Найти тему
'обратная сторона

Про манипуляции

Оглавление

Мы постоянно сталкиваемся с манипуляциями в личной жизни, на работе, везде, где пересекаемся с социумом. Мы и сами манипулируем окружающими, не осознавая этого. Другое дело, когда человек специально преследует определенную выгоду, провоцируя других на конкретные действия.

Психологическая манипуляция - тип социального воздействия, представляющий собой деятельность с целью изменить восприятие (или поведение) других людей при помощи скрытой, обманной, насильственной тактики в интересах манипулятора.

Для того чтобы не попасть в ловушку и сразу же распознать плохие намерения, необходимо знать виды манипуляций.

Слишком много комплиментов

Манипуляторы очень любят льстить, это их излюбленное оружие. Ведь, если человек похвалил вас от всей души, как же ему можно теперь отказать в маленькой услуге. Будьте начеку, когда человек делает слишком много комплиментов без особых причин, возможно, он преследует свои интересы.

Чувство вины

Когда человек чувствует себя виноватым, то он согласен выполнить любую просьбу. Поэтому манипуляторы идут на разные ухищрения, чтобы заставить человека согласиться сделать небольшое дело. Например, девушка может ссылаться на плохое самочувствие или настроение, чтобы отговорить парня идти с друзьями в бар. Конечно же, такой вид манипуляций свойственен не только женщинам, но и мужчинам.

Эмоциональное решение

Манипуляторы обожают давить на человека, поторапливать его, чтобы тот принял быстрое и эмоциональное решение. Этот прием лучше всего опишет распространенный пример в магазине, когда клиент долго выбирает вещь, а продавец начинает подгонять его и говорить, что это последний товар. «Если не купите прямо сейчас, то его заберут другие». В такой момент фраза «мне нужно подумать» лучше всего охладит пыл консультанта.

Вечно обиженный и несчастный

Пассивный способ манипулировать человеком - притвориться бедной овечкой, которой нужна помощь. Коллега на работе не может сделать сама отчет и просит ей помочь в четвертый раз, вечно невезучий друг без конца занимает деньги, ссылаясь на черную полосу в жизни, мама требует уделять больше внимания даже во время рабочего дня, указывая на свое одиночество. Все это является примерами манипуляций.

Неподходящий момент

Когда человек занят важным делом, это идеальный момент для манипулятора, чтобы попросить его выполнить просьбу. Ведь у человека нет времени на обдумывание вопроса, он быстрее согласится, чтобы от него отвязались наконец. Старайтесь принимать только обдуманные решения, чтобы потом не попадать в неловкие ситуации.

В наиболее сложных случаях, когда вы не в состоянии справиться с манипулированием самостоятельно, стоит обратиться за профессиональной помощью к психологу.

-2

По Роберту Чалдини:

Манипуляция - это преднамеренное и скрытое воздействие на другого человека с целью заставить его выполнить определенные действия, принять определенное решение, чувствовать себя определенным образом. Манипуляция - это воздействие, совершаемое с выгодой для манипулятора.

Психологическая основа манипуляций

Стереотипное мышление. Психологической основой манипулирования является использование склонности человека к стереотипному мышлению. Процесс мышления имеет одну особенность - быть развернутым и соответствовать законам логики в период освоения нового материала, и быть крайне свернутым, полагающимся не на логику, а на прежний опыт, при работе со знакомыми и отработанными фактами. В результате этого у человека постепенно накапливается достаточно большое количество убеждений и аксиом, использование которых заменяет ему процесс полноценного мышления. Например: «дорого - значит качественно», «эксперт всегда прав», «за нас давно все решили», “в период скидок можно купить товар дешевле», «молод - значит менее опытен» и т. д. Знание установок и убеждений человека, особенно сформировавшихся в ранние периоды его жизни, позволяют успешно им манипулировать.

Критическое мышление - способ защиты от стереотипов. Дайте себе время и задайте критические вопросы по поводу того, что вам предлагают. Приведите доводы «за» и «против» по поводу той информации, что вам преподносят.

Принципы манипуляций

  • Принцип взаимности

Человек всегда чувствует обязанность давать что-то взамен за оказанные ранее услуги. Сделайте человеку маленькую услугу, а затем, через какое-то время, попросите об ответной услуге - вы можете получить намного больше того, что предложили первоначально сами. Например: педагог может предложить студентам пораньше закончить пару с условием, что дома они выучат материал и по этому, и по следующему уроку.

Способы защиты. Если вы подозреваете человека в нечестности, то вы можете отказаться от его услуг или самостоятельно предложить ему ответную услугу, равноценную его.

  • Принцип обязательство и последовательность

Человек всегда старается найти причину любым действиям или событиям, объясняющую реальность, а также старается вести себя в соответствии с принципами реальности. Но часто не обладает для этого полным объемом информации о происходящем. Например: педагог наблюдает студента, который всегда вежлив с ним и внимателен на лекциях; он делает вывод о том, что студент везде положителен и отказывается верить критике других преподавателей и студентов на него или излишне доверяет ему во всем.

Еще этот принцип можно выразить словами русской поговорки: «Кто везет, на том и возят».

Способы защиты. Оставляйте себе право быть не последовательным и не логичным - это даст вам всегда возможность вовремя отказаться от навязываемого вам решения.

  • Принцип социального доказательства

Человек склонен повторять действия других людей, особенно когда не уверен в своих знаниях и опыте. Например: педагоги часто могут наблюдать «стадное» поведение в группе подростков и юношей, и это при том, что по отдельности они могут вести себя абсолютно по другому.

