Найти в Дзене

Тютчев – пассажир еще не открытой железной дороги от Москвы до Орла

Продолжение статьи, первая часть здесь.

Первой железной дорогой, построенной на землях Орловской губернии, стала Московско-Курская железная дорога. Она была проложена по территории Московской, Тульской, Орловской, Курской и Рязанской губерний. Указ о строительстве железнодорожной линии Москва-Орёл был издан в мае 1864 года, в 1865 году был утвержден план строительства дороги от Орла до Курска. Железная дорога входила в строй участками, и полностью была открыта 7 сентября 1868 года. Но еще в апреле 1868 года Эрнестина Тютчева писала о выгодах поездок по новой железной дороге своей падчерице Д.Ф. Тютчевой: «Теперь у нас есть железная дорога до Орла – это несколько упрощает путешествие от Москвы и сокращает его...» [21].

Постройка Московско-Курской железной дороги. Фотография 1866 года. Копия. Курский областной краеведческий музей.
Постройка Московско-Курской железной дороги. Фотография 1866 года. Копия. Курский областной краеведческий музей.
Постройка Московско-Курской железной дороги. Фотография 1866 года. Копия. Курский областной краеведческий музей.
Постройка Московско-Курской железной дороги. Фотография 1866 года. Копия. Курский областной краеведческий музей.
Постройка Московско-Курской железной дороги. Фотография 1866 года. Копия. Курский областной краеведческий музей.
Постройка Московско-Курской железной дороги. Фотография 1866 года. Копия. Курский областной краеведческий музей.

Строительство шло за счет казны и курировалось министром путей сообщения П.П. Мельниковым. Именно благодаря ему Ф.И. Тютчеву удалось совершить поездку от Москвы до Орла по железной дороге, которая еще не была полностью открыта. Предысторию этой поездки можно проследить по семейной переписке Тютчевых.

Орел. Вокзал. Начало XX века. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Орел. Вокзал. Начало XX века. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Так о своих планах отправиться в Овстуг по железной дороге через Орёл Ф.И. Тютчев писал жене Эрнестине еще 19 июня 1868 года: «Я рассчитываю уехать к вам из Москвы, так как я хочу во что бы то ни стало воспользоваться железной дорогой, цивилизаторское влияние которой распространится даже и на Овстуг <...>. Мне интересно посмотреть, насколько присутствие железной дороги изменит впечатление полной заброшенности и одиночества, которое неизменно вызывают эти серые избы и тропинки, теряющиеся в полях»[22]. И вновь Тютчев подчеркивает особое значение железной дороги, вновь обращает внимание на «цивилизаторское влияние», которая она может оказать на удаленные уголки российской провинции, поэтическое восприятие которых поэт отобразил в одном из своих самых известных стихотворений «Эти бедные селенья...».

Город Орел. Вид от железнодорожной станции.
Город Орел. Вид от железнодорожной станции.

Только спустя три недели Тютчеву удалось встретиться с П.П. Мельниковым и договориться о поездке по железной дороге в Орёл, куда министр направлялся с инспекцией. Об этом поэт вновь писал жене из Петербурга в Овстуг 7 июля 1868 года: «Вчера я видел Мельникова и условился с ним обо всем. Через две недели я уеду отсюда в Москву, 18-20 июля он присоединится там ко мне <...>. 22-го я буду в Орле, а 24-го – в Овстуге»[23].

В эти же дни, в письме от 12 июля 1868 года, поэт сообщал жене последние новости о судьбе Николаевской (Петербурго-Московской) железной дороги, о которой «очень много толковали вкривь и вкось»: концессию на эксплуатацию дороги было решено передать акционерной компании Главного общества российских железных дорог[24].

Как и планировал, 20 июля Ф.И. Тютчев вместе с П.П. Мельниковым выехал по железной дороге из Москвы в Орёл, а в Овстуг прибыл к 23 июля. Так благодаря родственным связям и личному знакомству с министром путей сообщения поэту удалось проехать по только что построенной железной дороге еще до официального открытия пассажирских перевозок по ней, Однако впечатления Ф.И. Тютчева от этой поездки до сих пор остаются неизвестными.

Таким образом, построенная новая железная дорога, вновь сокращала время поездки в брянское имение Тютчевых в Овстуге, лишь расстояние от Орла через Брянск до Овстуга Тютчевы вынуждены были преодолевать в экипаже, что занимало порою до двух суток.

Однако все в том же 1868 году начинается строительство второй в губернии железой дороги Орёл-Витебск, которая должна была пройти через сам город Брянск. О строительстве новой железнодорожной ветки Тютчев также сообщал своей жене в Овстуг в письме от 30 сентября 1868 года. Сведения о том, что вскоре должен был вступить в строй первый отрезок железной дороги Орел-Брянск, до города Карачева, Тютчев узнал в разговоре с самим П.П. Мельниковым[25]. И действительно, движение на участке Витебск-Рославль было открыто 10 (22) октября 1868 года, а на всём протяжении дороги – 24 ноября (6 декабря) 1868 года. Все эти обстоятельства позволили Тютчеву в письме к жене от 28 мая 1869 года утверждать, что Овстуг «стал почти доступным благодаря железной дороге, что, конечно, служит одним из главных доказательств всеобщего прогресса»[26].

Станция Карачев (403 верста). Альбом Орловско-Витебской железной дороги.
Станция Карачев (403 верста). Альбом Орловско-Витебской железной дороги.
Станция Брянск. Альбом Орловско-Витебской железной дороги.
Станция Брянск. Альбом Орловско-Витебской железной дороги.

Литература и источники:

21. Эрн. Ф. Тютчева – Д.Ф. Тютчевой. Петербург. 9/21 апреля 1868 г. // Литературное наследство. Т. 97. Федор Иванович Тютчев. Кн. 2. М., 1989. С. 394.

22. Цитата по: Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева. Книга третья (1861-1873). М., 2012. С 329.

23. Там же. С. 330.

24. Там же. С. 331.

25. Там же. С. 345.

26. Там же. С. 369.

Амелин Н. Н., главный хранитель музея-заповедника Ф. И. Тютчева "Овстуг"

Продолжение следует...

Подписывайтесь на музей-заповедник Ф. И. Тютчева «Овстуг» в соцсетях:

Полностью материал "Железнодорожные путешествия Федора Тютчева" можно прочитать в подборке статей.