Пожалуй, ни одна техническая новинка своего времени не вызвала такого живого интереса у русского поэта Ф.И. Тютчева как железные дороги. Свидетельства такого интереса можно найти в многочисленных упоминаниях железных дорог в личной переписке Тютчева.
«Пар - великий чародей»
Создание сети железных дорог стало одним из ярких символов технического прогресса XIX века. Железные дороги оказали огромное воздействие на экономическое и социальное развитие государств и народов, изменили не только привычный ландшафт, но и привычный образ жизни людей. Новый вид транспорта стал относительно дешевым и быстрым способом путешествовать с комфортом. А путешествия и многочисленные поездки по России и Европе, как мы знаем, занимали значительную часть жизни дипломата и чиновника Ф.И. Тютчева.
Сложно сказать, насколько глубоко поэт Ф.И. Тютчев в целом интересовался современными ему вопросами развития науки и техники, его интересы и интеллектуальные запросы относились более к сфере наук гуманитарных.
Вместе с тем из технических новинок своего времени в стихах Тютчев трижды упомянул телеграф (стихотворения начала 1860-х годов) и один раз упомянул непосредственно в тексте пароход (стихотворение 1830-х годов) [1].
Примечательно, что образ парохода в одном из ранних стихотворений периода жизни поэта в Европе «Там, где горы, убегая...» (1830 г.) стал символом неумолимого движения времени, олицетворением технического прогресса. Обращаясь в стихотворении к Дунаю, поэт описывает картину романтически-поэтизированного прошлого реки с «рыцарскими замками и древними башнями» на ее берегах и противопоставляет этому образу современный вид крупнейшей реки Европы:
Все прошло, все взяли годы —
Поддался и ты судьбе,
О Дунай, и пароходы
Нынче рыщут по тебе.
Именно в годы дипломатической службы в Европе Ф.И. Тютчев впервые воспользовался железной дорогой и стал большим поклонником этого нового вида транспорта. Первая железная дорога появилась в Англии в 1825 году. Стоктон-Дарлингтон – первая в мире железная дорога общественного пользования на паровой тяге.
Первая железная дорога в Германии была построена в 1835 году в Баварии, где долгие годы жил Ф.И. Тютчев. Эта небольшая по протяженности железная дорога соединяла город Нюрнберг с городом Фюрт. 1830-е годы стали временем активного железнодорожного строительства в германских государствах. Так в 1839 году была построена первая железная дорога дальнего следования Лейпциг-Дрезден в королевстве Саксония, а в Баварском королевстве в том же году вступила в строй железная дорога Мюнхен-Аугсбург.
Именно о поездке по этой железной дороге впервые в личной переписке упоминает Ф.И. Тютчев в 1840 году. Это была годовщина открытия железной дороги Мюнхен-Аугсбург, и по этому поводу был устроен специальный рейс. Но поездка завершилась досадным казусом, происшествием, раскрывшим несовершенства в работе первых железных дорог. Об этом весьма эмоционально писал Ф.И. Тютчев своей второй жене Эрнестине Тютчевой, урожденной немецкой баронессе фон Пфеффель: «Мы уехали в 4 часа и должны были возвратиться в 6. Вместо того мы вернулись в город, когда било 10 часов. Поистине беспорядок, анархию, глупость, царящие в этом учреждении, трудно себе представить. Очевидно, Провидение, хранящее детей и пьяниц, покровительствует и этому предприятию. Только вмешательство Провидения способно оградить его от страшнейших несчастий... 4—5 тысяч человек в полнейшей тьме, у большой дороги, ожидали поезда с тем, чтобы броситься в него, как только он появится, и вынуждены были брать вагоны приступом, боясь, что в случае неудачи придется провести ночь под открытым небом, в 5 милях от Мюнхена. Вопли, толкотня, опасность упасть под колеса, какой-то дьявольский фейерверк, пущенный неизвестно для чьей забавы... все это заставило меня пережить несколько мгновений, когда я искренне порадовался твоему отсутствию» [2].
