Найти тему

Тютчев – пассажир первых железных дорог в России

Продолжение статьи, начало здесь.

Афоризм об извечных «российских бедах», одной из которых являются дороги, появился в девятнадцатом столетии, когда путешествия по стране по шоссейным дорогам занимали долгие дни. Так поездка Ф.И. Тютчева в свое родовое имение Овстуг в Орловской губернии в экипаже могла занимать от пяти дней до недели. Отчего так и не любил поэт долгих путешествий в коляске, отчего так восторженно приветствовал начало железнодорожного строительства в своей родной стране.

Первая железная дорога в России соединила Петербург с Царским Селом в 1837 году, в то время когда Ф.И. Тютчев еще служил за границей. Незначительная по протяженности (27 км) Царскосельская железная дорога часто рассматривалась как «увеселительная» и обслуживала в основном нужды царского двора и придворного хозяйства. Поездками на музыкальный вокзал в Павловск по Царскосельской дороге нередко развлекал себя и Ф.И. Тютчев, о чем можно найти упоминание в одном из писем Эрнестины Тютчевой за 1850 год: «Чтобы обмануть свою жажду передвижения и сменить обстановку на пару недель, он снует туда сюда между Петербургом и Павловском. Он снял комнату на Вокзале и иногда проводит там ночь...»[12].

Вид Павловского вокзала вечером во время концерта при газовой иллюминации.
Вид Павловского вокзала вечером во время концерта при газовой иллюминации.

Тимм Василий Федорович. Музыкальный вокзал в Павловске. Бал по случаю 25-летия Царскосельской железной дороги. Литография 1862 год.
Тимм Василий Федорович. Музыкальный вокзал в Павловске. Бал по случаю 25-летия Царскосельской железной дороги. Литография 1862 год.

Первым же крупным железнодорожным проектом, имевшим особое экономическое значение, стало строительство Варшавско-Венской железной дороги, соединившей земли Царства Польского с российско-австрийской границей. Железная дорога полностью вступила в строй в 1848 году. Кстати, по железной дороге от Вены до Варшавы с остановкой в Кракове Тютчев совершил поездку вместе со своим братом Николаем Ивановичем Тютчевым еще в 1843 году.

Варшава. Венский вокзал Варшавско-Венской железной дороги. "Государственный музей истории Санкт-Петербурга".
Варшава. Венский вокзал Варшавско-Венской железной дороги. "Государственный музей истории Санкт-Петербурга".

Третьей в Российской империи железной дорогой стала Санкт-Петербурго-Московская, позднее Николаевская, Это первая железная дорога в Российской империи, которая положила начало созданию широкой железнодорожной сети общегосударственного значения.

Вокзал Николаевской железной дороги.
Вокзал Николаевской железной дороги.

Такое событие не могло пройти мимо внимания Ф.И. Тютчева. Сохранилось письмо поэта к графу С.С. Уварову, в 1833-1849 годах министр народного просвещения, в котором Тютчев раскрывает значение строительства железной дороги, соединившей две российские столицы. С Уваровом Ф.И. Тютчев познакомился еще в конце 1840-х годов и поддерживал отношения уже после его отставки с поста министра.

В упомянутом письме от 20 августа 1851 года Тютчев писал: «Действительно, то, что Москва приблизилась к Петербургу на 15 часов езды, является не только любопытным и интересным фактом, но может по справедливости считаться важным политическим событием. Это достойное завершение и в то же время необходимое исправление дела Петра Великого...»[13].

По мнению комментаторов творчества поэта здесь обнаруживается характерное тютчевское видение современных ему событий, ибо поэт, говоря о развитии транспортной инфраструктуры страны, истолковывает это в духе своей историософии, в рамках которой «Петр I был повинен в отрыве верхних классов, дворянства, от народной жизни»[14]. Таким образом, два города, две столицы, представляются своеобразными историческими и культурными полюсами – древняя Москва и европейский Петербург, которые сблизились благодаря железной дороге.

