Продолжение статьи, начало здесь.
Афоризм об извечных «российских бедах», одной из которых являются дороги, появился в девятнадцатом столетии, когда путешествия по стране по шоссейным дорогам занимали долгие дни. Так поездка Ф.И. Тютчева в свое родовое имение Овстуг в Орловской губернии в экипаже могла занимать от пяти дней до недели. Отчего так и не любил поэт долгих путешествий в коляске, отчего так восторженно приветствовал начало железнодорожного строительства в своей родной стране.
Первая железная дорога в России соединила Петербург с Царским Селом в 1837 году, в то время когда Ф.И. Тютчев еще служил за границей. Незначительная по протяженности (27 км) Царскосельская железная дорога часто рассматривалась как «увеселительная» и обслуживала в основном нужды царского двора и придворного хозяйства. Поездками на музыкальный вокзал в Павловск по Царскосельской дороге нередко развлекал себя и Ф.И. Тютчев, о чем можно найти упоминание в одном из писем Эрнестины Тютчевой за 1850 год: «Чтобы обмануть свою жажду передвижения и сменить обстановку на пару недель, он снует туда сюда между Петербургом и Павловском. Он снял комнату на Вокзале и иногда проводит там ночь...»[12].
Первым же крупным железнодорожным проектом, имевшим особое экономическое значение, стало строительство Варшавско-Венской железной дороги, соединившей земли Царства Польского с российско-австрийской границей. Железная дорога полностью вступила в строй в 1848 году. Кстати, по железной дороге от Вены до Варшавы с остановкой в Кракове Тютчев совершил поездку вместе со своим братом Николаем Ивановичем Тютчевым еще в 1843 году.
Третьей в Российской империи железной дорогой стала Санкт-Петербурго-Московская, позднее Николаевская, Это первая железная дорога в Российской империи, которая положила начало созданию широкой железнодорожной сети общегосударственного значения.
Такое событие не могло пройти мимо внимания Ф.И. Тютчева. Сохранилось письмо поэта к графу С.С. Уварову, в 1833-1849 годах министр народного просвещения, в котором Тютчев раскрывает значение строительства железной дороги, соединившей две российские столицы. С Уваровом Ф.И. Тютчев познакомился еще в конце 1840-х годов и поддерживал отношения уже после его отставки с поста министра.
В упомянутом письме от 20 августа 1851 года Тютчев писал: «Действительно, то, что Москва приблизилась к Петербургу на 15 часов езды, является не только любопытным и интересным фактом, но может по справедливости считаться важным политическим событием. Это достойное завершение и в то же время необходимое исправление дела Петра Великого...»[13].
По мнению комментаторов творчества поэта здесь обнаруживается характерное тютчевское видение современных ему событий, ибо поэт, говоря о развитии транспортной инфраструктуры страны, истолковывает это в духе своей историософии, в рамках которой «Петр I был повинен в отрыве верхних классов, дворянства, от народной жизни»[14]. Таким образом, два города, две столицы, представляются своеобразными историческими и культурными полюсами – древняя Москва и европейский Петербург, которые сблизились благодаря железной дороге.
Но далее в письме следует весьма интересный пассаж, в котором Тютчев утверждает, что подобное сближение, единение, достигнутое техническими, чисто материальными способами не может быть крепче и надежнее единства духовного, которое, по мнению Ф.И. Тютчева, и обеспечивает подлинное единство страны и государства. От окружающей повседневности поэт и мыслитель вновь поднимается на уровень историко-философских обобщений, и развитие железных дорог становится для Ф.И. Тютчева поводом рассуждать о путях достижения единства нации: «...мы можем льстить себя надеждой, что по милости этого духовного единства, в котором у нас, поистине, нет недостатка, все, что способствует нашему пространственному сближению, послужит лишь к укреплению подлинного единства и к усилению мощности целого» [15].
Официальное открытие пассажирского движения по магистрали Санкт-Петербург-Москва произошло 1 ноября 1851 года. Железная дорога сократила продолжительность поездок из столицы в родовое имение Тютчевых в село Овстуг в Орловской губернии.
В одном из писем 1852 года жена поэта Эрнестина описывала уже не столь возвышенные впечатления от поездки по железной дороге из Петербурга в Москву: «...мы были заперты в ужасной коробке, в спешке глотая чуть теплый чай и на станциях и даже ужасный обед, который, к счастью, никогда не удавалось завершить. Не знаю, что случилось с нашим локомотивом, но мы шесть часов простояли на одной станции»[16].
Приведенная цитата – фрагмент еще одного письма Эрнестины Тютчевой князю П.А. Вяземскому, известному поэту, критику и публицисту. Супруги Тютчевы были дружны с Петром Андреевичем, с ним и его женой Верой Федоровной Вяземской Эрнестина Тютчева поддерживала многолетнюю дружескую переписку.
Справляясь в одном из писем о продолжительной нервной болезни П.А. Вяземского, проявлявшейся в частых тяжелых приступах бессонницы, Эрнестина утверждала, что столь продолжительный упадок сил мог быть вызван том числе и железными дорогами. Так она сетовала, обращаясь к Вяземскому: «...суета и смятение, царящие на железных дорогах, утомляют вас и не сообщают вам свою неутомимую деятельность...»[17]. Находившегося в то время в Европе П.А. Вяземского Эрнестина звала в Россию, приглашала совершить поезду в свое имение в Овстуг «способную успокоить после шума западных железных дорог». В том же письме Эрнестина Тютчева признавалась своему другу: «Я ненавижу спешку и толпу на железных дорогах...»[18].
Литература и источники:
12. Эрн. Ф. Тютчева – П.А. Вяземскому. Петербург. 2 июля 1850 г.// П.А. Вяземский и Эрн. Ф. Тютчева: Переписка (1844-1869). М., 2018. С. 168.
13. Тютчев Ф.И. – Уварову С.С. Петербург. 20 августа 1851 г. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 5. М., 2005. С. 90.
14. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 5. М., 2005. С. 384.
15. Тютчев Ф.И. – Уварову С.С. Петербург. 20 августа 1851 г. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 5. М., 2005. С. 91.
16. Эрн. Ф. Тютчева – П.А. Вяземскому. Овстуг. 22 июля/3 а 1852 г.// П.А. Вяземский и Эрн. Ф. Тютчева: Переписка (1844-1869). М., 2018. С. 234.
17. Эрн. Ф. Тютчева – П.А. Вяземскому. Овстуг. 5/17 июля 1852 г.// П.А. Вяземский и Эрн. Ф. Тютчева: Переписка (1844-1869). М., 2018. С. 237.
18. Там же.
Амелин Н. Н., главный хранитель музея-заповедника Ф. И. Тютчева "Овстуг"
Подписывайтесь на музей-заповедник Ф. И. Тютчева «Овстуг» в соцсетях:
Полностью материал "Железнодорожные путешествия Федора Тютчева" можно прочитать в подборке статей.