Поиск хорошего психолога в текущих реалиях можно сравнить с хождением по минному полю. Толковых специалистов на общем фоне достаточно, но часто на их ютубе нет многомиллионных просмотров, а видео могут писаться на камеру телефона с плохим звуком на фоне полки книг. Стоимость консультации у них тоже не обязательно высокая (темы «хорошие знания стоят дорого» касался в предыдущей публикации).
Очередь на месяцы вперед - далеко не показатель. Человек может находиться на этапе «я не знаю, что я не знаю» (не подозревать о собственной некомпетентности) и дать себе право вещать и ставить высокую цену, договорившись с совестью, просто потому, что сам дорого купил свои знания.
Или он попросту может быть нарциссом. А это очень частая тема среди «проявленных» людей. Очередь в этом случае может обеспечиваться эксклюзивностью, высокой ценой и вау-отзывами (писал о том как они собираются здесь).
Я БЫ ОБРАЩАЛ ВНИМАНИЕ НА ТРИ ФАКТОРА:
✅ наличие профильного образования с хорошим объемом часов;
✅ наличие собственной объемной личной терапии / супервизии;
✅ ваше субъективное ощущение от контакта.
Пункты 1 и 2 не гарант и легко фальсифицируется. Поэтому, особое внимание я бы отдал последнему пункту. И, когда соберетесь, предлагаю в том числе оценивать его через тестовое личное взаимодействие: диагностика или разовая сессия.
Имейте в виду, что вы можете «принести» на сессию и свои сомнения, ощущения, мысли по поводу терапевта и эффективности вашей работы. Подобные вопросы и высказывания в адрес специалиста можно отнести к разряду "неудобных" и реакция на них тоже показатель.
Возможные реакции специалиста на «неудобные» вопросы и что это может значить
Для опытного специалиста "неудобные вопросы" и сомнения — это всего лишь материал для работы с вами. Он не будет вас винить, стыдить и агрессировать, а сохранит обладание и скорее пригласит посмотреть, что за этим стоит, подсветит страхи.
Менее опытный возможно войдет в легкое замешательство, но все же будет выруливать ситуацию в рамках профессиональной этики.
Ещё менее опытный начнет эмоционировать: конфликтовать либо отвергать и прерывать коммуникацию (избегать).
Иногда подобное поведение может оправдываться термином «провокационная психология». Тут сложно отличить, ведёт ли специалист или всё же реагирует. Для такого существует супервизия (которую, помним, сложно достоверно проверить).
В целом, реакция на «неудобные» темы может помочь оценить терапевта, т.к. в сути это провокация. Но, важно понимать, что это не догматы. Не спешите засовывать жизнь в табличку, старайтесь увидеть, как есть, а не поскорее навесить ярлык на человека и ситуацию.
Если в целом замечаете за собой подобные устремления (тяга к строгой систематизации и шаблонизированию, стремление быть полностью уверенным, что терапевт высококлассный), это тоже можно вынести на сессию, как тему для исследования.
Интересно, был ли у вас опыт взаимодействия со специалистами психосферы и каков он? Вижу ценным собрать эту информацию в комментариях, чтобы другие могли увидеть.
В следующей публикации попытаюсь выделить несколько «КРАСНЫХ ФЛАГОВ» ПРИ ВЫБОРЕ СПЕЦИАЛИСТА.
Благодарю, что вы здесь и на связи!