Художники, которые не сдались и достигли успеха позже в жизни
В нашей культуре принято ценить новое. Мы восхищаемся «моментальным успехом», светлым обещанием, которое дарит свежий талант и незапятнанная креативность.
В искусстве эта тенденция усугубляется стереотипом, существующим веками, что великие художники идут по предначертанному пути. Еще с времен греков рассказывали истории о детях-вундеркиндах, чьи врожденные способности были признаны в юности. Яркий всплеск достижений в молодости всегда был неотразим.
К сожалению, эти культурные карикатуры убеждают некоторых людей в том, что, когда дело доходит до творчества, они могли упустить свой шанс.
Но это чушь.
Если углубиться в биографии творческих личностей как в прошлом, так и в настоящем, станет очевидно: многие художники достигают успеха только после юности, доказывая, что творческий успех возможен в любом возрасте.
Художники, которые добились успеха в более зрелом возрасте
Стоит вспомнить, что Эдвард Хоппер не продал свою первую работу — картину «Паруса» (1911) — до 31 года.
Этот относительно поздний выход на сцену совпадает с его медленным художественным процессом, в котором он позволял своим идеям созревать, а картинам — эволюционировать со временем.
В интервью 1961 года он описал это как «долгий процесс созревания в сознании и нарастание эмоций». Он тщательно выбирал свои сюжеты, а затем делал множество небольших набросков, некоторые касались картины в целом, а другие — внутренней детализации. «Так это и получается... со временем», — сказал он.
В начале своей карьеры Хоппер сталкивался с трудностями. В свои 20-30 лет он выставлял свои работы на коллективных выставках в небольших галереях родного Нью-Йорка, при этом вынужден был полагаться на работу иллюстратора, чтобы оплачивать счета. «Иллюстрации меня не интересовали», — позже признался он. «Я был вынужден заниматься этим, чтобы заработать деньги, вот и все».
Однако, шаг за шагом, Хоппер начал получать признание. В 1923 году Бруклинский музей приобрел одну из его акварелей «Мансардная крыша» для своей постоянной коллекции за 100 долларов. Год спустя, в возрасте 42 лет, он провел свою первую персональную выставку и продал все представленные акварельные работы. Вскоре после этого он оставил работу иллюстратора и полностью посвятил себя живописи.
Его самая известная работа, «Ночные ястребы», была написана, когда ему было 60 лет.
Есть еще французский постимпрессионист Поль Сезанн, который занимался живописью всю свою взрослую жизнь, но в свои 40 лет считался неудачником в искусстве.
Он даже стал вдохновением для персонажа неудавшегося художника в романе его друга Эмиля Золя «Произведение» 1885 года. В романе художник изображен погружающимся в депрессию после того, как он постоянно терпит неудачи в создании своего шедевра.
Однако в реальной жизни Сезанн все же нашел свой путь, добившись профессионального успеха в свои 50-60 лет. После своей первой персональной выставки у арт-дилера Амбруаза Воллара в возрасте 56 лет, Сезанн стал одним из самых влиятельных художников последних 200 лет.
А вот японский гравер Кацусика Хокусай создал одно из самых узнаваемых изображений в мире в возрасте, когда большинство людей уже на пенсии.
«Большая волна в Канагаве» — это гравюра, выполненная Хокусаем примерно в 1830 году.
Хокусай родился в 1760 году в городе Эдо, ныне Токио. Он всю жизнь занимался созданием гравюр и картин, и, как полагают, за свою жизнь он создал более 30 000 произведений искусства.
Хокусаю было за 70, когда он создал «Большую волну». Позже он заявил, что ничто из того, что он создал до 70 лет, не имело большого значения. Для Хокусая с возрастом пришла мудрость, как он с иронией выразился:
«Итак, в восемьдесят шесть я продвинусь еще дальше; в девяносто я еще больше постигну их тайный смысл, и к ста, возможно, действительно достигну уровня прекрасного и божественного. Когда мне будет сто десять, каждая точка, каждая линия будет иметь свою собственную жизнь».
(Введение к серии «Сто видов Фудзи», 1834)
Творческое процветание в зрелом возрасте
В более современные времена кубинская художница Кармен Эррера начала получать признание за свое искусство только в возрасте 89 лет.
Задолго до того, как она наконец пробилась, Эррера переехала из Гаваны в Нью-Йорк вместе с мужем, где она окунулась в бурлящую арт-сцену города, изучая живопись и графику.
Длительное пребывание в Париже открыло для нее яркие цвета и геометрические формы Пита Мондриана и Казимира Малевича, которые оказали значительное влияние на развитие ее зрелого стиля. К концу 1960-х она начала экспериментировать с объемными работами, выводя свои геометрические картины в трехмерное пространство.
Она продолжала создавать произведения искусства, несмотря на то, что долгое время оставалась малоизвестной.
Первая публичная продажа ее картины состоялась лишь в 2004 году, когда ей было почти 90 лет.
Впечатляющий подъем Эрреры к известности завершился крупной ретроспективой в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке в 2016 году. Она умерла в 2022 году в возрасте 106 лет, оставив после себя значительное наследие авангардного искусства.
Между тем, Лучита Уртэдо является еще одним доказательством того, что творческий успех не зависит от возраста.
Занимаясь живописью на протяжении 70 лет, Уртэдо получила признание лишь после того, как была включена в Биеннале Hammer в Лос-Анджелесе в 2018 году.
Год спустя она провела свою первую персональную выставку в публичной галерее лондонской галереи Serpentine. На тот момент ей было 98 лет.
Родившаяся в 1920 году, Уртэдо эмигрировала из Венесуэлы в Нью-Йорк с матерью, когда ей было восемь лет. Позже она много путешествовала по Мексике, а в 1951 году окончательно обосновалась в Санта-Монике, Калифорния.
Хотя она занималась живописью всю свою жизнь, она редко выставляла свои работы. Ее искусство часто создавалось не в студии, а на кухонном столе, и она рисовала в часы, когда дети спали.
Творческое направление Уртэдо значительно изменилось в начале 1970-х годов, когда она перешла к более сюрреалистическому стилю. Ее фигуры изображены на фоне полов и ковров, украшенных зигзагами, ромбами и другими узорами латиноамериканских тканей.
Несмотря на то, что ее творчество было признано лишь в последние годы жизни, она отрицала чувство обиды, говоря: «Я не чувствую злости, совсем нет. Я думаю: Как же они были глупы».
Заключительные мысли
Пикассо однажды сказал: «Каждый ребенок — художник. Проблема в том, чтобы остаться художником, когда вырастешь».
Сложность взрослой жизни заключается в том, что от нас ожидают принятия множества обязанностей, и мы начинаем думать о своей жизни все более практично. Поиск работы, заработок, создание стабильности и защита близких.
Столкнувшись с этими обязанностями, стремление вести творческую жизнь — или даже просто выделить час или два из своего обычного распорядка, чтобы писать или рисовать — может показаться сложной задачей.
Однако посвящение времени творчеству, пусть даже короткое, помогает сохранять настойчивость. Постоянная практика укрепляет и развивает ваши творческие инстинкты. Так что никогда не сдавайтесь.
И помните, что никогда не поздно добиться творческого успеха.