Продолжение статьи, начало здесь.
«Города подают друг другу руки»
В 1844 году, после завершения дипломатической карьеры, Ф.И. Тютчев с семьей возвращается в Россию и обосновывается в Петербурге. Поэт вновь поступает на службу, но уже оставшуюся часть своей жизни Ф.И. Тютчев был чиновником ведомства цензуры, хотя продолжал периодически исполнять курьерские поручения от министерства иностранных дел.
Так в 1847 году с «курьерской экспедицией» Тютчев отправился из Петербурга в Цюрих. Прибыв в Европу морем по Балтике и испытав во время плавания «ужасный приступ морской болезни», на континенте Тютчев старался передвигаться преимущественно по железной дороге. О прелести подобных путешествий Тютчев сообщал жене, которая в то время находилась в городке Гапсаль в Прибалтике (современный город Хаапсалу в Эстонии). В одном из первых писем после прибытия в Берлин классик русской поэзии оставляет записанным на бумаге афоризм достойный стать девизом любой современной железнодорожной компании: «Железные дороги в соединении с хорошей погодой — истинное очарование. Едешь к одним, не расставаясь с другими. Города подают друг другу руки» [8].
О воодушевлении Ф.И. Тютчева в связи с возможностью путешествовать по железной дороге писала и жена поэта Эрнестина другу семьи Тютчевых П.А. Вяземскому уже через несколько дней спустя после получения выше указанного письма: «Я получила от него письмо из Берлина. Он только прибыл туда, и хорошая погода и магия железных дорог приводят его в восхищение»[9].
И в продолжение путешествия Тютчев не переставал восхищаться железными дорогами, описывая свои поездки в письмах к супруге: «Ах, не надо поносить железных дорог! Это чудесная вещь, особенно теперь, когда их сеть всюду связывается и расширяется. На меня они особенно благотворно действуют, потому что они успокаивают мое воображение касательно самого моего страшного врага — пространства, ненавистного пространства, которое на обычных дорогах топит и погружает в небытие и тело наше и душу» [10]. В том же письме, вынося безжалостный вердикт, Тютчев весьма эмоционально сравнивал железные дороги с дилижансами, не в пользу последних: «Железная дорога кончается в Эйзенахе, в 24 милях от Франкфурта. Пришлось сесть в дилижанс — и, Боже мой, какой дилижанс! — и это после железной-то дороги! <...>Мерзкий дилижанс, что и говорить! 24 мили мы ехали целых двадцать часов» [11].
Литература и источники:
8. Тютчев Ф.И. – Эрн. Ф. Тютчевой. Берлин. 25 июня/7 июля 1847г. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 4. М., 2004. С. 400.
9. Эрн. Ф. Тютчева – П.А. Вяземскому. Гапсаль. 14 июля 1847 г.// П.А. Вяземский и Эрн. Ф. Тютчева: Переписка (1844-1869). М., 2018. С. 17.
10. Тютчев Ф.И. – Эрн. Ф. Тютчевой. Баден-Баден. 10/22 июля 1847 г. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 4. М., 2004. С. 408.
11. Там же. С. 409.
Амелин Н. Н., главный хранитель музея-заповедника Ф. И. Тютчева "Овстуг"
Подписывайтесь на музей-заповедник Ф. И. Тютчева «Овстуг» в соцсетях:
Полностью материал "Железнодорожные путешествия Федора Тютчева" можно прочитать в подборке статей.