Найти в Дзене

«Магия железных дорог»: Тютчев породнился с первым министром путей сообщения Мельниковым

Продолжение, начало здесь, здесь и здесь. Темп железнодорожного строительства в России набирал обороты, и развитие железных дорог приобретало стратегическое, общегосударственное значение. Необходимость создания общероссийской сети железных дорог стала очевидной, в особенности после осознания причин поражения в Крымской войне, столь остро обозначившей проблемы транспортной инфраструктуры России при переброске войск к южному театру военных действий. Царское правительство начинало разработку проектов железнодорожного строительства. Железнодорожные пути должны были соединить центральные губернии с портовыми городами на Черном и Балтийском морях, сельскохозяйственные районы с промышленными, столичный регион с приграничными территориями империи. 1860-е годы стали временем «железнодорожного бума» в России, когда были построены важнейшие магистрали, проложенные с севера на юг, из центрального региона к западным границам. Государство брало в свои руки дело управления новой отраслью, и в 1965

Продолжение, начало здесь, здесь и здесь.

Темп железнодорожного строительства в России набирал обороты, и развитие железных дорог приобретало стратегическое, общегосударственное значение. Необходимость создания общероссийской сети железных дорог стала очевидной, в особенности после осознания причин поражения в Крымской войне, столь остро обозначившей проблемы транспортной инфраструктуры России при переброске войск к южному театру военных действий.

Царское правительство начинало разработку проектов железнодорожного строительства. Железнодорожные пути должны были соединить центральные губернии с портовыми городами на Черном и Балтийском морях, сельскохозяйственные районы с промышленными, столичный регион с приграничными территориями империи. 1860-е годы стали временем «железнодорожного бума» в России, когда были построены важнейшие магистрали, проложенные с севера на юг, из центрального региона к западным границам.

Государство брало в свои руки дело управления новой отраслью, и в 1965 году указом императора Александра II было создано Министерство путей сообщения, которое должно было обеспечивать проведение единой государственной политики сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта. Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников, генерал-лейтенант, видный ученый-механик и инженер, стоявший у истоков железнодорожного строительства в России.

Павел Петрович Мельников. Государственный музей А.С. Пушкина.
Павел Петрович Мельников. Государственный музей А.С. Пушкина.

П.П. Мельников находился в родстве с семьей Тютчевых. Он был родным дядей невестки Ф.И. Тютчева Ольги Александровны Мельниковой, на которой был женат старший сын поэта Дмитрий. Семьи Тютчевых и Мельниковых были дружны, с Павлом Петровичем был хорошо знаком и сам Федор Иванович.

Дмитрий Федорович Тютчев (1841-1870) и его жена Ольга Александровна, урожд. Мельникова ((1830-1913). Музей-заповедник "Мураново".
Дмитрий Федорович Тютчев (1841-1870) и его жена Ольга Александровна, урожд. Мельникова ((1830-1913). Музей-заповедник "Мураново".

Как можно узнать из семейной переписки, Тютчев познакомился с П.П. Мельниковым на одном из придворных балов осенью 1856 года, случайно оказавшись рядом с ним за столом во время ужина. Об этой неожиданной встрече с «незнакомым генералом» Тютчев писал своей жене Эрнестине: «Мой собеседник, как ты догадываешься, был генерал Мельников, умный человек» [19] (Примечательно, что французское выражение «l'homme d'esprit», употребленное Тютчевым по отношению к Мельникову, можно перевести и как «остроумный человек»).

В последующие годы Фёдор Иванович неоднократно встречался с Павлом Петровичем и поддерживал с ним доверительные отношения. О степени откровенности и доверия в общении Мельникова и Тютчева может говорить фрагмент еще одного письма поэта к дочери Марии, имеющий также отношение и к вопросу экономичности железнодорожного транспорта по сравнению в гужевым: «Вчера я узнал от Мельникова подробность, поистине ошеломляющую. Во время последнего путешествия императрицы ей предстояло проехать на лошадях триста пятьдесят верст между двумя железными дорогами, причем на каждый перегон требовалось двести лошадей, которых пришлось пригнать с расстояния в несколько сот верст и содержать в течение недель в местности, где ничего нет и куда надо все подвозить. — Ну так вот, знаешь ли, во что обошлось государству это расстояние в триста пятьдесят верст? в сущую безделицу: полмиллиона рублей! Это баснословно, и, конечно, я никогда не счел бы это правдоподобным, если бы цифра не была названа мне таким человеком, как Мельников» [20].

П.П. Мельников на посту министра стал инициатором строительства важнейших железнодорожных магистралей своего времени. Под его руководством в министерстве была разработана перспективная программа развития сети железных дорог России. Предлагалось строительство Южной дороги — от Москвы до Севастополя; Восточной — от Орла до Саратова; Западной — от Орла через Смоленск, Витебск до Динабурга (Даугавпилса); Юго-Восточной — от Екатеринослава до Ростова.

Павел Петрович Мельников из комплекта медалей в память 200-летия Петербургского государственного университета путей сообщения. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Павел Петрович Мельников из комплекта медалей в память 200-летия Петербургского государственного университета путей сообщения. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Важное место в будущей транспортной системе должен был занять город Орёл – административный центр губернии, в Брянском уезде которой находились владения Тютчевых.

Литература и источники:

19. Тютчев Ф.И. – Эрн. Ф. Тютчевой. Москва. 9 сентября 1856 г. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 5. М., 2005. С. 252.

20. Тютчев Ф.И. – М.Ф. Бирилевой. Петербург. Середина августа 1867 г. // Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 6. М., 2004. С. 256.

Амелин Н. Н., главный хранитель музея-заповедника Ф. И. Тютчева "Овстуг"

Продолжение следует...

Подписывайтесь на музей-заповедник Ф. И. Тютчева «Овстуг» в соцсетях:

Полностью материал "Железнодорожные путешествия Федора Тютчева" можно прочитать в подборке статей.