С чего большинство соискателей обычно начинает поиск работы?
С подключения к процессу всех своих связей, создания или корректировки резюме, размещения его на сайтах и откликов на вакансии. Этот алгоритм подходит, если вы – специалист с небольшим опытом или вам срочно нужна хоть какая-то работа. И почти не годится для руководителя с солидным стажем, заинтересованного в хорошей вакансии.
Мидл- или топ-менеджеру перед выходом на рынок труда в первую очередь стоит определиться со своим позиционированием. Особенно, если давно не искали работу, ваш опыт 15-20 и более лет, и вы за эти годы успели поработать в разных отраслях и функциях.
К примеру, человек последовательно был руководителем в продажах, закупках, логистике, проектах развития бизнеса, операционным директором. И на каждом из мест работы у него есть достижения.
Выходя на рынок труда с таким богатым бэкграундом, он нередко решает:
- В одном резюме через запятую перечислить несколько интересных ему позиций, которые, на его взгляд, все близкие. Из нашего примера это будут: коммерческий директор, директор по закупкам и логистике, исполнительный и операционный директор.
- Указать абсолютно все места работы, начиная с лохматых 90-х, чтобы: а) показать свой крутой карьерный рост, и б) не подумали, что он до 2014 года непонятно чем занимался - бездельничал, пил, сидел в тюрьме и т.д.
- Описать в резюме и самопрезентации все свои ключевые компетенции и достижения.
Он уверен, что всё это:
- Позволит ему закинуть сеть пошире – уж на какую-то вакансию его точно позовут
- Повысит его ценность и стоимость в глазах потенциальных работодателей – вон сколько всего человек делал и умеет!
- Даст ему больше предложений и поможет найти работу быстрее/лучше.
Кроме того, ему самому очень дороги и тот путь, что он прошёл, и те результаты, которых добился. Ну, как тут что-то выбросить, если всё кажется важным и показывающим его уровень?!
А в итоге получается наоборот – его отклики остаются без ответов, потому что работодателям непонятно, кто он и для чего.
Да, друзья, у вас могут быть мега-крутые результаты в разных областях, и каждый из них достался вам дорогой ценой. Но эти разноплановые достижения дороги только вам, а у работодателя очень утилитарное отношение к любому сотруднику – его подбирают под выполнение конкретных задач. Цинично? - да, но как есть. Это потом, когда вы уже будете сотрудником компании, ваши мульти-функциональные компетенции могут стать для неё большим плюсом. Но на этапе отбора стремиться переливаться всеми своими гранями – это ослеплять и сбивать с толку потенциальных работодателей.
Представьте, что вы приходите в магазин бытовой техники и электроники за профессиональной фотокамерой. И видите, что в торговом зале нет выделенных зон под продажи определённых групп товара, а всё выставлено вперемешку. Мало того, ещё и консультант в ответ на ваш запрос предлагает вам также рассмотреть смартфоны, планшеты и ноутбуки, потому что в них тоже есть встроенные камеры. Но вы хотите выбирать именно из нужной вам категории товаров, а не из всех, которые каким-то боком имеют отношение к фото-съёмке! На какой минуте вы потеряете терпение?
Вот так и работодатель хочет видеть вашу принадлежность к конкретной категории (позиции) и понимать ваши полезные свойства применительно к ней, а не вообще. А ещё лучше - чтобы они были в кон его компании. У него на анализ любого резюме 10-15 секунд, и вам надо успеть за них зацепить его внимание, чтобы он захотел присмотреться к вам поближе.
Соответственно, вам не обойтись без маркетинга. Он нужен и тогда, когда ваша карьера строилась в пределах одной профессиональной области, чтобы и самому понимать, что вы будете искать, и правильно доносить свою ценность до работодателей.
Хороший маркетолог должен понимать следующие основные моменты:
- Ситуация на рынке – что востребовано и сколько стоит.
- Свой продукт – для чего/для кого он, в чём его преимущества и отличия от продуктов конкурентов.
- Где водится твой покупатель и как он совершает покупку.
- Какие каналы лучше подходят для продвижения данного продукта.
Как самому себе стать маркетологом
Шаг 1. Поскольку «продукт» у нас – живой человек со своими интересами и потребностями, начинать нужно не с исследования рынка, как в случае с неодушевлёнными предметами, а с понимания, кто вы и для чего. Т.е. идём изнутри – наружу.
- Разберитесь, чем обладаете вы. Ваши сильные и слабые стороны, ключевые знания и умения, специализация, масштабы и результаты работы, долгосрочные и краткосрочные карьерные цели.
- Определитесь, где (отрасль, функция, размер и тип компании) и кем (должность, роль) вы видите себя в перспективе 2-3 лет.
- Решите, какие условия работы и оплаты для вас критичны, а чем вы можете пожертвовать ради чего-то другого, потому что всё идеально не бывает.
Шаг 2. Проанализируйте рынок труда. Выберите 8-10 самых интересных вам вакансий и приведите их к общему знаменателю:
- Какие задачи актуальны на данной позиции в настоящий момент
- Какие компетенции соискателей наиболее востребованы работодателями
- Что компании предлагают подходящим кандидатам.
3. Наложите контур своих ожиданий на предложения нужных вам работодателей, отсеките лишнее, уточните и при необходимости скорректируйте свой запрос.
Возможно, вы поймёте, что не дотягиваете, и вам нужно запрашивать более низкую должность или зарплату. Или что подходящих вам вакансий почти нет, и тогда нужно менять что-то либо в позиционировании, либо в каналах поиска. Или ещё какой-то момент конфликтует с вашими возможностями.
Например, в последние годы вы работали финансовым директором небольшой компании, а сейчас хотите перейти в крупную. При анализе требований работодателей вы понимаете, что претендовать на такие вакансии могут только те соискатели, у которых есть релевантный опыт работы в бизнесе сопоставимого масштаба. Соответственно, вам надо определиться - либо идти на понижение в должности, к примеру, до руководителя финансового отдела, но в крупной компании, либо оставаться в прежней роли и искать работу в организации такого же размера, как был до этого.
Отсечь лишнее – это как раз про то, что нужно убрать из резюме и рассказа о себе тот опыт, компетенции и достижения, которые без надобности вашим потенциальным работодателям (см. шаг 2). Сконцентрируйтесь на главном, но главном НЕ ДЛЯ СЕБЯ, а ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ.
Вообще, секрет хорошего маркетинга (а грамотное позиционирование – его часть) в том, чтобы фокус внимания перенести с себя, любимого, на того, кому ты хочешь что-то предложить, продать. И не важно, товар это, услуга или собственные знания, умения, способности, силы и время.
Если затрудняетесь сами определиться, кто вы, и в чём ваша сила и ценность - обращайтесь за помощью!
Галина Бобкова, карьерный консультант, профориентолог
Сайт: www.ccgb.ru
Соцсети и каналы:
· Телеграм