Когда я только начинал консультировать авторов по их сценариям, то придумал, как мне казалось, революционную идею. Я бы создал график времени, который показывал автору, насколько меня интересует каждый момент его сценария. Каждые 5 страниц я отмечал в таблице, по шкале от 1 до 10, уровень моего интереса. Идея заключалась в том, чтобы автор мог визуально определить те моменты в истории, над которыми нужно поработать. Так я представлял себе типичный сценарий…
Но я быстро понял, что сценарии, которые присылают мне на консультацию, выглядят совсем иначе. Большинство из них начинались примерно с 6 или 7, иногда с 8 баллов интереса. Затем, примерно на 15-й странице, мы доходили до 6. На 20-й странице - до 5. Страница 30, и мы уже на 3. И тогда остальная часть сценария зависала бы в районе 3 или 2. Другими словами, большинство сценариев на консультациях, которые я прочитал, выглядели примерно так…
Я даже не буду вдаваться в подробности того, насколько деморализующим было бы для сценариста получать подобные отзывы. Кто будет рад начать переписывать сценарий с комментариями, которые не только с когнитивной точки зрения говорят о том, что ваш сценарий - катастрофа, но и визуально отображают это! Поэтому я отказался от визуализации обратной связи.
Но важный урок был усвоен.
На самом деле даже два:
1) Большинство сценариев быстро теряют интерес читателя.
2) Когда это происходит, то редко автор способен вернуть интерес.
Если вы знаете об этих вещах – а вы теперь знаете! – вы можете сделать всё, чтобы с вами этого не случилось. Результаты на графиках постоянно убеждали меня в том, насколько важен первый акт сценария.
Первый акт - это основа всей вашей истории. Чем прочнее этот фундамент, тем больше вероятность, что в оставшейся части сценария вы получите 8 и 9 баллов интереса, а не 2 и 3. Как же в мире сценаристов выглядит прочный фундамент?
Всё сводится к тому, чтобы чётко сформулировать пять ключевых моментов:
- Поставьте цель, которая будет двигать сюжет во втором акте.
- Создайте персонажа, за которого мы хотим переживать.
- Создайте персонажа, который борется с внутренним конфликтом, и преодолевает его к концу истории.
- Установите ставки, которые будут серьёзными.
- Составьте настоящий план для своей истории.
Давайте рассмотрим эти пять пунктов по отдельности.
Создайте цель, которая будет двигать историю на протяжении всего второго акта.
Многие сценаристы не добиваются успеха со своей историей, потому что приступают к написанию второго акта почти без энтузиазма. Хорошая цель вовлекает нас во второй акт. Чем более чёткой является цель, тем дольше она будет помогать нам.
Цели обычно рождаются из проблем. Возьмём, к примеру, кассовый хит этого лета - фильм "Чужой: Ромул". Главная героиня, Рейн, отчаянно хочет попасть на планету, где будет солнце. Но она застряла на космической станции из-за своего трудового контракта. Вот в чём ПРОБЛЕМА. Когда возникает план добраться до криоцентра на заброшенном корабле, она вместе с друзьями отправляется туда. (ЦЕЛЬ).
Создайте персонажа, за которого мы будем переживать.
Если мы не хотим переживать за ваших героев, не имеет значения, что вы и как напишете. Ваш сценарий почти сразу же упадёт до 2-х и 3-х баллов интереса для всего фильма, даже если у вас неплохой сюжет. Лучший способ заставить нас болеть за кого-то - это сделать его привлекательным или вызывающим симпатию.
Хорошая новость - вы можете доработать персонажей в следующих драфтах, добавив им нужные характеристики и детали. Недавний фильм, который показал нам, насколько это эффективно, - "Дэдпул и Росомаха".
Дэдпул одновременно и симпатичный (забавный), и вызывает сочувствие (он должен спасти свой мир и друзей). Росомаха, возможно, не самый приятный парень. Но он определённо вызывает симпатию (он ответственен за гибель напарников в своём мире).
Создайте персонажа, который борется с внутренним конфликтом, и должен преодолеть его к концу истории
Это становится решающим, когда вы переходите ко второму акту. Потому что, если вы дадите нам только симпатичного персонажа и цель, то получите типичный фильм с Адамом Сэндлером. Фильмы с Адамом Сэндлером хороши. Но причина по которой они кажутся пустыми и однобокими - в них не хватает глубины. Это правило даёт вам нужную глубину.
Дайте вашему герою либо внутренний конфликт, с которым он сталкивается (возможно, смерть близкого человека, с которой он не смог должным образом справиться), либо недостаток (эгоизм, упрямство, высокомерие).
Вам нужно это сделать потому, что на протяжении всего второго акта ваш герой должен сталкиваться и бросать вызов тем вещам, с которыми он внутренне сражается. Например, герой может встретиться лицом к лицу с человеком, который несёт ответственность за смерть члена семьи, которого он оплакивает. Благодаря этим внутренним баталиям сцены будут более глубокими.
Установите ставки, которые будут серьёзными
Вы когда-нибудь смотрели фильм, в котором примерно через 45 минут после начала вы думаете про себя: "Мне плевать на всё, что происходит". Это часто означает, что ставки, которые были установлены в сюжете, слишком низкие.
Однажды я прочитал сценарий на консультации, где по сюжету парень лет двадцати с небольшим приезжал на выходные в свой родной город и общался со старыми друзьями.
Я вступил с автором в оживлённую дискуссию о том, насколько низкими были ставки. В частности, была одна сюжетная линия, которая сводила меня с ума. Главная девушка в этой истории… она даже не нравилась герою. Она была единственным, на чём могла основываться история – если герой всегда любил девушку и это был его единственный шанс заполучить её, то, по крайней мере, у тебя хоть что-то есть.
Но сценарист был непреклонен в том, чтобы сценарий казался "настоящим", и я пытался объяснить ему, что реальность скучна.
Фильмы рассказывают о самых важных моментах в нашей жизни. В идеале фильмы должны освещать самый важный момент в жизни вашего героя. Это требует высоких ставок. Поэтому, пишете ли вы сценарий для крупного фильма или для авторский проект - делайте ставки настолько высокими, насколько это возможно в вашей ситуации.
Составьте настоящий план для своей истории
Это самый важный совет из всех. Вам нужно составить план работы над сценарием. Не просто план того, как пройти первые десять страниц. Или первый акт. Но план того, как написать весь сценарий.
Основная причина, по которой сценарий разваливается во втором акте, заключается в том, что у сценариста никогда не было плана. Они знали, как всё начнётся, и *надеялись*, что разберутся во всем по ходу дела.
Это смертельно опасная стратегия, если вы сценарист, и почти наверняка приведёт к провалу, если только вы не возьмёте на себя обязательство написать 20 драфтов, что даст вам достаточно времени на устранение слабого фундамента, на котором вы построили свою историю.
Если вы не знаете, как планировать, то прочитайте книгу The Sequence Method. Это лучшая книга по сценарному мастерству, в которой рассказывается, как спланировать каждую часть сценария.
Один из советов для сценариста, который я слышал много раз за эти годы, заключается в том, что ключ к классному третьему акту - это классный первый акт. Но правда в том, что ключ к классному второму и третьему актам - это классный первый акт. В первом акте должны быть чётко прописаны ключевые моменты.
И само собой, нужно понимать, что к написанию сценария вы выбираете хорошую концепцию. Потому что, если ваша концепция слаба, эти пять советов не сильно помогут!
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.