Способы защиты. Задавайте вопросы на подлинность информации или обоснованность поведения отдельным людям, заставляя их высказывать свою точку зрения, без опоры на группу.

  • Принцип власти и авторитета

Человек всегда склонен уступать власти или авторитету. Например: мнение или рекомендация начальника, скорее всего, будет выполнено подчиненными беспрекословно, хотя это только мнение, а не приказ; причем нередко, будет выполнено даже в неофициальной обстановке.

Способы защиты. Притормозите свои действия и оцените истинность авторитетной фигуры - приведите доказательства «за» и «против» авторитетности человека, а также оцените насколько авторитетное лицо компетентно конкретно в данной области. Ответьте еще на один вопрос - насколько вероятно, что в данный момент авторитетному лицу и эксперту выгодно быть искренним.

  • Принцип симпатии

Мы склонны доверять симпатичным нам людям, а также людям, похожим на нас - принцип «свой-чужой». Например: Этот принцип нередко используют педагоги, стараясь больше интересоваться увлечениями своих учеников, принимать в них участие, помогать им в реализации планов; в негативном варианте педагог может подстраивать свою речь под речь учеников, вплоть до использования молодежного жаргона.

Способы защиты. Подумай, не слишком ли быстро этот человек понравился вам и вызвал доверие в сложившихся обстоятельствах. Сделали бы вы то, что он от вас хочет, если бы об этом попросил кто-то другой, например тот, кто не нравится вам.

  • Принцип дефицита

Мы хотим то, что не сможем получить в будущем просто так. Например: педагог может предложить студентам выполнить курсовую работу в определенный срок, добавив условие, что те, кто сдаст ее вовремя, получат оценку на балл выше заслуженной, а те кто опоздают получат на балл ниже.

Способы защиты. Никогда не принимайте решение в состоянии возбуждения. Всегда задавайте себе вопросы - зачем мне это нужно и какими еще способами я могу это получить?

Современные названия манипуляций

Пассивная агрессия

Человек не высказывает недовольство открыто, но всячески демонстрирует его: молчит, отвечает односложно или саркастично, игнорирует вас, отказывается отвечать на прямой вопрос «что случилось?». В итоге вы начинаете верить, что в чем⁠-⁠то виноваты, и, чтобы это исправить, стараетесь угодить манипулятору во всем

Что делать. Старайтесь игнорировать пассивную агрессию. Продолжайте вести себя как обычно. Рано или поздно манипулятор устанет изображать жертву.

Эмоциональный шантаж

В конфликтных ситуациях манипулятор прибегает к угрозам. Например, говорит, что вы его совсем не цените и что он от вас уйдет или, наоборот, что в случае вашего ухода он умрет. Таким образом, играя на вашем чувстве вины и долга и ваших страхах, манипулятор добивается от вас желаемого

Что делать. Не обращать внимания на такие угрозы. Если они продолжаются - расстаться с человеком. Если он угрожает причинить себе вред - настоятельно рекомендовать ему обратиться за помощью к врачам.

Буллинг

Манипулятор постоянно критикует вас, подробно разбирает каждую вашу ошибку, с удовольствием рассказывает другим о ваших провалах и высмеивает их. Таким образом манипулятор одновременно самоутверждается и разрушает вашу самооценку, чтобы сильнее привязать к себе.

Что делать. Вспомнить, как вы справлялись с жизненными сложностями до встречи с манипулятором.

Газлайтинг

Манипулятор регулярно отрицает, что говорил что⁠-⁠то или обещал. Перевирает ваши слова или обвиняет в том, что вы его неправильно поняли. Убеждает в том, что вы преувеличиваете или слишком остро реагируете на ситуацию, - и так заставляет вас сомневаться в своей памяти и перестать доверять себе. Вы становитесь все более зависимы от манипулятора, его оценок и интерпретаций.

Что делать. Бежать. Газлайтинг — один из видов эмоционального насилия, который разрушительно влияет на психику жертвы

Абьюз

Это вариант жестокого обращения с человеком, в котором проявляются нарушения границ, принуждение и жёсткие запреты. По факту, все манипуляции и есть абьюз.

Что делать. Если вы понимаете, что речь идет о разовых проявлениях или есть какая-то взаимосвязь с определенными событиями, то есть шанс обратиться в терапию. В иных случаях выход такой же, как в газлайтинге.

Неглект

Близкий по сути к насилию термин про унижение, игра на чувстве вины, пренебрежение жизненно важными потребностями другого человека и опасное для психологического здоровья равнодушие и эмоциональная холодность. Типичное проявление неглекта: «Я вижу, что тебе нужна моя помощь, но сделаю вид, что не замечаю этого, потому что мне всё равно или я хочу тебя наказать». Такая позиция очень ранит тех, кто находится в положении зависимых.

Что делать: выстроить физические и психологические границы и не бояться просить помощи извне. Насильник/манипулятор в данном случае силен только один на один, как правило, для окружающих такой типаж старается быть хорошим и "вообще это все для воспитания".

-3

Критическое мышление и объективность отличные помощники в борьбе с манипуляторами, но ни в коем случае не нужно быть подозрительными ко всему, намного чаще "банан - это просто банан". Манипуляции абсолютно везде и мы сами неосознанно манипулируем, в этом и есть основа коммуникации - удовлетворить свои потребности. Главное без ущерба не только для себя, но и окружающих.