Найти тему

Семинар «Возрастные кризисы»

В начале августа мы посетили семинар Максима Чекмарёва 

https://t.me/mchekmarev

(врача-психотерапевта, международного мастер-тренера Всемирной ассоциации Позитивной и Транскультуральной Психотерапии) «Возрастные кризисы». В этой статье мы хотим поделиться полезной информацией, которую получили .

В первую очередь, чтобы понимать про возраст и его влияние на человека в метафизическом значении, важно знать, что отношение ко времени может определять отношение к возрасту. Древние греки выделили два типа времени «Хронос» и «Кайрос».

• Первый из них относится к количественному измерению времени (часики тикают, время движется постоянно. 

•  Второе же понятие скорее содержит мысль о времени бытия, наполненности, это время возможностей (у человека есть время его жизни, и очень важно чем оно заполняется). И важно уметь соединять их в одной точке.

Второй важный пункт - это понимание, что любой возрастной кризис - это пересмотр моего бытия. По старым правилам я жить не могу/не хочу - нужны новые. 

Возрастные кризисы - это состояния в которых человек переживает внутренние конфликты, связанные с изменением его личности в определенном возрасте. И нам необходимо понять содержание этих внутренних конфликтов (какие ценности бьются в конфликте). 

Традиционно возрастная психология насчитывает 5 кризисов (здесь мы выделяем только основные):

 1. Кризис 3 лет

 2. Подростковый кризис.

 3. Кризис первой четверти жизни 

 4. Кризис среднего возраста 

 5. Кризис старости 

Чтобы хорошо и вовремя прожить каждый из них, важно знать возрастные особенности ☝🏻

Так, если кризис 3 летнего возраста четко связан с осознанием себя, как отдельного человека, то кризис среднего возраста, чаще про поиск смыслов. 

Есть интересная «Теория морального развития» американского психолога Лоренца Кольберга, которая хорошо встраивается в понимание и преодоление возрастных кризисов.

Итак, согласно ей моральный путь развиты человека состоит из трех основных этапов:

 ✔️Доконвенциональный (ещё говорят Доморальный)

 ✔️Конвенциональный 

 ✔️Постконвенциональный

На первом из них подрастающий ребёнок сталкивается с нормами и правилами принятыми в обществе /различных социальных группах. Он учится понимать, что его воля и желания ограничиваются не готовностью социума их выполнять. И маленький человек усваивает «Если я принадлежу этой группе (семья, сад, школа), то мне надо делать это, и не надо делать то». 

На втором, конвенциональном уровне человек живет согласно принятым правилам. Он строит свою личную и профессиональную жизнь в соответствии с определенными нормами. Он четко понимает что люди придумали правила, и надо по ним жить. 

На третьей стадии человек осознает, что правила придумываются людьми «Я такой же креатор(создатель) этих норм. И я могу выбирать, что из этого мне подходит, а что нет». 

Именно здесь находится разрешение кризиса среднего возраста (и дальше) и именно сюда приводит нас психотерапия. 

 

Эти три стадии очень часто не соответствуют возрасту . Человеку может быть тридцать лет, но он так и находится на первой стадии. 

Возвращаясь к античности нужно напомнить, что слово «кризис» означает - решение, поворотный пункт. Кризисы не избежны, без них нет изменения. А человек не может в 40 лет находиться на том же уровне осознания своего бытия, что и в 15. 

Чтобы легче пройти возрастные кризисы во взрослом уже состоянии, есть несколько ключевых советов: 

✔️Нужно иметь хороший контакт с собой (понимать себя, свои чувства и эмоции, знать свои ресурсы).

✔️ Не бояться задавать себе вопросы, а главное честно на них отвечать самому себе.

___________

Авторы статьи:

 1. Мамышева Гуля 

психолог. Индивидуальная, детско-подростковая психотерапия в методе ППТ. Член WAPP.

 2. Татаркулова Лиана

@Ta_Lyanna 

психолог в методе ППТ, психолог в методе КПТ, консультант детско-родительских отношений.