Найти в Дзене
Живописные истории

Портрет Андре Франсуа де Тейс д'Эркюлэса

Мы абсолютно уверены кто выступил моделью для данного портрета, поскольку он вплоть до 20 века передавался по наследству во французском семействе д'Эркюлэс.

Отец Андре Франсуа, Клод, был президентом парламента Гренобля, а его матерью была Мари де Тейс де Турне.

Исходя из семейных записей, натурщик был капитаном кавалерии и принимал участие в победе французов при Фуэнтеррабии в Стране Басков в 1719 году.

Андре Франсуа женился в 1736 году на Клэр Шарлотте де Вальсер де Андре.

Их сын (генерал-лейтенант Адриан Теодор д'Аллуа де Тейс, граф д'Эркюлэс; и унаследовал в последствии этот портрет.

 Никола де Ларжильер «Портрет Андре Франсуа де Тейс д'Эркюлэс», 1737 г.
Никола де Ларжильер «Портрет Андре Франсуа де Тейс д'Эркюлэс», 1737 г.

Настоящая картина является поздней работой французского художника Никола де Ларжильера (1656–1746).

На обороте у неё имеется подпись, которая была сфотографирована в начале 1960-х годов, прежде чем её закрыли подкладочным холстом (рис. внизу).

-2

Подпись хоть и несколько стерлась, но довольно узнаваема.

А вот датировка ставится под сомнение: либо 1727, либо 1737. Стиль Ларжильера развивался медленно в течение более чем пятидесяти лет и очень сложно на основании его эволюции датировать картину.

Но если картина была написана в 1737 году, она могла быть заказана в честь свадьбы Андре Франсуа.

-3

Композиция, выполненная в три четверти, отсылает нас к военным портретам эпохи Возрождения.

На модели бордово-красный бархатный камзол с широкими манжетами и золочеными пуговицами, расшитый золотом, жилет и бриджи до колен.

Его парик сильно напудрен и перевязан шёлковой лентой.

Американский искусствовед Эверетт Фахи также отметил, что чеканная и частично позолоченная кираса с пряжками в виде львиных голов, возможно, была студийным реквизитом, поскольку она несколько раз появляется и на портретах Ларжильера (рис. внизу).

Жак Франсуа Леонор де Гойон-Матиньон, герцог Валентинуа, позже Жак I, принц Монако, ок. 1718 г.
Жак Франсуа Леонор де Гойон-Матиньон, герцог Валентинуа, позже Жак I, принц Монако, ок. 1718 г.

Её отполированная до блеска поверхность отражает ярко-синюю драпировку и мягкий мех, которые подчеркивают фигуру.

Шлем XVII века с открытым забралом украшен искусно выполненным гребнем из перьев.

Несмотря на то, что это студийный портрет на воображаемом фоне, замок с зубчатой стеной и башенкой, окутанной дымом, и миниатюрные фигуры на конях делают дополнительные отсылки к военной карьере натурщика.

-5