Найти тему

«Магия железных дорог»: путешествия Федора Тютчева по Европе

Оглавление

Продолжение статьи, начало здесь.

«Города подают друг другу руки»

В 1844 году, после завершения дипломатической карьеры, Ф.И. Тютчев с семьей возвращается в Россию и обосновывается в Петербурге. Поэт вновь поступает на службу, но уже оставшуюся часть своей жизни Ф.И. Тютчев был чиновником ведомства цензуры, хотя продолжал периодически исполнять курьерские поручения от министерства иностранных дел.

 Цюрих. Дома вдоль железной дороги. 1900 - 1910-е гг. "Государственный музей истории Санкт-Петербурга"
Цюрих. Дома вдоль железной дороги. 1900 - 1910-е гг. "Государственный музей истории Санкт-Петербурга"

Так в 1847 году с «курьерской экспедицией» Тютчев отправился из Петербурга в Цюрих. Прибыв в Европу морем по Балтике и испытав во время плавания «ужасный приступ морской болезни», на континенте Тютчев старался передвигаться преимущественно по железной дороге. О прелести подобных путешествий Тютчев сообщал жене, которая в то время находилась в городке Гапсаль в Прибалтике (современный город Хаапсалу в Эстонии). В одном из первых писем после прибытия в Берлин классик русской поэзии оставляет записанным на бумаге афоризм достойный стать девизом любой современной железнодорожной компании: «Железные дороги в соединении с хорошей погодой — истинное очарование. Едешь к одним, не расставаясь с другими. Города подают друг другу руки» [8].

О воодушевлении Ф.И. Тютчева в связи с возможностью путешествовать по железной дороге писала и жена поэта Эрнестина другу семьи Тютчевых П.А. Вяземскому уже через несколько дней спустя после получения выше указанного письма: «Я получила от него письмо из Берлина. Он только прибыл туда, и хорошая погода и магия железных дорог приводят его в восхищение»[9].

И в продолжение путешествия Тютчев не переставал восхищаться железными дорогами, описывая свои поездки в письмах к супруге: «Ах, не надо поносить железных дорог! Это чудесная вещь, особенно теперь, когда их сеть всюду связывается и расширяется. На меня они особенно благотворно действуют, потому что они успокаивают мое воображение касательно самого моего страшного врага — пространства, ненавистного пространства, которое на обычных дорогах топит и погружает в небытие и тело наше и душу» [10]. В том же письме, вынося безжалостный вердикт, Тютчев весьма эмоционально сравнивал железные дороги с дилижансами, не в пользу последних: «Железная дорога кончается в Эйзенахе, в 24 милях от Франкфурта. Пришлось сесть в дилижанс — и, Боже мой, какой дилижанс! — и это после железной-то дороги! <...>Мерзкий дилижанс, что и говорить! 24 мили мы ехали целых двадцать часов» [11].

Литература и источники:

8. Тютчев Ф.И. – Эрн. Ф. Тютчевой. Берлин. 25 июня/7 июля 1847г. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 4. М., 2004. С. 400.

9. Эрн. Ф. Тютчева – П.А. Вяземскому. Гапсаль. 14 июля 1847 г.// П.А. Вяземский и Эрн. Ф. Тютчева: Переписка (1844-1869). М., 2018. С. 17.

10. Тютчев Ф.И. – Эрн. Ф. Тютчевой. Баден-Баден. 10/22 июля 1847 г. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 4. М., 2004. С. 408.

11. Там же. С. 409.

Амелин Н. Н., главный хранитель музея-заповедника Ф. И. Тютчева "Овстуг"

Продолжение следует...

Подписывайтесь на музей-заповедник Ф. И. Тютчева «Овстуг» в соцсетях:

Полностью материал "Железнодорожные путешествия Федора Тютчева" можно прочитать в подборке статей.