порой вызывает вопросы: как правильно расставлять эмоциональные картинки в общении с руководителем или коллегами и вообще корректно ли это? А если начальник сам пишет веселыми значками, уместно ли отвечать так же, нет ли здесь нарушения субординации, перехода на панибратство, отступления от норм деловой переписки, подразумевающей ответственность, соблюдение сроков и четких договоренностей.

Во всем есть мера, и использовать смайлики в переписке с коллегами тоже надо грамотно.

Важно учитывать несколько факторов.

Например, в общении с коллегами, с которыми у вас сложились доверительные отношения, смайлики в большинстве случаев будут уместны. В групповых чатах или мессенджерах, где общение носит менее формальный характер, эмодзи добавят живости. Однако с руководством или новыми сотрудниками лучше проявлять осторожность.

Убедитесь, что эмодзи соответствуют контексту сообщения. Если вы пишите о проблеме, использование веселого смайла может насторожить собеседника.

Не злоупотребляйте эмодзи. Одного-двух символов будет достаточно для передачи нужной эмоции или акцента.

Убедитесь, что вы знаете значение используемых эмодзи. Некоторые символы могут иметь разные интерпретации в зависимости от культурного контекста.

Как правило, коллеги в совместной деловой переписке используют эмодзи с определенной целью: они хотят передать собеседнику настроение или эмоциональную окраску своего сообщения в ситуациях, когда текст может быть неправильно интерпретирован, либо смягчить тон беседы. Эмодзи делают общение менее формальным и более дружелюбным, что способствует созданию комфортной атмосферы, это особенно важно в рабочей среде.

Смайлики улучшают восприятие информации: они помогают выделить ключевые моменты и сделать текст более визуально привлекательным.

Однако не все воспринимают эмодзи положительно, некоторые считают это непрофессиональным. Зачастую переписка на языке эмодзи может нести двоякий смысл и вызвать трудовые споры между работником и работодателем.

К примеру, сотрудник присылает руководителю утром сообщение, что не успевает добраться до офиса к началу рабочего дня. Начальник отвечает веселым смайликом, подшучивая над очередным опозданием подчиненного. После чего отдает распоряжение применить к работнику взыскание. Работник идет в суд, утверждая, что руководитель одобрил задержку и предъявляет суду смайлик, о котором начальник уже забыл.

Еще один пример, почему в трудовых отношениях смайлик может быть опасен. Отправленный смайлик в ответ на просьбу сотрудника об увольнении без отработки может свидетельствовать как о радости работодателя факту увольнения работника, так и быть расценен как согласование увольнения в ту дату, о которой просит сотрудник.

Поэтому во избежание недоразумений лучше воздержаться от использования смайликов и не воспринимать их как доказательную базу, когда речь идет о трудовых отношениях.

Смайлики могут стать полезным инструментом для улучшения коммуникации в рабочей среде при правильном использовании. Однако важно помнить о контексте и уместности их применения, чтобы не допустить недопонимания и негативной реакции со стороны коллег.