Но далее в письме следует весьма интересный пассаж, в котором Тютчев утверждает, что подобное сближение, единение, достигнутое техническими, чисто материальными способами не может быть крепче и надежнее единства духовного, которое, по мнению Ф.И. Тютчева, и обеспечивает подлинное единство страны и государства. От окружающей повседневности поэт и мыслитель вновь поднимается на уровень историко-философских обобщений, и развитие железных дорог становится для Ф.И. Тютчева поводом рассуждать о путях достижения единства нации: «...мы можем льстить себя надеждой, что по милости этого духовного единства, в котором у нас, поистине, нет недостатка, все, что способствует нашему пространственному сближению, послужит лишь к укреплению подлинного единства и к усилению мощности целого» [15].

Официальное открытие пассажирского движения по магистрали Санкт-Петербург-Москва произошло 1 ноября 1851 года. Железная дорога сократила продолжительность поездок из столицы в родовое имение Тютчевых в село Овстуг в Орловской губернии.

Приезд Их Императорских Величеств с Августейшей семьёй по С.-Петербурго-Московской железной дороге в Москву 19-го августа 1851 года.
Приезд Их Императорских Величеств с Августейшей семьёй по С.-Петербурго-Московской железной дороге в Москву 19-го августа 1851 года.
Одна из комнат имераторского вагона.
Одна из комнат имераторского вагона.

В одном из писем 1852 года жена поэта Эрнестина описывала уже не столь возвышенные впечатления от поездки по железной дороге из Петербурга в Москву: «...мы были заперты в ужасной коробке, в спешке глотая чуть теплый чай и на станциях и даже ужасный обед, который, к счастью, никогда не удавалось завершить. Не знаю, что случилось с нашим локомотивом, но мы шесть часов простояли на одной станции»[16].

Приведенная цитата – фрагмент еще одного письма Эрнестины Тютчевой князю П.А. Вяземскому, известному поэту, критику и публицисту. Супруги Тютчевы были дружны с Петром Андреевичем, с ним и его женой Верой Федоровной Вяземской Эрнестина Тютчева поддерживала многолетнюю дружескую переписку.

Справляясь в одном из писем о продолжительной нервной болезни П.А. Вяземского, проявлявшейся в частых тяжелых приступах бессонницы, Эрнестина утверждала, что столь продолжительный упадок сил мог быть вызван том числе и железными дорогами. Так она сетовала, обращаясь к Вяземскому: «...суета и смятение, царящие на железных дорогах, утомляют вас и не сообщают вам свою неутомимую деятельность...»[17]. Находившегося в то время в Европе П.А. Вяземского Эрнестина звала в Россию, приглашала совершить поезду в свое имение в Овстуг «способную успокоить после шума западных железных дорог». В том же письме Эрнестина Тютчева признавалась своему другу: «Я ненавижу спешку и толпу на железных дорогах...»[18].

Литература и источники:

12. Эрн. Ф. Тютчева – П.А. Вяземскому. Петербург. 2 июля 1850 г.// П.А. Вяземский и Эрн. Ф. Тютчева: Переписка (1844-1869). М., 2018. С. 168.

13. Тютчев Ф.И. – Уварову С.С. Петербург. 20 августа 1851 г. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 5. М., 2005. С. 90.

14. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 5. М., 2005. С. 384.

15. Тютчев Ф.И. – Уварову С.С. Петербург. 20 августа 1851 г. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 5. М., 2005. С. 91.

16. Эрн. Ф. Тютчева – П.А. Вяземскому. Овстуг. 22 июля/3 а 1852 г.// П.А. Вяземский и Эрн. Ф. Тютчева: Переписка (1844-1869). М., 2018. С. 234.

17. Эрн. Ф. Тютчева – П.А. Вяземскому. Овстуг. 5/17 июля 1852 г.// П.А. Вяземский и Эрн. Ф. Тютчева: Переписка (1844-1869). М., 2018. С. 237.

18. Там же.

Амелин Н. Н., главный хранитель музея-заповедника Ф. И. Тютчева "Овстуг"

Продолжение следует...

Подписывайтесь на музей-заповедник Ф. И. Тютчева «Овстуг» в соцсетях:

Полностью материал "Железнодорожные путешествия Федора Тютчева" можно прочитать в подборке статей.