Столь категоричная оценка неудовлетворительной работы железных дорог не помешала Тютчеву продолжить свои железнодорожные путешествия и отметить произошедшие изменения в работе железных дорог. Так уже через год в 1841 году Тютчев писал своим родителям, Ивану Николаевичу и Екатерине Львовне Тютчевым, о планах отправится по железной дороге через Лейпциг в Дрезден: «Благодаря железным дорогам, часть которых уже завершена, все эти города приблизились друг к другу как по волшебству. Через несколько дней будет вполне закончена железная дорога между Лейпцигом и Берлином, и то путешествие, на которое доселе требовалось два дня, возьмет всего семь часов. Спустя некоторое время вся Германия, благодаря железным дорогам, займет на карте путешественника не больше места, чем занимает сейчас одна из ее провинций» [3]. Тем самым Тютчев отмечал не только удобство и скорость движения по железным дорогам, но и обращал внимание на важность развития нового вида транспорта для всей Германии в целом.
Об этой же поездке несколько дней спустя писал поэт свой жене Эрнестине уже с некоторой долей восхищения и гордости, оставив для потомков один из характерных своих афоризмов: «Надо согласиться, что пар — великий чародей, порою движение так стремительно, так поглощающе, пространство так преодолено, сведено на нет, что трудно не поддаться чувству некоторой гордости. Приехав в Дрезден, я смог в тот же вечер пойти в театр, и пошел я не столько ради собственного удовольствия, сколько чтобы воздать должное железной дороге» [4].
К середине XIX века железнодорожная сеть европейских стран все больше расширялась, что давало новые возможности для путешествий Тютчева уже за пределы собственно германских государств.
Об одном из таких путешествий 1842 года Тютчев вновь писал своим родителям в Россию, где широкая сеть железных дорог появиться лишь во второй половине XIX столетия: «Я также с большим удовольствием повидал Бельгию с ее великолепными городами и селениями, представляющими на пространстве трехсот верст от Рейна до моря один непрерывный сад, который, благодаря железным дорогам, проезжаешь в восемь часов времени» [5]. Сохранилось письмо Эрнестины Тютчевой от 17(29) июля 1842 года, сопровождавшей мужа в этой поездке, в котором она сообщает падчерице А.Ф. Тютчевой свои путевые впечатления: «Путешествовали пароходом, а затем на поезде — вид транспорта довольно дешевый, но на мой взгляд отвратительный — грязно и утомительно»[6].
И даже такие весьма нелестные характеристики не могли пошатнуть сложившееся к тому времени представление Тютчева о железной дороге, ибо для него главной выгодной стороной нового вида транспорта оставалась скорость передвижения. «Из Берлина, благодаря железной дороге, мне потребовалось всего семь часов, чтобы приехать в Лейпциг, оттуда один час до Альтенбурга, где я сел в дилижанс, в двое суток благополучно доставивший меня до Мюнхена»[7].
Литература и источники:
1. Голованевский А.Л. Поэтический словарь Ф.И. Тютчева. Брянск, 2009. С. 505.
2. Тютчев Ф.И. – Эрн. Ф. Тютчевой. Мюнхен. 19/31 августа 1840 г.// Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 4. М., 2004. С. 147.
3. Тютчев Ф.И. – И.Н. и Е.Л. Тютчевым. Веймар. 10/22 сентября 1841 г.// Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 4. М., 2004. С. 170.
4. Тютчев Ф.И. – Эрн. Ф. Тютчевой. Дрезден. 15/27 августа1841г. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 4. М., 2004. С. 180-181.
5. Тютчев Ф.И. – И. Н. и Е. Л. Тютчевым. Мюнхен. 1/13 сентября 1842 г. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 4. М., 2004. С. 201.
6. Цитата по: Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева. Книга первая (1803-1844). М., 1999. С. 250.
7. Тютчев Ф.И. – И. Н. и Е. Л. Тютчевым. Мюнхен. 1/13 октября 1843 г. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 4. М., 2004. С.279.
Амелин Н. Н., главный хранитель музея-заповедника Ф. И. Тютчева "Овстуг"
Подписывайтесь на музей-заповедник Ф. И. Тютчева «Овстуг» в соцсетях:
Полностью материал "Железнодорожные путешествия Федора Тютчева" можно прочитать в подборке статей.