Найти в Дзене

Метро - в каждый дом! Станции московского метро, размещенные в жилых домах.

Московское метро. Сколько тайн, легенд и просто интересных историй хранит оно! Уважаемые читатели, в этой статье хотелось бы обратить Ваше внимание на некоторые станции. Они расположились на первых этажах жилых домов.

Первая станция на первом этаже дома открылась в 1935 году. Это была расположенная в сердце столицы «Охотный ряд».

Вход на станцию метро "Охотный ряд" (из открытых источников)
Вход на станцию метро "Охотный ряд" (из открытых источников)

Для северного вестибюля был перестроен старый дом (Доходный дом К.М. Полторацкого), стоящий на углу Б. Дмитровки и Охотного ряда.

Доходный дом К.М. Полторацкого, справа. (из открытых источников)
Доходный дом К.М. Полторацкого, справа. (из открытых источников)
Он же, только уже с оборудованными входами в метро (из открытых источников)
Он же, только уже с оборудованными входами в метро (из открытых источников)

Первый этаж был декорирован в виде цоколя, в котором расположился вход в метро. Высокие ниши по бокам от дверей предполагались для размещения в них статуй. Некоторое время после открытия здесь стояли фигуры атлетов.

Другой вход находился в гостинице "Москва".

Вход в метро "Охотный ряд" в здании гостиницы Москва. (из открытых источников)
Вход в метро "Охотный ряд" в здании гостиницы Москва. (из открытых источников)

Станция «Красные ворота» открыта 15 мая 1935 г.

Вход в вестибюль станции метро "Красные ворота", расположенный на 1 этаже высотки. (из открытых источников)
Вход в вестибюль станции метро "Красные ворота", расположенный на 1 этаже высотки. (из открытых источников)

Северный вестибюль (архитектор — А. Н. Душкин) был открыт 31 июля 1954 года при строительстве 138-метрового высотного здания на Лермонтовской площади, вестибюль находится внутри здания.

Строительство высотки на Красных воротах (из открытых источников)
Строительство высотки на Красных воротах (из открытых источников)

Станция метро «Автозаводская» открыла свои двери 1 января 1943 г.

Станция метро "Автозаводская" (из открытых источников)
Станция метро "Автозаводская" (из открытых источников)

Наземный павильон изначально был отдельностоящим зданием. Но, если присмотреться к фото , то внимательный взгляд увидит очертания будущих оконных проемов слева и справа от входа в метро (над дверями).

Станция метро «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Южный вестибюль (https://pastvu.com/p/21441)
Станция метро «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Южный вестибюль (https://pastvu.com/p/21441)

Вестибюль на этапе проектирования планировали встроить в дома. Что и было воплощено в жизнь впоследствии: зажали меж двух домов и надстроили.

"Метро "Завод имени Сталина". 1957 г.( https://pastvu.com/p/408727)
"Метро "Завод имени Сталина". 1957 г.( https://pastvu.com/p/408727)

На станцию «Проспект Мира» москвичи впервые спустились 30 января 1952 года.

Станция метро "Проспект Мира" (из открытых источников)
Станция метро "Проспект Мира" (из открытых источников)

Вестибюль также был отдельно стоящим зданием. И лишь через год (в апреле 1953 года) он был встроен в жилой дом по адресу Проспект Мира, 38. Этот дом буквально впихнули между двух уже построенных.

Место, где построят вестибюль станции метро "Проспект Мира" (из открытых источников)
Место, где построят вестибюль станции метро "Проспект Мира" (из открытых источников)
Жилой дом по адресу Проспект Мира, 38 со входом в метро (из открытых источников)
Жилой дом по адресу Проспект Мира, 38 со входом в метро (из открытых источников)

15 мая 1935 года была открыта станция «Смоленская» Филевской линии (голубая).

И выход находился…посреди Садового Кольца. Этот вестибюль стоял как раз напротив того места, где сейчас можно увидеть большую арку, ведущую к вестибюлю станции Смоленская (синяя).

Вестибюль станции "Смоленская", 1935 г. (https://pastvu.com/p/413)
Вестибюль станции "Смоленская", 1935 г. (https://pastvu.com/p/413)

Реконструкция Садового кольца не оставила этому вестибюлю шансов на выживание, он был демонтирован всего через несколько лет после открытия.

И в последствии перекочевал на первый этаж жилого "дома с башенкой".

Смоленская площадь, 1955 г. Вход в метро еще рядом с домом. 7 ноября 1958 г. станция откроется уже с новым вестибюлем в доме работников НКВД, («доме с башенкой») архитектора И.В. Жолтовского. (https://pastvu.com/p/36394)
Смоленская площадь, 1955 г. Вход в метро еще рядом с домом. 7 ноября 1958 г. станция откроется уже с новым вестибюлем в доме работников НКВД, («доме с башенкой») архитектора И.В. Жолтовского. (https://pastvu.com/p/36394)
Вход на станцию «Смоленская». Современные реалии. (из открытых источников)
Вход на станцию «Смоленская». Современные реалии. (из открытых источников)

Один из входов на станцию«Курская» Арбатско-Покровской линии (открыта в 1938 году), расположился прямо в жилом доме, построенном в 1932 году.

-17
Вход на станцию "Курская" Арбатско-покровской линии. Было-стало. (из открытых источников)
Вход на станцию "Курская" Арбатско-покровской линии. Было-стало. (из открытых источников)

«Павелецкая» Кольцевой линии приняла первых пассажиров 1 января 1950 г.

Вестибюль расположен в цоколе и на первых двух этажах дома № 43/16 по Новокузнецкой улице, который позднее занял Метрогипротранс..

Станция "Павелецкая" кольцевая (из открытых источников)
Станция "Павелецкая" кольцевая (из открытых источников)

Большая часть вестибюля находится во дворе здания. Увидеть его можно только с высоты.

"Секретный" вестибюль станции "Павелецкая" (из открытых источников)
"Секретный" вестибюль станции "Павелецкая" (из открытых источников)

Станция «Аэропорт» открыта 11 сентября 1938 года. Здесь картина иная. Вестибюли были встроены в два жилых дома, возводимых одновременно со станцией в едином архитектурном замысле.

Новые жилые дома и станция метро Аэропорт, 1939 г. (https://pastvu.com/p/1786313)
Новые жилые дома и станция метро Аэропорт, 1939 г. (https://pastvu.com/p/1786313)

В 1954 году эти дома были соединены. В 1950-е к вестибюлю построили ещё два этажа.

Станция "Аэропорт" сегодня. (из открытых источников)
Станция "Аэропорт" сегодня. (из открытых источников)

Спросите: зачем такие сложности? Отвечу так: по разным причинам. «Охотный ряд» строили в уже сложившейся исторической застройке. Там по другому и не получилось бы.

Стоит отметить, что устройство станций метрополитена планировалось в каждой из семи «сталинских сестер». Так называют московские высотки. Но реализовать эту задумку удалось лишь на «Красных воротах». (о "сестрах" прочитаете здесь).

Еще одной причиной является удобство для жителей. Это же так здорово: не надо далеко идти, спустился на 1 этаж и ты уже в метро.